(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия)
Специалиста по социальной работе 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Для работы специалистом по социальной работе принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, или высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности;
2) не имеющее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.2. К работе в должности специалиста по социальной работе допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Специалист по социальной работе должен знать:
1) основные направления государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения;
2) нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей;
3) требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
4) порядок предоставления социальных услуг;
5) цели, задачи и функции поставщиков социальных услуг;
6) особенности социальной работы с различными гражданами - получателями социальных услуг и группами населения;
7) основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции;
8) типология проблем граждан, признанных нуждающимися;
9) основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга;
10) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия;
11) порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
12) методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
13) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
14) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения;
15) основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции;
16) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
17) основные типы проблем, возникающих у получателей социальных услуг;
18) основные формы и виды социального обслуживания;
19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
20) технологии социальной работы и условия их применения;
21) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
22) мотивационные технологии в социальной работе и технологии активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
23) инфраструктуру предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
24) российский и зарубежный опыт социальной работы;
25) перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы;
26) правила ведения документации;
27) систему организаций социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
29) регламент межведомственного взаимодействия;
30) сферы профессиональной ответственности профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг;
31) основы валеологии, социальной медицины;
32) экономические основы социальной работы;
33) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
34) правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
35) основы геронтологии;
36) этические основы социальной работы;
37) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.4. Специалист по социальной работе должен уметь:
1) вести первичный прием граждан, обратившихся в организацию социального обслуживания;
2) проводить индивидуальный опрос граждан и анализировать комплекс документов, подтверждающих индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах;
3) организовывать обследование условий жизнедеятельности гражданина по месту жительства (фактического пребывания), определять причины, способные привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья;
4) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и определять методы их преодоления;
5) взаимодействовать с гражданами, нуждающимися в социальном обслуживании;
6) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина с целью уточнения условий его жизнедеятельности гражданина при предоставлении социальных услуг, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг;
7) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети интернет;
8) вести документацию, необходимую для предоставления социальных услуг и социального сопровождения, в соответствии с требованиями к отчетности в бумажном и электронном виде;
9) конкретизировать цели, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг на основе проведенной диагностики, а также прогнозировать результаты предоставления социальных услуг;
10) использовать технологии и методы социальной работы;
11) применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи;
12) учитывать изменяющиеся условия жизнедеятельности граждан с целью внесения предложений о корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
13) взаимодействовать со специалистами, организациями и сообществами при предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
14) подготавливать документы для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
15) использовать оптимальное сочетание различных технологий социальной работы в процессе предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
16) обеспечивать организацию взаимодействия профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг гражданам;
17) мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
18) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных услуг;
20) использовать основы правовых знаний в сфере предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
21) принимать участие в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
22) обеспечивать конфиденциальность личной информации о гражданах, обратившихся за получением социальных услуг;
23) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.5. Специалист по социальной работе руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.6. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно _________________ _____________ (наименование должности руководителя).
1.7. _________________ ____________________________ (другие общие положения).
2. Трудовые функции
2.1. Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
2.1.1. Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании.
2.1.2. Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг.
2.1.3. Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании.
2.2. _________________ ________________________ (другие функции).
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет прием граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, в том числе на основании представленной индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
2) выявляет обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина;
3) ведет учет граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия его жизнедеятельности;
2) планирует действия, осуществляет выбор технологий, форм и методов предоставления социальных услуг при организации предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
3) взаимодействует со специалистами, организациями и сообществами по оказанию помощи в решении проблем получателей социальных услуг, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) подготавливает документы для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
2) организует предоставление социальных услуг получателям социальных услуг, а также мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, и различными специалистами (организациями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;
4) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан;
5) организует направление получателей социальных услуг в специализированные социальные организации (подразделения) и (или) к профильным специалистам;
6) организует социальное сопровождение граждан в процессе реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
7) организует профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развитию обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по социальной работе исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ __________________ (другие обязанности).
3.2. _________________ ________________________ (другие положения о должностных обязанностях).
4. Права
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ __________________________ (другие права).
5. Ответственность
5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ ________________________ (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", утвержденного Приказом Минтруда России от 18.06.2020 N 351н), с учетом _________________ _______________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ _______ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ ______________.