Общество с ограниченной ответственностью "Березка"
111000, г. Москва, ул. Связистов, д. 5,
телефон (495) 122-34-56, факс (495) 178-90-98,
ИНН 1111111111, ОГРН 2222222222222
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Сидоров / А.А. Сидоров Иванов / М.И. Иванов
24 сентября 2021 г. 25 сентября 2021 г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
при эксплуатации персональных компьютеров
Настоящая Инструкция разработана с учетом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, устанавливающих правила, процедуры, критерии и нормативы, и предназначена для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы со средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием при выполнении работ согласно профессии и квалификации в ООО "Березка" (далее - Работодатель).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К самостоятельной работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр.
К непосредственной работе с персональным компьютером допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте, прошедшие ежегодный инструктаж и присвоение первой квалификационной группы по электробезопасности.
1.2. Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ на персональном компьютере являются:
а) физические:
повышенные уровни электромагнитного излучения;
повышенные уровни рентгеновского излучения;
повышенные уровни ультрафиолетового излучения;
повышенный уровень инфракрасного излучения;
повышенный уровень статического электричества;
повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень шума;
повышенный или пониженный уровень освещенности;
неравномерность распределения яркости в поле зрения;
повышенная яркость светового изображения;
повышенный уровень пульсации светового потока;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
б) психофизиологические:
напряжение зрения;
напряжение внимания;
интеллектуальные нагрузки;
эмоциональные нагрузки; длительные статические нагрузки; монотонность труда;
большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени; нерациональная организация рабочего места.
Все ПК (видеомониторы) должны иметь гигиенический сертификат, включающий в том числе оценку визуальных параметров.
1.3. Запрещается проводить ремонт персональных компьютеров непосредственно в рабочих помещениях.
1.4. Помещения, где размещаются рабочие места с ПК, оборудуются защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
1.5. По отношению к световым проемам рабочие места с ПК должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
1.6. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
1.7. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
1.8. В помещениях с персональным компьютером ежедневно должна проводиться влажная уборка.
1.9. Помещения с персональным компьютером должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.
1.10. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной регулируемой по высоте рабочей поверхности, отдельно от основной столешницы.
1.11. Продолжительность непрерывной работы с персональным компьютером без регламентированных перерывов не должна превышать 2 часов.
1.12. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы специальных упражнений.
1.13. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций осмысленного ввода текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных.
1.14. В случаях возникновения у работающих с ПК зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований режимов труда и отдыха, следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ПК, коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием персонального компьютера.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы необходимо:
осмотреть и привести в порядок рабочее место;
отрегулировать освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточной освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
проверить правильность подключения оборудования к электросети;
протереть специальной салфеткой поверхность экрана и защитного фильтра;
проверить правильность установки стула (кресла), положения оборудования, угла наклона экрана, положение клавиатуры и при необходимости произвести регулировку рабочего кресла, а также расположение элементов компьютера в целях исключения неудобных поз, длительных напряжений и в соответствии с требованиями эргономики.
2.2. Запрещается приступать к работе при обнаружении неисправности оборудования.
2.3. Для уменьшения воздействия вредных факторов рекомендуется: подготовить рабочее место так, чтобы исключить неудобные позы и длительные напряжения; исключить блики на экране.
Стена или какая-либо поверхность позади дисплея должна быть освещена примерно так же, как экран.
Расстояние от расположенных рядом терминалов должно быть не менее 1,2 м. Центр изображения на дисплее должен находиться на высоте 0,7 - 1,2 м от уровня пола.
2.4. Осмотреть рабочее место и убрать посторонние предметы.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Работник во время работы обязан:
выполнять только ту работу, которая ему была поручена и по которой он проинструктирован;
содержать в порядке и чистоте рабочее место; держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств; при необходимости прекращения работы на некоторое время корректно закрыть все активные задачи;
выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха; соблюдать правила эксплуатации оборудования в соответствии с инструкциями по эксплуатации;
при работе с текстовой информацией выбрать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе и выполнять рекомендованные упражнения для глаз согласно приложению 1;
соблюдать расстояния от глаз до экрана в пределах 60 - 80 см.
3.2. Работнику во время работы запрещается: касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании;
переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;
загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
допускать захламленность рабочего места бумагой в целях недопущения накапливания органической пыли;
производить отключение питания во время выполнения активной задачи; производить частые переключения питания;
допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и др. устройств;
включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;
производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.
3.3. Одним из предпочтительных режимов работы является: 40 - 45 мин. работы на компьютере и 15 - 20 мин. перерыв.
3.4. При постоянной работе экран должен находиться в центре поля обзора, документы располагать слева на столе или на пюпитре в одной плоскости с экраном.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. Работник обязан:
во всех случаях обнаружения обрывов проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, представителю инженерно-технической службы организации, оказывающей услуги по техническому обслуживанию компьютерной техники, офисного и сетевого оборудования;
в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу;
при возгорании оборудования отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного огнетушителя, вызвать пожарную команду (по телефону 112) и сообщить о происшествии руководителю работ.
4.2. В случае отключения электропитания прекратить работу. Не пытаться самостоятельно выяснять и устранять причину.
4.3. При загорании или пожаре помнить, что тушить электроустановки следует углекислотным огнетушителем во избежание поражения электрическим током.
4.4. При создании аварийной обстановки работник обязан: прекратить работу, предупредить работников об опасности, поставить в известность непосредственного руководителя работ.
4.5. При несчастном случае на производстве работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь по телефону 112 (при необходимости сопроводить его в медицинский пункт); немедленно поставить в известность непосредственного руководителя работ, сохранить на рабочем месте обстановку, при которой произошел несчастный случай, и не приступать к работе до устранения опасной ситуации.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. После окончания работы необходимо выключить компьютер, осмотреть и привести в порядок рабочее место.