_________________ _______________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ __________
(подпись) (инициалы, фамилия)
00.00.0000
Тренера по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту
по общей физической подготовке
1. Общие положения
1.1. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке относится к категории специалистов.
1.2. Для работы тренером по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта либо квалификационную категорию тренера или тренера-преподавателя <1>.
1.3. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке должен знать:
1) федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта;
2) теорию и организацию адаптивной физической культуры;
3) биомеханику двигательной деятельности в виде адаптивного спорта;
4) гигиену физической культуры и спорта;
5) методики адаптивной физической культуры;
6) технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре;
7) виды, содержание и технологию планирования тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке;
8) комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке в адаптивной физической культуре и спорте;
9) методики обучения технике выполнения комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке в виде адаптивного спорта;
10) правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации инвалида;
11) порядок составления и ведения документации по планированию занятий по общей физической и специальной подготовке, по измерению и оценке физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося;
12) нормы обеспечения специализированным спортивным инвентарем и оборудованием при организации тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
13) правила вида адаптивного спорта;
14) гигиенические основы физического воспитания;
15) основы общей патологии;
16) основы здорового образа жизни;
17) этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья;
18) техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств;
19) комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки;
20) методику адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;
21) правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся;
22) правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации;
23) методики проведения контрольных испытаний (тестов) для оценки общей физической и специальной подготовки занимающихся в избранном виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
24) медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта, основы общей патологии;
25) морфо-анатомические особенности строения организма человека с той или иной патологией на разных этапах онтогенеза, влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса, методы контроля морфофункционального статуса;
26) методы сбора, систематизации и обработки результатов тестирования уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося;
27) нормативы функциональной и специальной подготовленности занимающихся в виде адаптивного спорта;
28) нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;
29) назначение и особенности использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений при проведении тестирования уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося;
30) содержание и технику комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся, способы их учета в спортивной подготовке по виду адаптивного спорта;
31) анатомию и физиологию человека;
32) основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций;
33) технологии планирования и организации общей физической подготовки, специальной подготовки в адаптивном спорте;
34) гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
35) комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки в адаптивном спорте;
36) диетологию, основы спортивного питания;
37) реабилитационные технологии в адаптивном спорте;
38) основы научно-методического обеспечения спортивной подготовки в адаптивном спорте;
39) особенности построения процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
40) средства управления величиной и направленностью тренировочной нагрузки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
41) построение процесса спортивной подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
42) приемы, способы страховки и самостраховки;
43) правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
44) основы организации первой помощи;
45) _________________ _______________________ _______________.
1.4. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке должен уметь:
1) вести отчетную документацию по планированию тренировочных занятий, по общей физической и специальной подготовке занимающегося, по консультированию тренеров, занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической и специальной подготовки;
2) планировать содержание занятия по общей физической и специальной подготовке с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки, уровня подготовленности занимающегося, особенностей его физического состояния, характеристики типичных нарушений функций организма;
3) подбирать средства и методы тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся;
4) варьировать продолжительность тренировочной нагрузки, периодами отдыха между отдельными упражнениями, выявлять первые признаки напряжения, усталости занимающегося;
5) определять задачи общей физической и специальной подготовки исходя из целей и задач программы спортивной подготовки занимающегося;
6) анализировать условия, возможности достижения занимающимся результата тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, подбирать средства достижения занимающимся контрольных показателей тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке;
7) контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся во время проведения занятия по общей физической и специальной подготовке, определять первые признаки напряжения и утомления;
8) использовать специализированное спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы для занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся;
9) выявлять опасности внешней среды для занимающегося и определять алгоритмы их предупреждения;
10) выявлять неисправности специализированного спортивного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации;
11) организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
12) использовать методы фиксации результатов занимающихся при проведении занятия по общей физической и специальной подготовке;
13) разъяснять техники выполнения комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, правила техники безопасности при выполнении упражнений с использованием техник общения с инвалидами, лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья различных нозологических групп;
14) демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений специальной подготовки в избранном виде адаптивного спорта, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением;
15) проводить коммуникации с занимающимися с учетом нравственных и деонтологических норм;
16) подбирать показатели и системы тестов для определения уровня общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся с учетом физического состояния занимающегося, особенностей патологии;
17) использовать специализированное спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений для определения уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося;
18) давать рекомендации по содержанию и соблюдению режима труда и отдыха занимающегося с целью реабилитации, сохранения функционального состояния и спортивной формы;
19) применять техники общения с инвалидами, лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, различных функциональных групп;
20) интерпретировать результаты тестирования уровня физической, функциональной и специальной подготовленности занимающегося, вносить коррективы в цикл тренировки занимающегося;
21) обеспечивать эффективность физической реабилитации, сохранение функционального состояния и спортивной формы занимающихся различных нозологических, возрастных и гендерных групп за счет рекомендаций по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), эффективного построения процесса совершенствования общей физической и специальной подготовки занимающегося;
22) использовать методы и технологии физиологического обоснования комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр для занимающихся;
23) консультировать тренеров, занимающихся по прикладным вопросам физиологии спорта, теории адаптивного спорта, организации общей физической и специальной подготовки занимающихся;
24) разъяснять занимающимся физиологические и организационные вопросы спортивной подготовки с использованием техник общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методов общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств;
25) прогнозировать воздействие отдельных комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр на функциональное состояние и спортивную форму занимающегося;
26) использовать этические и деонтологические нормы в процессе коммуникации с занимающимися;
27) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
28) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.5. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по
общей физической подготовке в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по
общей физической подготовке подчиняется непосредственно
_________________ _______________________ ________.
(наименование должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий:
2.1.1. Разработка планов и структуры тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающегося на период реабилитационных мероприятий.
2.1.2. Проведение с занимающимися тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке.
2.1.3. Измерение и оценка общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий в циклах тренировки.
2.1.4. Консультирование тренеров, занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической и специальной подготовки.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ данных для разработки планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся (содержание рабочего плана спортивной подготовки, половозрастные особенности, характеристика типичных нарушений функций организма, уровень подготовленности занимающегося, длительность занятия, методические указания тренера занимающегося);
2) определяет цели и задачи тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающегося;
3) производит выбор оптимальных для занимающегося форм и видов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической);
4) подбирает комплекс общеразвивающих физических упражнений, направленных на гармоничное развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость), упражнений на повышение уровня специальной физической подготовки занимающегося;
5) формирует содержание тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающегося, в том числе определение продолжительности, последовательности выполнения и организационно-методических указаний для отдельных комплексов упражнений;
6) определяет требования к спортивному инвентарю и специализированному оборудованию, месту и гигиеническим условиям проведения тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке;
7) определяет систему контрольных показателей и условий достижения результата тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке занимающимся;
8) выполняет подготовку и согласование планов и структуры тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке с тренером (группой тренеров) занимающегося.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) контролирует готовность занимающегося к тренировочному занятию по общей физической и специальной подготовке;
2) проводит анализ плана и структуры тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, корректирует структуру занятия по общей физической и специальной подготовке с учетом физического состояния занимающихся, наличия специализированного оборудования и инвентаря, технических средств реабилитации;
3) выполняет инструктаж занимающихся по технике безопасного использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря;
4) выполняет с занимающимися комплекс упражнений по общей физической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения) с учетом физического состояния занимающегося, характеристики типичных нарушений функций организма;
5) демонстрирует занимающимся комплекс упражнений по специальной подготовке для развития двигательных способностей (технический, физический, тактический и психический элемент) и компенсации недостающих качеств, контролирует технику двигательных действий занимающихся;
6) контролирует безопасное выполнение занимающимися упражнений, включенных в план тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, безопасное использование специализированного оборудования и инвентаря, организовывает первую помощь занимающемуся;
7) выполняет фиксацию контрольных показателей занимающихся по окончании тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке, составляет отчетность по результатам проведенного занятия.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) производит подбор показателей и системы тестов для определения уровня общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся;
2) разъясняет занимающимся цели и методы тестирования, руководит действиями занимающихся во время выполнения тестирования их общей физической и функциональной подготовленности;
3) выполняет регистрацию и фиксацию контрольных показателей занимающегося по результатам тестирования;
4) проводит анализ медико-биологических, психологических данных о состоянии уровня специальной подготовленности занимающегося;
5) выполняет аналитическую обработку собранных показателей для определения уровня физической подготовленности занимающегося в соответствии с нормативами испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и эффективности соревновательных и тренировочных воздействий;
6) осуществляет корректировку цикла тренировки занимающегося по результатам тестирования.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) знакомит тренеров, занимающихся с результатами контрольных мероприятий по оценке физической и функциональной подготовленности занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий в циклах тренировки, с собственными выводами и рекомендациями по результатам интерпретации данных тестирования;
2) консультирует тренеров, занимающихся по вопросам совершенствования общей физической и специальной подготовки занимающегося, по содержанию самостоятельных тренировок занимающегося, по вопросам спортивного и оздоровительного питания (диеты);
3) проводит физиологическое обоснование отдельных комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, спортивных подвижных игр, программ физической реабилитации, планов спортивной подготовки, в том числе с целью прогнозирования воздействия данных мероприятий на физическую и функциональную подготовленность занимающегося, эффективности физической реабилитации занимающегося;
4) разрабатывает планы и программы спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта в части, касающейся организации общей физической подготовки, специальной подготовки;
5) проводит выступления, обучающие занятия, семинары по основам спортивной физиологии, теории адаптивного спорта, организации общей физической подготовки, специальной подготовки занимающихся.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по общей физической подготовке привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту",
утвержденного Приказом Минтруда России от 02.04.2019 N 199н, с учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ _______
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями);
в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- использование современных дистанционных образовательных технологий;
- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах.