_________________ __________________
(наименование организации) УТВЕРЖДАЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ _________________ ____________
ИНСТРУКЦИЯ (наименование должности)
_________________ ___________
00.00.0000 N 000 (подпись) (инициалы, фамилия)
00.00.0000
Техника
1. Общие положения
1.1. На должность техника принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
2) имеющее дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации;
3) освоившее базовые знания русского жестового языка для общения с гражданами с нарушением слуха при проведении слухопротезирования.
1.2. К работе в должности техника допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.3. Техник должен знать:
1) основы физиологии и патологии слухового анализатора;
2) основы аудиологии, сурдологии и слухопротезирования;
3) основы психоакустики;
4) нормальную отоскопическую картину наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
5) признаки заболеваний уха, требующие обращения за оказанием медицинской помощи;
6) основы анатомии и физиологии органа слуха;
7) основы патологии органа слуха;
8) признаки нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
9) принцип работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований;
10) методики аудиометрических исследований;
11) методики надпороговой аудиометрии;
12) методики речевой аудиометрии;
13) основы аудиологии, сурдологии;
14) конструктивные особенности слуховых аппаратов и их функциональные характеристики;
15) технические характеристики, приведенные в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты;
16) ценовые категории слуховых аппаратов, различия этих категорий по функциям;
17) основы психоакустики;
18) методы оценки нарушений слуха;
19) признаки заболеваний, являющихся показаниями и противопоказаниями к слухопротезированию;
20) структуру и конструкцию слуховых аппаратов;
21) методы обработки сигналов в слуховых аппаратах;
22) формулы настройки слуховых аппаратов;
23) программы настройки слуховых аппаратов различных производителей;
24) особенности работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов;
25) возможности использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха;
26) практические вопросы слухопротезирования;
27) основы функционирования слуховых аппаратов;
28) функциональные возможности используемых слуховых аппаратов;
29) методические рекомендации производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации;
30) законодательство в сфере охраны здоровья;
31) региональные нормы и правила обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации;
32) требования к окружающей обстановке при производстве работ;
33) акустические параметры зоны настройки;
34) минимально необходимый комплект оборудования;
35) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.4. Техник должен уметь:
1) с помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов выявлять другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование;
2) проводить осмотр наружного слухового прохода;
3) заполнять документацию;
4) пользоваться отоскопом;
5) проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
6) проводить импедансометрию;
7) проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению;
8) проводить речевую аудиометрию;
9) оценивать разборчивость речи в шуме;
10) определять степень потери слуха (I - IV, глухота), тип и форму потери слуха;
11) соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина;
12) соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата;
13) проводить осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа;
14) проводить процедуру снятия слепков;
15) проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата;
16) правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов;
17) оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов;
18) оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина;
19) выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков);
20) демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
21) научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат;
22) демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек;
23) демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона;
24) демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату;
25) _________________ _______________________ ______________________.
(другие навыки и умения)
1.5. Техник в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Техник подчиняется непосредственно _________________ ____________.
(наименование
должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Электроакустическая коррекция слуха:
1) выявление существующих у гражданина проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации;
2) тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи у гражданина;
3) выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата гражданину;
4) первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата;
5) предпродажная подготовка (индивидуальная комплектация) слуховых аппаратов, обучение гражданина и разработка плана реабилитации, оформление документов розничной реализации.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Техник исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) ведет документацию гражданина;
2) производит сбор сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом;
3) беседует с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях;
4) выявляет возможные проблемы, требующие оказания медицинской помощи;
5) выявляет проблемы, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат;
6) определяет отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий;
7) принимает решения о слухопротезировании или об обращении за оказанием медицинской помощи.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит осмотр наружного слухового прохода с помощью отоскопа;
2) выявляет противопоказания к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи;
3) проводит аудиометрические измерения слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
4) проводит надпороговую аудиометрию с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах;
5) проводит импедансометрию для выявления объективных показателей состояния среднего уха;
6) определяет порог восприятия речи и порога разборчивости речи;
7) выявляет противопоказания к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи;
8) определяет степень потери слуха, ее типа и формы.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) определяет требуемую схему коррекции слуха; определение ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна;
2) направляет для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов;
3) определяет потенциальные ограничения действий по коррекции слуха и круг моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина;
4) осуществляет выбор конструктивного типа слухового аппарата;
5) производит выбор функциональных возможностей (ценовой категории) слухового аппарата;
6) проводит сравнительный анализ слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха;
7) выбирает конкретную модель слухового аппарата.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков;
2) осуществляет снятие слепков, предварительный выбор места установки отоблока (при необходимости);
3) производит выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления;
4) проводит осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов;
5) выполняет примерку слухового аппарата и вкладыша гражданину;
6) производит настройку слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина;
7) выполняет дополнительную настройку слухового аппарата на основании пожеланий гражданина;
8) осуществляет выбор оптимального способа вентиляции ушного канала;
9) определяет правильность подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) знакомит гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
2) обучает гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата;
3) информирует гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним;
4) знакомит гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации;
5) обучает гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата;
6) информирует гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов);
7) согласовывает график повторных визитов;
8) знакомит гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями;
9) информирует гражданина о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом;
10) подготавливает комплект из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации.
3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.7. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Техник имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ _____________________.
(иные права)
5. Ответственность
5.1. Техник привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования
(сурдоакустик)", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н, с учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ _______________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся
неотъемлемой частью настоящей инструкции
(в журнале ознакомления с должностными инструкциями);
в экземпляре должностной инструкции,
хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
(другие заключительные положения)