Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">

_________________ _____________________________
(наименование общеобразовательной школы)


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ



(наименование должности руководителя профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа) (наименование должности руководителя)



(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

"___"_________ ____ г. "___"_________ ____ г.

Инструкция
по охране труда учителя
_________________ ___________________________
(наименование общеобразовательной школы)

Общие положения

Настоящая инструкция разработана с учетом требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов _________________ _____________________ (наименование субъекта Российской Федерации), устанавливающих правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для сохранения жизни и здоровья учителя при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________ __________________ (наименование общеобразовательной школы) (далее - Работодатель).

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе в качестве учителя допускаются лица, имеющие соответствующее образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов (профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и др.), не имеющие противопоказаний к работе по данной профессии (специальности) по состоянию здоровья, прошедшие в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодический (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие группу по электробезопасности I.
1.2. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:
- по пожарной безопасности в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Учитель должен знать требования правил противопожарного режима и особенности пожарной безопасности в образовательных организациях, при проведении массовых мероприятий, порядок действий при возникновении пожара, порядок и пути эвакуации персонала и учащихся, правила пользования первичными средствами пожаротушения и т.д. Лица, не прошедшие обучение пожарной безопасности, к работе не допускаются;
- по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. Учитель должен иметь практические навыки оказания первой помощи, знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.
1.3. Учитель должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
1.4. При выполнении должностных обязанностей на учителя могут действовать следующие опасные и вредные факторы:
- психофизиологические (нервно-психические перегрузки; повышенные зрительные нагрузки при работе в течение длительного времени на компьютере, с книгами, документами и т.д.);
- повышенный или пониженный уровень освещенности;
- биологические факторы (потенциальная опасность заражения при общении с большим количеством людей (учащимися, коллегами, посетителями), особенно в период эпидемии гриппа, ОРВИ и других инфекционных заболеваний; повышенное содержание в воздухе патогенной микрофлоры, особенно зимой при повышенной температуре в помещении, плохом проветривании, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха);
- химические (при использовании химических реактивов, красок, растворителей и т.д.);
- возможный контакт с аллергенами химического или биологического происхождения;
- физические (опасность поражения электрическим током при использовании электрооборудования, электроприборов и т.д.);
- другие опасные и вредные производственные факторы, связанные со спецификой трудовой деятельности и профилем образовательной организации, используемыми в работе оборудованием, инструментами и материалами (перечислить).
1.5. Учитель обязан:
- соблюдать требования охраны труда, изложенные в настоящей инструкции и иных нормативно-правовых актах в области охраны труда, включая требования электробезопасности и пожарной безопасности;
- соблюдать правила внутреннего распорядка, режим труда и отдыха, правила личной гигиены;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в процессе образовательного процесса, а также об ухудшении состояния своего здоровья;
- выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем работу;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- использовать учебное, лабораторное и иное оборудование и инструменты в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
- поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать от работы других;
- не использовать поврежденные кабели, неисправные электрические розетки, рубильники, электроприборы и электрооборудование;
- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе знать пути и порядок эвакуации учащихся и персонала при ЧС; места нахождения первичных средств пожаротушения и правила их применения; номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.) и срочного информирования непосредственного руководителя и вышестоящего руководства; место хранения аптечки;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
1.6. Курение на всей территории образовательной школы запрещается.
1.7. Допуск работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, к работе запрещается.
1.8. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, обо всех замеченных им нарушениях правил, инструкций по охране труда, неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.
1.9. Знание и выполнение требований настоящей инструкции является должностной обязанностью учителя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы необходимо:
- проветрить рабочее место (помещение для занятий);
- проверить состояние своего рабочего места, убрать мусор и освободить проходы;
- включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы;
- убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете;
- проверить рабочие (учебные) места для обучающихся на соответствие требованиям охраны труда, санитарных правил, правил пожарной безопасности и электробезопасности;
- проверить пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях и наличие первичных средств пожаротушения;
- исправность и целостность питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления, светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов. Недопустимо использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.
2.2. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места (помещения для занятий), рабочее кресло по высоте, при наличии компьютера высоту и угол наклона монитора.
2.3. Обнаруженные перед началом работы нарушения требований безопасности устранить собственными силами, а при невозможности сделать это самостоятельно, сообщить об этом непосредственному или вышестоящему руководителю, представителям технических и (или) административно-хозяйственных служб для принятия соответствующих мер. До устранения неполадок к работе не приступать.
2.4. При необходимости перед началом работы учитель должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.
2.5. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты, в том числе рабочую одежду, учитель обязан проследить за их обязательным и правильным использованием.
2.6. Учитель должен ознакомить обучающихся с правилами безопасной эксплуатации используемых в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений и материалов.
2.7. При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий учитель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих их жизни и здоровью.
2.8. При использовании интерактивной доски:
- убедиться в исправности всех составных частей интерактивной доски (компьютера, проектора и других аксессуаров доски) внешним осмотром;
- подключение интерактивной доски проводить в следующей последовательности: сначала соединяются комплектующие части доски, затем подключение к электрической сети;
- проверить отсутствие перегиба кабеля;
- проверить надежность крепления доски на стене;
- необходимо убедиться в равномерном ее освещении и отсутствии световых пятен повышенной яркости.
2.9. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах должна составлять 18 - 24° C. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Учитель должен контролировать обстановку во время занятий, соблюдать требования техники безопасности, правил пожарной и электробезопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов, обеспечивая безопасное проведение образовательного процесса.
3.2. Запрещается проведение занятий и любых работ в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.
3.3. Учитель должен соблюдать требования безопасности и правила эксплуатации оборудования, использования инструментов и материалов, изложенные в технических паспортах, эксплуатационной, ремонтной и иной документации, разработанной организациями-изготовителями.
3.4. Соблюдать регламентированные перерывы в течение рабочего дня для проведения общей производственной гимнастики, массажа пальцев и кистей рук и упражнений для глаз.
3.5. Работать при недостаточном освещении и при одном местном освещении запрещается.
3.6. Во время занятий в классе (кабинете, аудитории) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.
3.7. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь учителю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающимся.
3.8. Учителю запрещается выполнять ремонтные работы во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал организации (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).
3.9. Если обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя плохо (головокружение, обморок, кровотечение из носа, головная боль, боли в области живота и др.), необходимо оказать ему необходимую первую помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт образовательной организации. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь.
3.10. При внезапном ухудшении здоровья самого учителя поставить в известность через одного из учащихся руководителя образовательной организации о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему учителю и руководству учебной группой в течение времени занятий.
3.11. Для обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.12. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.13. Учитель должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.
3.14. При передвижении по помещениям и территории образовательной организации пользоваться только установленными проходами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При несчастном случае (травме) немедленно организовать оказание первой медицинской помощи, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить пострадавшего в медицинскую организацию. О произошедшем несчастном случае (травме, отравлении) незамедлительно доложить своему непосредственному или вышестоящему руководителю.
4.2. При возникновении аварийной ситуации, предпосылок или признаков ее возникновения (появление запаха гари и дыма, повышенное тепловыделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т.п.) немедленно прекратить работу, выключить оборудование, вызвать представителей аварийной и (или) технической служб, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству.
4.3. В условиях развивающейся аварийной ситуации учитель должен исключить возникновение паники среди обучающихся. Действовать в этом случае нужно по указаниям руководителя или соответствующего должностного лица с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
4.4. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, без паники и суеты. Покидая помещение, необходимо отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки. В месте сбора учитель должен проверить наличие обучающихся по списку.
4.5. Особенностью действий учителя в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях является защита не только собственной жизни и здоровья, но и жизни и здоровья учащихся. В соответствии с действующим законодательством учитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. После окончания работы (занятий) учитель должен:
- осмотреть рабочее место (помещение для занятий) и привести его в порядок;
- отключить и обесточить электрооборудование;
- убрать используемые учебное оборудование, наглядные пособия, инструменты и материалы в предназначенное для их хранения место;
- снять и убрать в специально отведенное место рабочую одежду и средства индивидуальной защиты;
- вымыть руки теплой водой с мылом.
5.2. Сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю, а при необходимости представителям ремонтно-технических и административно-хозяйственных служб о выявленных во время работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность образовательного процесса, для принятия соответствующих мер.



style="max-height: 50vh;">
Формы инструкций по охране труда:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!