_________________ ____________________________
(наименование организации)
Дата выдачи Обозначение (номер) инструкции Отметка об ознакомлении
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного работодателя
либо иного уполномоченного _________________ _____________
работниками органа (подпись) (Ф.И.О.)
_________________ _______
(подпись) (Ф.И.О.) Дата утверждения
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение
профсоюзного или иного
уполномоченного работниками
органа
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителя специального автомобиля
при перевозке опасных грузов
Настоящая Инструкция по охране труда для водителя специального
автомобиля при перевозке опасных грузов разработана с учетом требований ст.
212 Трудового кодекса Российской Федерации, требованиями, установленными
приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных
грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ), Правил перевозок грузов автомобильным
транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21.12.2020 N 2200, Правил дорожного движения, иных федеральных
законов и нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов
_________________ _______________________ _________________________,
(наименование субъекта Российской Федерации по месту выполнения работ)
устанавливающих правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на
сохранение жизни и здоровья труда водителя специального автомобиля при
перевозке опасных грузов в процессе трудовой деятельности при выполнении им
работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в
_________________ ___________________________, далее - "Работодатель".
(наименование организации или Ф.И.О. работодателя)
К опасным грузам относятся:
- взрывчатые материалы (ВМ);
- газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
- ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
- радиоактивные материалы (РМ);
- едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
- прочие опасные вещества.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К самостоятельной работе на специальном автомобиле, перевозящем опасные грузы, допускаются лица, прошедшие:
- вводный инструктаж;
- инструктаж по пожарной безопасности;
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- инструктаж по электробезопасности.
Для выполнения обязанностей водителя специального автомобиля, перевозящего опасные грузы, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18-летнего возраста.
1.2. При перевозке особо опасных грузов перевозчик должен получить специальное разрешение.
1.3. Специальное разрешение выдается на срок не более одного года.
За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, их инструктаж несут ответственность руководители организаций.
1.4. В обязанности сопровождающего лица входят:
- охрана перевозимого груза;
- инструктаж сотрудников охраны;
- соблюдение правил безопасности при движении груза;
- сдача грузов по прибытии.
1.5. Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, природные заповедники.
1.6. При перевозке опасных грузов водитель должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения";
- Приложениями A и B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также проверку общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.
2.2. Администрация не имеет права заставлять водителя выезжать, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и Правилам дорожного движения.
2.3. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.
2.4. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить его техническое состояние, в частности:
- исправность двигателя;
- исправность тормозов;
- рулевое управление;
- фары;
- стоп-сигнал;
- указатели поворотов;
- звуковой сигнал;
- отсутствие подтекания масла, воды, топлива;
- устройство для отвода статического электричества;
- состояние глушителя, который должен быть выведен вперед;
- исправность фонаря-мигалки;
- наличие знаков безопасности;
- наличие не менее двух огнетушителей;
- приспособления для крепления шлангов;
- крепление болтов карданного вала.
Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.
2.5. Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Пуск двигателя производится при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила: не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку "в обхват". При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.
3.2. Контроль за погрузочно-разгрузочными работами опасных грузов возлагается на представителя грузополучателя.
3.3. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны проводиться на специально оборудованных постах.
3.4. Перемещение бочек с опасными грузами может осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам.
3.5. При перевозке опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования:
- дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м;
- в горных условиях - не менее 300 м;
- при видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена.
3.6. При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена.
3.7. При перевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин должна быть в колонне резервная машина.
3.8. Перевозка и очистка тары производятся в том же порядке, что и перевозка опасного груза.
3.9. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы.
3.10. Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.
3.11. Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должна превышать 50 км/ч, а на поворотах - 10 км/ч. Водитель автомобиля - заправщика должен начинать движение только после включения фонаря-мигалки.
3.12. При сливе бензина с машины-заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие открытых источников огня.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывает планы действий в аварийной ситуации с вручением их водителю или сопровождающему на каждую перевозку и выделяют специальные аварийные бригады.
4.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования.
4.3. При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо:
- вызвать инспектора ГИБДД;
- поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.
5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию). Добавить, где необходимо, смазку.
5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.
5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности - сообщить об этом механику.