Учитель-логопед/дефектолог <1>
--------------------------------
<1> Наименование должности "Логопед" в образовательных учреждениях не применяется. Оно используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
_________________ _________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
_________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
_________________ __________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Учителя-логопеда 00.00.0000
(дефектолога)
1. Общие положения
1.1. Учитель-логопед/дефектолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя-логопеда/дефектолога принимается лицо:
- имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее (не имевшее) судимость, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности <2> (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
--------------------------------
<2> Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, об их допуске к педагогической деятельности (часть третья статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
- не имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.3. Учитель-логопед/дефектолог должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии
_________________ ____________;
(обучающихся/воспитанников)
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и
практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с ______________________
(обучающимися/
_______________________, имеющими отклонения в развитии;
воспитанниками)
- новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов
с _________________ ______________ разного возраста, их родителями (лицами,
(обучающимися/воспитанниками)
их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- основы трудового законодательства;
- Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- _________________ _______________________ _________________.
1.4. Учитель-логопед/дефектолог в своей деятельности руководствуется:
- Уставом (Положением) _________________ _____________________________;
(наименование образовательного учреждения)
- настоящей должностной инструкцией;
- _________________ _______________________ ________________________.
(иными актами и документами, непосредственно связанными с
трудовой функцией учителя-логопеда)
1.5. Учитель-логопед/дефектолог подчиняется непосредственно
_________________ ____________________________.
(наименование должности руководителя)
1.6. В период отсутствия учителя-логопеда/дефектолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Учитель-логопед/дефектолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н) <3>.
--------------------------------
<3> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.
1.8. _________________ _______________________ ______________.
2. Функции
2.1. Проведение работы по коррекции недостатков в развитии у детей.
2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
3. Должностные обязанности
Учитель-логопед/дефектолог исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
недостатков в развитии у _________________ ________________ с нарушениями в
(обучающихся/воспитанников)
развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, создаваемых для _________________ ____________
(обучающихся/воспитанников)
с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и
позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с
задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с
ограниченными возможностями здоровья).
3.2. Осуществляет обследование _________________ __________, определяет
(обучающихся/воспитанников)
структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
3.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния
_________________ ________________.
(обучающихся/воспитанников)
3.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
3.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Ведет необходимую документацию.
3.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.9. Реализует образовательные программы.
3.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и
склонности _________________ _________________ с целью создания условий для
(обучающихся/воспитанников)
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их
познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности,
формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы
и средства обучения, современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая
уровень подготовки _________________ _______________________ ____________,
(обучающихся/воспитанников)
соответствующий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта, федеральным государственным требованиям.
3.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии
и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.12. Соблюдает права и свободы _________________ ____________________.
(обучающихся/воспитанников)
3.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья _________________ __________
(обучающихся/воспитанников)
в период образовательного процесса.
3.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.16. _________________ _______________________ ____________________.
(иные обязанности)
4. Права
Учитель-логопед/дефектолог имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.
4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.5. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.
4.6. _________________ _______________________ _____________________.
(иные права)
5. Ответственность
5.1. Учитель-логопед/дефектолог привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за нарушение Устава (Положения) образовательного учреждения;
- за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим насилием над личностью ___________________
(обучающегося/
____________________;
воспитанника)
- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба образовательному учреждению - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ______________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
квалификационной характеристики должности "Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (логопед)" (Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), _________________ ______
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты иных актов и документов)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ ________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
_________________ _______________________ _______________________ _______
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
_________________ _______________________ _______________________ _______
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,
_________________ _______________________ _______________________ ______.
хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.