(наименование организации) УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (наименование должности)
00.00.0000 N 000 _____ (подпись)/__________ (Ф.И.О.)
Нормировщика 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иного действующего законодательства Российской Федерации.
1.2. Нормировщик относится к категории специалистов.
1.3. Нормировщик принимается на работу и освобождается от должности приказом руководителя организации.
1.4. На должность нормировщика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат.
1.5. Требования к опыту практической работы: не менее трех лет работы в области экономики труда при наличии среднего профессионального образования.
1.6. В своей деятельности нормировщик руководствуется:
- законодательными и нормативными документами, регламентирующими деятельность организации;
- уставом организации;
- правилами трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Нормировщик должен знать:
- нормативные правовые акты и отраслевые регламенты по разработке системы организации труда;
- организацию труда и управления в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей;
- социологию, психологию и психофизиологию труда в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей;
- технологию производственных процессов (управленческих бизнес-процессов) в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
- нормативные правовые (регламентные) требования по составлению локальных нормативных актов в области организации труда и производства;
- особенности проектирования рациональной планировки и оснащения рабочих мест;
- методы анализа эффективности использования техники и технологии производства, совершенствования организации труда и управления;
- методологию описания и анализа бизнес-процессов, разработки и внедрения оптимальных схем документооборота;
- методы регламентации и документирования работ по системе организации труда;
- показатели анализа и оценки состояния уровня организации, механизации и автоматизации труда;
- эргономику в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей;
- нормы этики и делового общения;
- порядок работы с документами (проектирование, согласование, утверждение, ввод в действие, изменение, отмена действия);
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи, используемые на рабочем месте;
- особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников;
- трудовое законодательство Российской Федерации в области организации труда;
- требования охраны труда, промышленной, пожарной, экологической безопасности в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей.
2. Трудовые функции
На нормировщика возлагаются следующие функции:
2.1. Разработка системы организации труда.
2.2. Разработка режимов труда и отдыха.
2.3. Разработка тарифно-квалификационной системы.
2.4. Разработка организационно-штатной структуры.
2.5. Проведение исследований трудовых процессов.
2.6. Разработка норм труда.
2.7. Обеспечение применения норм по труду.
2.8. Разработка системы управления производительностью труда.
2.9. Мониторинг рынка труда.
2.10. Разработка системы оплаты и материального стимулирования труда.
2.11. Администрирование и контроль реализации системы оплаты и материального стимулирования труда.
2.12. Разработка системы планирования численности.
2.13. Разработка системы бюджетирования расходов на персонал.
2.14. Планирование, корректировка и контроль исполнения бюджета расходов на персонал.
2.15. Планирование и контроль выполнения показателей по труду.
3. Трудовые действия
Для осуществления возложенных на него функций нормировщик выполняет следующие трудовые действия:
3.1. Проведение анализа исходных факторов организации производственного процесса.
3.2. Проведение анализа форм организации, разделения и кооперации труда, состояния и оснащенности рабочих мест, результатов их оценки по условиям труда.
3.3. Изучение психофизиологических особенностей и ограничений для различных видов работ (технологических процессов, функций, операций).
3.4. Подготовка предложений по внесению изменений в технологические карты, регламенты выполнения работ (функций, операций) на основе анализа изменений в технике (оборудовании) и технологических процессах.
3.5. Подготовка предложений по совершенствованию системы организации рабочих мест на основе анализа отечественной и зарубежной теории и передовой практики организации труда.
3.6. Определение рациональных приемов и методов выполнения работ (процессов, функций, операций) с наименьшими затратами используемых ресурсов.
3.7. Разработка нормативных документов (регламентов) по системе организации труда, рациональной расстановке рабочих мест, режимам труда и отдыха.
3.8. Определение эффективности применения локальных нормативных актов по вопросам организации труда в организации, выявление факторов отклонений от плановых параметров по результатам анализа их применения.
3.9. Проведение анализа показателей эффективности использования фонда рабочего времени в организации.
3.10. Оценка эффективности установленного в организации режима труда и отдыха.
3.11. Разработка оптимальных режимов труда и отдыха на основе результатов проведенного анализа и оценки эффективности.
3.12. Разработка типовых графиков рабочего времени персонала организации.
3.13. Разработка правил внутреннего трудового распорядка организации в части рабочего времени, времени отдыха (начала, окончания смены, перерывов в работе).
3.14. Контроль своевременности и качества формирования графиков рабочего времени (на бумажном носителе и в автоматизированных системах).
3.15. Формирование и контроль исполнения баланса рабочего времени в соответствии с установленными режимами/графиками работы.
3.16. Контроль соблюдения установленных режимов труда и отдыха персонала организации.
3.17. Консультирование персонала организации по вопросам организации режимов труда и отдыха.
3.18. Проведение анализа профессионально-квалификационной структуры и численности персонала по направлениям производственной и (или) управленческой деятельности в разрезе видов выполняемых работ.
3.19. Классификация и выбор методов (способов, критериев) оценки рабочих мест (профессий, должностей) по уровням сложности (ценности) функций и (или) условиям выполнения работ.
3.20. Разработка и внедрение системы тарифно-квалификационных параметров (разрядов, уровней, тарифных коэффициентов) для проведения тарификации (оценки сложности) труда.
3.21. Разработка и внедрение методик аналитического ранжирования профессий/должностей с построением системы балльных шкал оценки компенсируемых факторов (условий труда).
3.22. Разработка регламента (порядка) определения тарифных разрядов (квалификационных категорий, уровней квалификации), разработка методики тарификации выполняемых работ (трудовых функций).
3.23. Проверка соответствия (правильности) тарифных разрядов оплаты труда (уровней квалификации) по выполняемым работам (услугам) результатам их пофакторной тарификации (оценки сложности).
3.24. Анализ соответствия установленного размера оплаты труда (тарифных ставок, окладов) работникам организации результатам тарифно-квалификационной оценки выполняемых ими работ (функций).
3.25. Разработка предложений по новым профессиям (должностям) при внедрении и использовании новых технологий в организации.
3.26. Разработка предложений по совершенствованию методов и способов оценки профессий (должностей) по результатам внедрения новой техники и технологии, анализа показателей рынка труда.
3.27. Консультирование работников организации по вопросам применения системы тарификации должностей (профессий) и оценки сложности трудовых процессов.
3.28. Проведение анализа выполняемых объемов работ и функций (бизнес-процессов, операций) с целью определения их полноты (с выявлением дублирования или пересечения) и эффективности.
3.29. Разработка функциональной структуры основных подразделений организации и связей между ними с распределением процессов, функций и документооборота.
3.30. Определение количественного состава подразделений, интегрированных в основные подразделения организации (согласно распределению процессов, функций и документооборота).
3.31. Определение проектной (штатной) численности подразделений организации с установлением оптимального численно-квалификационного состава профессий и должностей.
3.32. Распределение функций (обязанностей) между конкретными должностями (исполнителями) с учетом предъявляемых требований к уровню сложности работ и квалификации работников.
3.33. Регламентация процедур выполнения управленческих функций в подразделениях организации с учетом оптимизации трудозатрат и показателей эффективности управленческого труда.
3.34. Определение наименований профессий (должностей) и квалификационных требований к работникам в соответствии с действующими ЕТКС, ЕКС или ПС.
3.35. Проверка соответствия должностных (производственных) инструкций работников организации ЕТКС, ЕКС и ПС в пределах своей компетенции, установленной локальными нормативными актами. Формирование штатного расписания организации на основе организационной структуры, распределения функций и установленной системы оплаты труда (тарифной системы, схемы должностных окладов).
3.36. Регламентация и методическое сопровождение процесса формирования положений о структурных подразделениях и должностных инструкций работников организации.
3.37. Подготовка предложений по оптимизации функций, организационно-штатной структуры и (или) численно-квалификационного состава работников организации.
3.38. Изучение и анализ организационной структуры управления и содержания выполняемых трудовых процессов, локальных нормативных актов, регламентирующих исследуемые трудовые процессы.
3.39. Изучение должностного и профессионально-квалификационного состава работников, занятых выполнением исследуемых трудовых процессов.
3.40. Определение технико-экономических показателей, характеризующих исследуемые трудовые процессы, на основе анализа содержания трудовых процессов и профессионально-квалификационного состава работников.
3.41. Сбор и анализ технико-экономических показателей, характеризующих исследуемые трудовые процессы.
3.42. Выбор методов нормирования труда для проведения исследования трудовых процессов.
3.43. Проведение хронометражных наблюдений с последующим пооперационным (поэлементным) анализом затрат рабочего времени и объемов выполненных работ.
3.44. Проведение фотографий рабочего времени за работниками организации с последующим пооперационным анализом структуры затрат рабочего времени в целях выявления непроизводительных потерь.
3.45. Проведение выборочных (моментных) наблюдений с последующей математической (вероятностной) оценкой результатов по исследуемым объектам.
3.46. Разработка предложений по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в организации на основе анализа и интерпретации результатов проведенных исследований.
3.47. Разработка мероприятий по совершенствованию нормирования труда и эффективности управления трудовыми ресурсами в организации на основе анализа результатов проведенных исследований.
3.48. Определение видов работ, на которые отсутствуют типовые нормы труда с оценкой трудозатрат на их разработку.
3.49. Анализ, оценка уровня напряженности, прогрессивности норм труда, их соответствия текущим организационно-техническим условиям.
3.50. Выполнение работ по пересмотру (замене) норм труда по результатам оценки уровня их напряженности и прогрессивности (с выбором методов и технологий нормирования труда, способов установления новых норм труда).
3.51. Анализ результатов исследований с устранением потерь рабочего времени и отбором наиболее рациональных элементов (приемов и методов выполнения) трудовых процессов.
3.52. Обработка полученных данных проектируемых нормативных документов для нормирования труда на бумажном носителе и в автоматизированных системах.
3.53. Моделирование составных элементов трудовых процессов с учетом условий их выполнения с корректировкой модели по результатам проверки в производственных условиях.
3.54. Установление проектной величины норм труда для составных элементов трудовых процессов, учитывающей условия их выполнения с подготовкой материалов для проведения анализа проектной величины норм труда в производственных условиях.
3.55. Проверка полноты охвата проектом норм труда составных элементов трудовых процессов и условий их выполнения.
3.56. Оценка качества проекта норм труда, степени их напряженности и прогрессивности, влияния их на производительность труда с разработкой предложений по совершенствованию проекта норм труда.
3.57. Корректировка проектной величины норм труда для составных элементов трудовых процессов по результатам ее проверки в производственных условиях.
3.58. Подготовка заключений о возможности применения проектируемых норм труда с последующим их согласованием, утверждением и внедрением в организации.
3.59. Разработка системы учета, контроля, регулирования состояния нормирования труда с подготовкой предложений по созданию необходимых условий для освоения работниками норм труда.
3.60. Сопоставление результатов нормативно-исследовательских работ с единой нормативно-информационной базой норм труда.
3.61. Учет количества, состава, качества, уровня выполнения норм труда (по видам работ, структурным единицам, категориям персонала, рабочим местам) с определением экономического эффекта от их внедрения.
3.62. Контроль эффективности и правильности применения утвержденных в организации норм труда с установлением причин в случае их невыполнения.
3.63. Пересмотр действующих в организации норм труда с целью обеспечения их прогрессивности, недопущения ослабления и снижения уровня напряженности норм труда с определением задач по нормированию труда, подлежащих автоматизации.
3.64. Замена устаревших и ошибочно установленных норм труда.
3.65. Проектирование календарных планов пересмотра норм труда на основе намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение заданий по росту производительности труда.
3.66. Разработка рекомендаций по внедрению успешных практик нормирования труда на основе анализа отечественной и зарубежной теории и передовой практики.
3.67. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы нормирования труда персонала, эффективности применения норм труда в организации, выявления резервов, отбора типовых норм труда, актуальных для организации по организационно-техническим условиям и методам выполнения работ на основе анализа организации нормирования труда персонала.
3.68. Создание единой технико-нормировочной, статистической и отчетной системы документирования работ по нормированию труда с обеспечением информацией о нормах труда работников организации.
3.69. Регламентация соблюдения нормативных положений по повышению эффективности использования трудовых ресурсов (снижению трудоемкости, повышению уровня нормирования труда, увеличению удельного веса технически обоснованных норм труда) в локальных нормативных актах организации.
3.70. Анализ и оценка текущего состояния производительности и эффективности труда (темпов роста заработной платы, изменения профессионально-квалификационной структуры и численности персонала, использования фонда рабочего времени, уровня текучести кадров, состояния системы нормирования труда).
3.71. Определение оптимального состава (перечня) показателей производительности труда по результатам анализа состояния трудовых ресурсов.
3.72. Разработка и внедрение системы планирования и контроля производительности труда в организации.
3.73. Методическое сопровождение процессов планирования и контроля производительности труда в организации.
3.74. Расчет показателей производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов организации.
3.75. Оценка внешнего рынка труда в отношении показателей производительности труда по аналогичным организациям, видам производственной деятельности (работам, услугам).
3.76. Контроль текущего уровня производительности труда и анализ динамики его изменений.
3.77. Выявление резервов роста производительности труда с оценкой влияния трудовых показателей на эффективность работы организации.
3.78. Разработка предложений по повышению эффективности труда и оптимизации затрат на персонал организации с проведением социально-экономического обоснования.
3.79. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления производительностью труда и эффективности управления трудовыми ресурсами.
3.80. Мониторинг рынка труда с целью оценки конкурентоспособности заработной платы персонала организации, анализ динамики спроса и предложения трудовых ресурсов (рабочей силы) в разрезе профессионально-квалификационных групп персонала.
3.81. Регламентация процессов и методик проведения мониторинга (исследования) рынка трудовых ресурсов. Разработка показателей (драйверов), характеризующих состояние рынка труда в регионах присутствия организации.
3.82. Проведение социологических исследований (анкетирования, опросов) на предмет удовлетворенности персонала условиями труда (оплата труда, режим рабочего времени).
3.83. Анализ удовлетворенности персонала действующей системой оплаты труда по результатам проведенных исследований с разработкой экономически обоснованных мероприятий по нормализации социальной обстановки (устранению демотивирующих факторов).
3.84. Проведение анализа российских и зарубежных практик в области организации труда и его оплаты на предмет их применения в организации.
3.85. Подготовка предложений по установлению сбалансированности составных элементов постоянной и переменной частей заработной платы персонала (оклад, доплаты, надбавки и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного назначения).
3.86. Разработка мероприятий по совершенствованию системы организации и оплаты труда (материальной и нематериальной мотивации) по результатам социологических исследований и мониторинга рынка труда.
3.87. Дифференциация видов работ, профессий и должностей по тарифным разрядам (грейдам, уровням) в зависимости от сложности (ценности) труда и установленных требований к квалификации (уровня компетенций).
3.88. Разработка параметров единых тарифных сеток, ставок оплаты труда и схем должностных окладов.
3.89. Регламентация системы оплаты труда и материального стимулирования персонала с разработкой локальных нормативных актов организации.
3.90. Определение размера тарифных ставок (должностных окладов), расценок на выполняемые работы (услуги), компенсирующих доплат и стимулирующих выплат (надбавок), региональных коэффициентов к заработной плате.
3.91. Расчет целевых и фактических значений ключевых показателей эффективности (производительности) труда персонала с целью определения размеров стимулирующих выплат (по основным и дополнительным системам премирования) с подготовкой исходных данных для начисления премии и дополнительного вознаграждения.
3.92. Расчет переменной части заработной платы персонала по результатам выполнения трудовых (ключевых) показателей.
3.93. Расчет затрат на оплату труда рабочих по сметным и договорным ценам.
3.94. Подготовка проектов распорядительных документов об оплате труда и премировании работников организации с вводом данных в автоматизированную систему.
3.95. Проведение анализа эффективности применяемой в организации системы оплаты труда персонала.
3.96. Проведение анализа эффективности применяемой в организации системы материального стимулирования труда персонала.
3.97. Контроль за правильностью расчета заработной платы, нарядов на сдельные работы, начисления стимулирующих выплат по основным и дополнительным системам премирования, проводимого в организации, на бумажном носителе и в автоматизированных системах.
3.100. Проведение факторного анализа структуры и состава фонда оплаты труда работников организации.
3.101. Анализ уровня номинальной и фактической заработной платы работников организации.
3.102. Контроль за правильностью налогообложения расходов на оплату труда работников организации.
3.103. Подготовка предложений по совершенствованию систем оплаты труда и (или) дополнительного материального стимулирования персонала организации.
3.104. Подготовка предложений по формированию бюджетных параметров фонда оплаты труда работников организации.
3.105. Внесение изменений (корректировок) в справочную и нормативную документацию организации, используемую при обработке данных расходов на оплату труда работников организации.
3.106. Консультационная поддержка руководителей и работников организации по применению системы оплаты труда и материального стимулирования.
3.107. Формирование отчетности по системе оплаты труда, предложений по внесению изменений в локальные нормативные акты по оплате труда и выплатам стимулирующего характера работникам организации.
3.108. Сбор исходных данных для проведения расчета нормативной численности работников организации на плановый (отчетный) период.
3.109. Проведение расчета нормативной численности работников организации в автоматизированной системе и на бумажном носителе.
3.110. Подготовка справочных и аналитических материалов по итогам расчета нормативной численности работников организации.
3.111. Выявление резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов в организации на основе расчетов нормативной численности.
3.112. Расчет общих трудозатрат по видам работ (услуг) на планируемый период.
3.113. Определение расчетного фонда рабочего времени на период.
3.114. Определение численности персонала на основании расчетного фонда рабочего времени и общих трудозатрат по видам работ.
3.115. Определение перечня наименований должностей, профессий для производства работ, выполняемых в организации.
3.116. Регламентация системы планирования численности с подготовкой проектов локальных нормативных актов, обоснованием методологии расчета численности персонала.
3.117. Выполнение корректирующих действий в течение планируемого периода при изменении данных, являющихся базовыми для планирования численности персонала.
3.118. Разработка системы бюджетирования расходов на персонал (утверждение состава показателей (статей) бюджета расходов на персонал, методики их расчета и периодов планирования).
3.119. Расчет и утверждение нормативных (удельных) показателей для определения плановых значений показателей бюджета расходов на персонал.
3.120. Разработка порядка корректировки показателей бюджета расходов на персонал в связи с изменением производственной программы, пересмотром нормативов численности, изменениями в финансово-экономической деятельности организации.
3.121. Разработка системы анализа и контроля за исполнением показателей бюджета расходов на оплату труда с утверждением форм отчетности, состава показателей, методики их анализа и контроля.
3.122. Выявление резервов повышения эффективности использования средств фонда оплаты труда на основе использования аналитических методов, установленных нормативов расхода средств, удельных показателей.
3.123. Разработка локальных нормативных актов, регламентирующих порядок бюджетирования расходов на персонал.
3.124. Подготовка справочных и аналитических материалов по локальным нормативным актам, касающимся системы и порядка бюджетирования расходов на персонал.
3.125. Анализ исполнения утвержденного бюджета расходов на оплату труда работников организации за период, предшествующий планируемому.
3.126. Расчет нормативного (планового) фонда оплаты труда на основании штатного расписания и действующих в организации локальных нормативных актов по оплате труда.
3.127. Консолидация бюджета расходов на оплату труда с учетом всех видов затрат (по видам деятельности).
3.128. Формирование отчетности по уровням востребованности о фактическом исполнении бюджета расходов на оплату труда.
3.129. Сравнение фактических и плановых расходов на оплату труда по статьям бюджета расходов на оплату труда с выявлением и анализом причин отклонения фактических данных от плановых.
3.130. Корректировка нормативных (плановых) показателей расходов на оплату труда (фонда оплаты труда) с учетом результатов проведенной аналитики, запросов руководителей подразделений на изменение бюджета расходов на оплату труда, расчетных прогнозных финансово-экономических показателей деятельности организации.
3.131. Определение задач по корректирующим действиям для соответствующих подразделений организации (изменение плана, изменение подходов в расходовании средств).
3.132. Составление прогнозов исполнения бюджета расходов на оплату труда.
3.133. Разработка (актуализация) форм отчетности по трудовым показателям с доведением до подразделений организации.
3.134. Ведение учета показателей по труду и заработной плате.
3.135. Формирование отчета выполнения нормативных показателей по труду.
3.136. Формирование, ведение и хранение базы данных по трудовым показателям.
3.137. Контроль своевременности сдачи отчетности по труду.
3.138. Подготовка предложений по корректировке данных по трудовым показателям.
3.139. Составление внешней (статистической) отчетности по трудовым показателям.
4. Права
Нормировщик имеет право:
4.1. Знакомиться с локальными актами организации, касающимися его деятельности.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы.
4.3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.6. _________________ _______________________ ________________.
5. Ответственность
Нормировщик несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.4. _________________ _______________________ ______________.