_________________ ____________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ _______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
____________ ___________________
Тренера по общей физической подготовке (подпись) (инициалы, фамилия)
00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Тренер по общей физической подготовке относится к категории специалистов.
1.2. Для работы тренером по общей физической подготовке принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или педагогики по направлению подготовки в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения физической культуре, базовым видам спорта либо подтвержденную квалификационную категорию тренера или тренера-преподавателя <1>.
1.3. К работе в должности тренера по общей физической подготовке (или: тренера по функциональной подготовке, тренера по направлению подготовки) допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.4. Тренер по общей физической подготовке должен знать:
1) федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта;
2) гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
3) теорию и методику физической культуры;
4) содержание спортивной тренировки в виде спорта;
5) программу спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине);
6) виды, содержание и технологию планирования тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке;
7) комплексы упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, специальной подготовки;
8) особенности построения процесса спортивной подготовки в виде спорта;
9) правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
10) основы здорового образа жизни;
11) комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, правила техники безопасности при их выполнении;
12) методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде спорта, правила техники безопасности при их выполнении;
13) физиологию и анатомию человека;
14) основы медицинских знаний;
15) диетологию;
16) биомеханику двигательной деятельности в виде спорта;
17) морфо-анатомические особенности строения организма человека на разных этапах онтогенеза, влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса, методы контроля морфофункционального статуса;
18) методы сбора, систематизации и обработки результатов тестирования уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося;
19) нормативы физической и функциональной подготовленности занимающихся видом спорта;
20) порядок составления документации по измерению и оценке физической и функциональной подготовленности занимающихся в циклах тренировки;
21) назначение и особенности использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений при проведении тестирования уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся;
22) содержание и техники комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся, способы их учета в спортивной подготовке;
23) комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки;
24) методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде спорта;
25) методы сбора, систематизации и обработки информации;
26) физкультурно-оздоровительные технологии;
27) методы построения процесса спортивной подготовки в виде спорта;
28) педагогические средства управления величиной и направленностью тренировочной нагрузки;
29) спортивный мониторинг;
30) правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
31) нормативы физической и функциональной подготовленности занимающихся видом спорта;
32) общие и специальные санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий с учетом спортивной специализации;
33) порядок составления отчетной документации по подготовке и проведению тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся, по консультированию тренеров, занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической подготовки, специальной подготовки;
34) правила использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений;
35) основы организации первой помощи;
36) _________________ _______________________ ________________.
1.5. Тренер по общей физической подготовке должен уметь:
1) планировать содержание занятий по общей физической и специальной подготовке с учетом требований федерального стандарта спортивной подготовки, положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических особенностей и уровня подготовленности занимающихся различного пола и возраста, материально-технического оснащения, погодных и гигиенических условий;
2) подбирать средства и методы тренировки по общей физической и специальной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся;
3) варьировать продолжительность и характер отдыха между отдельными упражнениями;
4) определять задачи общей физической и специальной подготовки исходя из целей и задач программы подготовки занимающегося;
5) контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся во время проведения занятия по общей физической и специальной подготовке;
6) предупреждать случаи травматизма во время проведения занятий по общей физической и специальной подготовке;
7) демонстрировать безопасные техники выполнения упражнений;
8) выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря;
9) организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
10) вести отчетную документацию по проведению тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке;
11) разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений;
12) формировать мотивацию занимающихся к занятиям физической культурой и спортом, навыки ведения здорового образа жизни;
13) демонстрировать приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений по общей физической и специальной подготовке, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением;
14) использовать техники оценки физической подготовленности занимающегося, соответствующие федеральным стандартам спортивной подготовки;
15) использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося;
16) разъяснять занимающимся вопросы организации и методики проведения тестирования уровня физической и функциональной подготовленности;
17) интерпретировать результаты тестирования уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося и анализа фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений;
18) анализировать динамику физической и функциональной подготовленности занимающихся в циклах тренировки, выявлять проблемы в цикле тренировки;
19) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
20) обосновывать рекомендации по содержанию спортивного и оздоровительного питания (диеты), соблюдению режима труда и отдыха занимающегося для сохранения функционального состояния и спортивной формы;
21) использовать средства спортивной физиологии для анализа и разработки отдельных комплексов упражнений, спортивных подвижных игр, программ спортивной подготовки, планов спортивной подготовки;
22) проводить консультирование тренеров по прикладным вопросам физиологии спорта в практике тренировочного и соревновательного процесса;
23) прогнозировать воздействие отдельных комплексов упражнений, спортивных подвижных игр на физическую и функциональную подготовленность занимающегося;
24) использовать технические средства публичных выступлений, визуальные и аудиовизуальные средства представления информации при проведении выступлений, обучающих занятий, семинаров, вебинаров;
25) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. Тренер по общей физической подготовке в своей деятельности
руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.7. Тренер по общей физической подготовке подчиняется непосредственно
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся:
2.1.1. Разработка планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся.
2.1.2. Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся.
2.1.3. Измерение и оценка физической и функциональной подготовленности занимающихся в циклах тренировки.
2.1.4. Консультирование тренеров (группы тренеров) и занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической подготовки, специальной подготовки занимающихся.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер по общей физической подготовке исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ существенных условий для разработки планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке (содержание рабочего плана спортивной подготовки, половозрастные особенности, уровень подготовленности занимающихся, длительность занятия, методические указания тренера);
2) определяет задачи тренировочных занятий;
3) производит выбор оптимальных форм и видов тренировочных занятий, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статической);
4) осуществляет подбор комплекса общеразвивающих физических упражнений, направленных на гармоничное развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость), упражнений на повышение уровня специальной физической подготовки;
5) формирует содержание тренировочного занятия (подготовительной, основной и заключительной части), в том числе определение продолжительности, последовательности выполнения и организационно-методических указаний для отдельных комплексов упражнений;
6) определяет требования к спортивному инвентарю и оборудованию, месту и санитарно-гигиеническим условиям проведения тренировочного занятия;
7) определяет систему контрольных показателей и условий достижения программы тренировочных занятий;
8) подготавливает и согласовывает планы тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке с тренером (группой тренеров).
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) контролирует готовность занимающихся к тренировочному занятию по общей физической и специальной подготовке;
2) проводит анализ плана тренировочных занятий, выбор формы проведения тренировочного занятия по общей физической и специальной подготовке с учетом контингента занимающихся;
3) выполняет с занимающимися комплекс упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения);
4) выполняет с занимающимися комплекс упражнений по специальной подготовке для развития двигательных способностей (включая технический, физический, тактический и психический элемент);
5) контролирует выполнение занимающимися упражнений, включенных в план тренировочных занятий по общефизической и специальной подготовке;
6) выполняет фиксацию контрольных показателей по окончанию тренировочного занятия по общефизической и специальной подготовке;
7) обеспечивает безопасное выполнение занимающимися упражнений по общефизической и специальной подготовке;
8) составляет отчет по проведенному тренировочному занятию по общей физической и специальной подготовке.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) производит подбор показателей и системы тестов для определения уровня физической и функциональной подготовленности занимающегося;
2) осуществляет руководство действиями занимающегося во время выполнения тестирования;
3) выполняет регистрацию и фиксацию контрольных показателей физической и функциональной подготовленности занимающегося;
4) проводит анализ фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности занимающегося;
5) выполняет аналитическую обработку собранных показателей, фактических данных и результатов наблюдений, определяет уровень физической подготовленности занимающегося, эффективности соревновательных и тренировочных воздействий;
6) осуществляет корректировку цикла тренировки по результатам тестирования физической и функциональной подготовленности занимающегося.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) знакомит тренера (группы тренеров), занимающегося с результатами контрольных мероприятий по оценке физической и функциональной подготовленности занимающихся в циклах тренировки, а также с собственными выводами и рекомендациями, сделанными по результатам контрольных мероприятий;
2) осуществляет консультирование тренеров (группы тренеров) и занимающихся по вопросам совершенствования общей физической и специальной подготовки занимающегося, содержанию самостоятельных тренировок, по вопросам спортивного и оздоровительного питания (диеты);
3) выполняет по запросу занимающегося, тренера (группы тренеров) физиологических обоснований отдельных комплексов упражнений, спортивных подвижных игр, программ спортивной подготовки, планов спортивной подготовки, прогнозирование воздействия данных мероприятий на физическую и функциональную подготовленность занимающегося;
4) осуществляет разработку планов и программ спортивной подготовки занимающихся в части, касающейся организации общей физической подготовки, специальной подготовки;
5) проводит публичные выступления, обучающие занятия, семинары, вебинары по основам спортивной физиологии, организации общей физической подготовки, специальной подготовки.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер по общей физической подготовке исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Тренер по общей физической подготовке имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер по общей физической подготовке привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер", утвержденного Приказом Минтруда России от 28.03.2019
N 191н, с учетом _________________ _______________________ ______________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- использование современных дистанционных образовательных технологий;
- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах.