_________________ _______________________ ________
(наименование, адрес, ИНН организации-работодателя)
┌──── ─────┬───────── ─────┬────────────────┐
│Дата │Обозначение │Отметка об │
│выдачи │(номер) │ознакомлении │
│ │инструкции │ │
└───────── ┴────────────── ┴────────────────┘
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного работодателя
либо иного уполномоченного _______________________
работниками органа (подпись) (Ф.И.О.)
_________________ _______ "___"_________ _____ г.
(подпись) (Ф.И.О.)
"___"__________ ____ г.
Или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа, выражающего
мнение профсоюзного или иного
уполномоченного работниками органа
Инструкция <1>
по охране труда водителя муковоза
Инструкция разработана с учетом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов _________________ __________________________ (наименование субъекта Российской Федерации по месту выполнения работ), устанавливающих правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья водителя муковоза (далее - Работник) в процессе трудовой деятельности, а также правила по охране труда на предприятии, и предназначена для сохранения жизни и здоровья водителя муковоза при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________ ______________________, (наименование работодателя), ОГРН _______, ИНН _________, далее - Работодатель.
1. Понятия и определения
Понятия и определения в настоящей Инструкции употребляются в смысле ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разд. 3 ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст, разд. 2 ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", разд. 3 Руководства Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005.
2. Общие требования безопасности
2.1. Водитель муковоза обязан:
2.1.1. Соблюдать требования охраны труда и правил пожарной безопасности.
2.1.2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
2.1.3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
2.1.4. Обеспечить выполнение требований безопасности при перевозке грузов.
2.1.5. Проходить обучение и проверку знаний требований межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации транспортного средства.
2.1.6. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого инфекционного заболевания (отравления).
2.1.7. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (ежегодно в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), предрейсовый медицинский контроль, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению Работодателя в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
2.2. Право на осуществление грузоперевозок на муковозе имеют работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузовых автомобилей, не имеющие противопоказаний по полу при выполнении отдельных работ.
2.2.1. Перед допуском к самостоятельной работе Работник должен пройти:
- обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- стажировку в течение 2 - 14 рабочих смен под руководством опытного и дисциплинированного водителя.
2.2.2. При переводе с одного типа транспортного средства на другой перед допуском к самостоятельной работе Работник проходит инструктаж, стажировку и, при необходимости, сдает экзамены по управлению тем типом транспортного средства, на который он переведен.
2.2.3. Водители, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством, выданное квалификационной комиссией организации, и перерыв в работе по специальности более одного года, перед началом работы на транспортном средстве организации проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации. Об этом делается соответствующая отметка в удостоверении.
2.2.4. Работникам, прошедшим в комиссии организации проверку знаний по охране труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенной печатью Работодателя.
2.2.5. Внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения водители проходят:
- при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке муковозом;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;
- при перерыве в работе продолжительностью более шести месяцев;
- при допущении грубых нарушений правил охраны труда, безопасности движения;
- по требованию государственных органов надзора и контроля при выявлении нарушений действующих нормативных документов по охране труда, безопасности движения.
2.2.6. Работник проходит инструктажи по охране труда:
- при приеме на работу - вводный и первичный на рабочем месте;
- в процессе работы не реже одного раза в 6 месяцев - повторный;
- при принятии новых нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда, безопасности движения и безопасной перевозке грузов или внесении изменений и дополнений к ним; замене приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;
- при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
- по требованию государственного органа надзора и контроля, вышестоящих организаций, руководителя предприятия или должностного лица предприятия, на которого возложены обязанности по обеспечению охраны труда;
- при перерывах в работе по профессии более трех месяцев;
- при поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в организациях, осуществляющих однородный вид деятельности, - внеплановый;
- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;
- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
- при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, - целевой.
2.2.7. Ежегодно в сентябре-октябре Работник должен пройти инструктаж по особенности эксплуатации автотранспорта в зимних условиях.
2.3. Работник должен знать устройство и принцип работы основных систем и агрегатов применяемых машин и механизмов, сдавать ежегодно экзамены по охране труда и пожарной безопасности.
2.4. Работник должен знать:
2.4.1. Правила дорожного движения.
2.4.2. Требования безопасности при перевозке сыпучих грузов автомобильным транспортом, а также требования, изложенные в инструкции по охране труда.
2.4.3. Действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы.
2.4.4. Требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности.
2.4.5. Место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
2.5. Работник должен:
2.5.1. Выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работу.
2.5.2. Применять безопасные приемы выполнения работ, соблюдать Правила дорожного движения.
2.5.3. Обеспечить своевременную доставку и сохранность груза.
2.5.4. Следить за исправностью эксплуатируемого автотранспорта.
2.5.5. Применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
2.5.6. Поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций.
2.5.7. Быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
2.5.8. Для защиты от механических воздействий и загрязнений использовать комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода, жилет сигнальный с элементами из световозвращающего материала 2-го класса защиты, ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве, респиратор, перчатки маслобензостойкие, рукавицы комбинированные с брезентовой ладонью. На наружных работах зимой дополнительно: костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани; валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами.
2.5.9. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, выполнять Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные Работодателем.
2.6. В процессе работы на Работника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины, механизмы, их подвижные части, перевозимые грузы;
- вращающиеся элементы двигательной установки и трансмиссии;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте водителя;
- повышенная или пониженная влажность воздуха в рабочей зоне;
- прямая и отраженная блесткость, недостаточная освещенность;
- токсические воздействия этилированного бензина, паров электролита;
- ожоговое воздействие электролита аккумуляторной батареи, кислот и щелочей при приготовлении и работе с электролитом;
- высокое напряжение в цепи зажигания карбюраторных двигателей и систем привода электрических транспортных средств;
- высокая температура жидкости в системе охлаждения двигателя;
- повышенное давление в шинах колес в сочетании с неисправностью замкового устройства обода колеса;
- пожароопасность вследствие неисправности в системе питания двигателя;
- воздействие мучной пыли;
- физические и нервно-психические перегрузки;
- повышенная подвижность воздуха;
- повреждения при ДТП, взрыве и/или пожаре;
- недостаточная освещенность рабочего места.
2.7. Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств:
2.7.1. Перед началом работы транспортное средство осматривается, проверяется и допускается к работе.
2.7.2. При обнаружении нарушений требований безопасного засыпания груза водитель требует их устранения от лица, ответственного за погрузку. Транспортные работы в организации производятся с соблюдением правил пожарной безопасности: не допускаются пролив и протечки топлива, несоблюдение мер осторожного обращения с источниками огня, искр, высоких температур и т.п. Своевременное принятие мер по предотвращению достижения пороговых значений концентрации опасных веществ в воздушной среде обеспечивается контролем параметров газовоздушной среды.
2.7.3. Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется Работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).
2.7.4. Движение транспортных потоков на территории организации должно осуществляться в соответствии с утверждаемой руководителем организации Схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, в транспортном цехе, на магистральных развязках и в других местах интенсивного движения транспортных средств.
2.7.5. Скорость движения транспортных средств не должна превышать 10 км/ч по территории организации, 5 км/ч - в производственных и других помещениях. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, выезде из-за угла здания, переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.
2.7.6. Каждое транспортное средство в организации должно быть закреплено за конкретным водителем.
2.7.7. Водитель во время работы на территории организации должен иметь:
удостоверение на право управления транспортным средством;
документы на перевозимый груз;
путевой лист, который он обязан предъявлять по требованию работников Службы безопасности движения организации.
2.7.8. Перевозка людей транспортными средствами, не оборудованными соответствующим образом, не допускается. (Кроме случаев, когда в их конструкции и технической документации завода-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.) Покидая кабину транспортного средства, водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (выключить зажигание, подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, поставить под колеса транспортного средства специальные упоры).
2.7.9. При вынужденной остановке транспортное средство должно быть отведено на обочину или на край проезжей части дороги, и на расстоянии 15 - 30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
2.8. Не допускается присутствие на рабочем месте посторонних лиц.
2.9. Работнику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
2.10. Курить, принимать пищу следует в специально отведенных местах, во время предусмотренных распорядком перерывов в работе.
2.11. Работник должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:
2.11.1. Знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре.
2.11.2. Курить только в отведенных и приспособленных для этого местах.
2.11.3. Знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
2.12. Запрещается:
- хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- применять керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы; с аккуратностью использовать утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, соблюдая при этом правила противопожарной безопасности;
- отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления;
- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);
- загромождать вещами и оборудованием проходы, двери, запасные выходы.
Необходимо учитывать пожароопасность и взрывоопасность мучной пыли (предельно допустимая концентрация мучной пыли, при которой существует опасность взрыва, - 10 г/м3).
2.13. В случае получения травмы или заболевания Работник должен прекратить работу, поставить в известность руководителя и обратиться за медицинской помощью.
При травмировании других людей Работник обязан оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом руководителю.
2.14. Работник обязан известить руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности транспортного средства, погрузочных механизмов, оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.
2.15. Работник должен знать и соблюдать требования санитарных правил в необходимом объеме, в т.ч.:
- подвергаться всем установленным прививкам и медицинским обследованиям;
- приходя на работу, снимать личную одежду и обувь и надевать спецодежду, спецобувь и предохранительные приспособления, предусмотренные нормами;
- носить только чистую спецодежду, меняя ее по мере загрязнения;
- вешать домашнюю одежду и спецодежду обязательно в разные шкафы.
Запрещается:
- хранить в карманах комбинезона и куртки булавки, зеркала и др. предметы личного пользования;
- появляться на рабочем месте без спецодежды;
- надевать верхнюю одежду на спецодежду, а также выносить спецодежду домой для любых целей;
- появляться в столовой или буфете в спецодежде;
- курить и принимать пищу в не предназначенных для этого местах.
2.16. Работник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Требования охраны труда перед началом работы
3.1. Перед началом работы Работник обязан:
3.1.1. Получить задание на выполнение работ и путевой лист, проверить правильность его заполнения.
3.1.2. Пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр, получить соответствующую отметку в путевом листе.
3.1.3. Надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
3.1.4. Проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством.
3.2. После получения наряда-задания Работник обязан:
3.2.1. Проверить наличие медицинской аптечки, средств пожаротушения и комплекта исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки.
3.2.2. В целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы проверить техническую исправность муковоза, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида, наличие масла в картере компрессора и герметичность соединений люка и вентилей, подтянуть все болтовые соединения и уплотнения.
3.2.3. Произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.
3.2.4. После заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами.
Пролитые во время заправки горюче-смазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок.
3.2.5. Проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления.
3.2.6. Предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.
3.3. Работник не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:
3.3.1. Неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация муковоза.
3.3.2. Несоответствии характеристик муковоза характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам.
3.3.3. Отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.
3.4. Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.
Приступать к работе следует только после устранения неисправностей и недостатков.
3.5. Для загрузки муки и других сыпучих веществ (далее - груз) и осмотра используется герметически закрываемый люк, выгрузка груза производится через патрубок, находящийся в нижней части.
3.6. Цистерна муковоза имеет седельно-сцепное устройство для шарнирного соединения тягача с цистерной-полуприцепом и стояночный тормоз для затормаживания цистерны-полуприцепа при сцепке ее с тягачом. Перед сцепкой тягача с цистерной-полуприцепом водитель должен:
- убедиться в исправности седельно-сцепного устройства, в наличии шкворня и в исправности крепления;
- проверить, чтобы цистерна была заторможена стояночным тормозом;
- убедиться в том, чтобы передняя часть цистерны была расположена на высоте так, чтобы при сцепке передняя кромка опорного листа попадала на салазки или седло;
- проверить шланг и провода и затем подвесить их на крючок передней части цистерны.
3.7. Убедившись в исправности и правильной подготовке цистерны-полуприцепа, Работник должен сцепить тягач с цистерной-полуприцепом:
3.7.1. Вынуть ограничители бокового раскачивания седла и застопорить их болтами.
3.7.2. Перевести рукоятку седельно-сцепного устройства в крайнее переднее положение, фиксируемое защелкой кулака (если после расцепки захваты остались раскрытыми и удерживаются в этом положении кулаком, то перемещать рукоятку необязательно).
3.7.3. На малой скорости подать тягач задним ходом так, чтобы шкворень цистерны вошел между скошенными концами седла и произошла сцепка. Водитель должен убедиться, что рукоятка заняла заданное положение, шток кулака не выступает за передний торец седла и предохранитель саморасцепки опущен.
3.7.4. Опорное устройство цистерны-полуприцепа поднять в крайнее заданное положение.
3.7.5. В штепсельные розетки тягача вставить вилку электропроводки цистерны-полуприцепа, стояночный тормоз опустить.
3.7.6. Соединить гибкий шланг от компрессора, который установлен на тягаче, с цистерной-полуприцепом.
3.8. При расцепке тягача с цистерной-полуприцепом Работник обязан:
3.8.1. Опорное устройство цистерны-полуприцепа опустить до упора в поверхность дороги (площадки) и подать тягач задним ходом до перевода опорных устройств в переднее крайнее положение. При этом необходимо убедиться в том, что штырь фиксатора закрепил положение опорных устройств.
3.8.2. Цистерну-полуприцеп затормозить стояночным тормозом.
3.8.3. Разобщительные краны на тягаче и цистерне-полуприцепе закрыть, их рукоятки поставить поперек корпуса крана, соединительные головки разъединить и защитные крышки головок закрыть.
3.8.4. Вилки электропроводки цистерны-тягача вынуть из штепсельной розетки тягача, отсоединить гибкий шланг от компрессора.
3.8.5. Убедиться в том, что подвешенные на крюк передней части цистерны и провода не мешают расцепке.
3.8.6. Предохранитель саморасцепки отвести в сторону и переместить рукоятку седельно-сцепного устройства в крайнее переднее положение.
3.8.7. При включенной первой передаче плавно подать тягач вперед до полной расцепки с цистерной-полуприцепом.
3.9. Не допускается выезд муковоза на линию без опознавательных знаков автопоезда.
4. Требования охраны труда во время работы
4.1. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что муковоз заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.
4.2. Во время движения по маршруту Работник обязан осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства.
4.3. При управлении транспортным средством Работнику запрещается:
- отклоняться от маршрута движения;
- резко тормозить и трогать с места транспортное средство;
- ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем.
4.4. Запрещается эксплуатация транспортного средства в следующих случаях:
- неисправна ходовая часть;
- повреждена цистерна (трещины, вмятины, задиры, изменения формы);
- отсутствуют огнетушители;
- отсутствуют требуемые клейма и надписи;
- неисправна запорная арматура;
- отсутствует талон технического паспорта на муковоз;
- наблюдаются случаи перебоев в работе двигателя автомобиля (хлопок и т.д.).
4.5. Скорость движения муковоза и положение на проезжей части должны выбираться Работником исходя из дорожной обстановки и требований Правил дорожного движения.
4.6. При движении по насыпи расстояние от колес тягача до бровки не должно быть менее 1 м.
4.7. При подаче муковоза назад Работник должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий. При движении задним ходом Работник обязан подавать звуковой сигнал.
4.8. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть, Работник должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях. Выход из кабины в темное время суток допускается только в светоотражающей одежде (жилет, нашивки и т.п.).
4.9. При погрузке муковоза Работник обязан:
- поставить его таким образом, чтобы люк цистерны оказался под загрузочным устройством;
- заземлить цистерну муковоза;
- с площадки открыть крышку люка, предварительно убедившись, что в цистерне отсутствует давление;
- после заполнения цистерны плотно закрыть крышку люка цистерны;
- после подготовки муковоза в транспортное положение на малой скорости проехать вперед.
4.10. Процесс загрузки цистерны заканчивается подготовкой автопоезда в транспортное положение, при этом Работник должен отсоединить шланг от фильтра, загрузочный кран с соплом и уложить их в транспортное положение. Открывать и закрывать люк цистерны следует только с площадки обслуживания, расположенной на одной из сторон цистерны муковоза.
4.11. Во избежание образования пробок в процессе саморазгрузки в конструкции сопла предусмотрен дополнительный подсос воздуха, за которым водитель должен следить по установленному на цистерне вакуумметру. Работать при неисправном вакуумметре, разъединять шланги-воздухопроводы, находящиеся под давлением запрещается. На воздухосборниках обязательно должен стоять предохранительный клапан.
4.12. Перед пуском компрессора Работник должен убедиться в его исправности. Работа компрессора запрещена в случае появления биения маховика, нагревания подшипников выше допустимого значения, отсутствия масла в картере компрессора, появления сильных стуков, поломок, неисправности привода компрессора, отсутствия смазки.
4.13. Снимать ограждения у компрессора вовремя работы, залезать под ограждения или оставлять их незакрепленными после осмотра или ремонта запрещается.
4.14. Давление в резервуаре муковоза с пневматической загрузкой и разгрузкой не должно превышать трех атмосфер.
4.15. Работа муковоза допускается при температуре стенки цистерны не ниже -30 градусов С.
4.16. При разгрузке муковоза компрессор переключается в режим нагнетания. Воздух подается под ткань аэроднища и к наконечнику разгрузочного устройства. Система воздухопроводов обязательно должна быть снабжена предохранительным и обратным клапанами. Создавать предварительное давление в цистерне муковоза при разгрузке не допускается.
4.17. При разгрузке груза из муковоза Работник должен:
- перед разгрузкой муки подсоединить автоцистерну к заземляющему устройству склада; заземляющий проводник сначала подсоединяют к корпусу автоцистерны, а затем к заземляющему устройству. Заземление снимается после отсоединения шлангов от приемных устройств резервуара: сначала заземляющий проводник отсоединяется от заземляющего устройства, а затем от корпуса автоцистерны. Запрещается подсоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям автоцистерн;
- открыть крышку на патрубке;
- шлангом для подачи сжатого воздуха соединить компрессор с воздуховодом цистерны-полуприцепа;
- подсоединить разгрузочный шланг и направить его в склад приемки груза;
- открыть запорный кран разгрузочного устройства;
- включить компрессор и создать давление в цистерне-полуприцепе, равное рабочему.
4.18. Во время разгрузки цистерны муковоза Работник должен следить за показаниями вакуумметра и при повышении давления выше допустимого остановить компрессор и устранить неисправности. Окончанием разгрузки муковоза является падение давления в цистерне до нуля.
4.19. При очистке или ремонте внутри цистерны или резервуара должны выполняться требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденные Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536.
4.20. Техническое обслуживание и ремонт муковоза при работающем двигателе запрещается.
5. Требования охраны труда
в экстраординарных и аварийных ситуациях
5.1. В случае вынужденной остановки муковоза Работник обязан:
- обозначить место остановки согласно Правилам дорожного движения;
- принять меры к эвакуации транспортного средства за пределы дороги;
- выключить двигатель, включить стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры.
5.2. В случае ДТП Работник обязан действовать в соответствии с Правилами дорожного движения.
5.2.1. В случае загорания, которое может привести к пожару или взрыву, при обнаружении взрывных устройств, других подозрительных предметов принять меры к эвакуации людей, материальных ценностей, служебной документации, сообщить руководству, выполнять его указания.
5.2.2. При возникновении пожара вблизи места производства работ Работник должен:
- вывести муковоз в безопасное место (по возможности и при необходимости);
- остановить муковоз, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, поставить рычаги управления в нейтральное положение;
- принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой.
5.2.3. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
5.2.4. При загорании электрооборудования необходимо принять меры по отключению его от источника питания, для тушения применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.
5.3. При получении информации о готовящемся террористическом акте Работник должен немедленно сообщить об этом руководству и соответствующие федеральные органы.
5.4. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании муковоза Работник обязан немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.
6. Требования охраны труда по окончании работы
6.1. По окончании работы Работник обязан:
6.1.1. Сдать путевой лист и проверить вместе с механиком транспортное средство после возвращения с линии.
6.1.2. В случае выявления неисправностей в муковозе и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю работ, оставить заявку на техническое обслуживание или ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
6.1.3. Поставить транспортное средство в отведенное для хранения место, выключить двигатель, затянуть рычаг стояночного тормоза, закрыть кабину на замок.
6.1.4. Убедиться в отсутствии течи нефтепродуктов из цистерны топливного бака.
6.1.5. Очистить муковоз от грязи.
6.1.6. При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя.
6.1.7. Снять спецодежду в специально отведенном месте.
6.1.8. Принять гигиенические процедуры.
6.2. Доложить руководителю обо всех недостатках, которые имели место во время работы.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц (см. Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).