_________________ ____________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ __________
(подпись) (инициалы,
фамилия)
Тренера-преподавателя 00.00.0000
по адаптивной физической культуре
1. Общие положения
1.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре относится к категории специалистов <1>.
1.2. Для работы тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры <2>;
2) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре должен знать:
1) основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
2) теорию и методику адаптивной физической культуры;
3) теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту;
4) основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
5) методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта;
6) содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на начальном этапе;
7) медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в адаптивных группах начального этапа (по виду спорта);
8) основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций;
9) санитарно-гигиенические требования к условиям реализации адаптивных программ начального этапа (по виду спорта);
10) гигиенические основы физического воспитания;
11) формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями);
12) методики диагностики физической подготовки, функциональных возможностей и усвоения полученных знаний;
13) современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма;
14) показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре;
15) этические нормы в области спорта;
16) порядок составления плана проведения групповых занятий;
17) правила спортивных игр;
18) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
19) способы оказания первой доврачебной помощи;
20) приемы, способы страховки и самостраховки;
21) методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях;
22) олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них;
23) теорию спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуру, систему соревнований;
24) правила соревнований адаптивного спорта;
25) технику профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;
26) Паралимпийскую хартию, требования Паралимпийского комитета;
27) требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой;
28) требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний;
29) методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся;
30) особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;
31) основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
32) правила внутреннего трудового распорядка;
33) правила по охране труда и пожарной безопасности;
34) _________________ __________________________.
1.4. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре должен уметь:
1) выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
2) выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
3) выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения;
4) устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями);
5) пользоваться контрольно-измерительными приборами;
6) пользоваться спортивным инвентарем;
7) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
8) подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
9) показывать изучаемые упражнения и двигательные действия;
10) проводить педагогический контроль на занятиях;
11) доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре;
12) выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности;
13) оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
14) применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
15) рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении, истории, правилах, технике и тактике вида спорта;
16) обучать упражнениям, способствующим развитию двигательных умений и навыков в виде спорта;
17) использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов;
18) использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания;
19) оценивать процесс и результаты деятельности;
20) использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся;
21) вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде;
22) выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки;
23) использовать методы календарного планирования;
24) использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности;
25) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.5. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре в своей
деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.6. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре подчиняется
непосредственно _________________ _______________________ _________.
(наименование должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ ________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки:
2.1.1. Осуществление отбора и перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта).
2.1.2. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп основам техники двигательных действий (по виду спорта).
2.1.3. Формирование у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике.
2.1.4. Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) контролирует отсутствие медицинских противопоказаний и наличие достаточных функциональных возможностей для занятий видом спорта у поступающих в группы начальной подготовки;
2) организует тестирование функциональных возможностей организма, тестирование по общей и специальной физической подготовке обучающихся для их перевода в группы начального этапа;
3) организует промежуточную и итоговую аттестацию в форме контрольно-переводных нормативов;
4) осуществляет консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов), всех возрастных и нозологических групп тренировки на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с небольшими и средними отягощениями для развития общей физической подготовки в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий;
2) проводит с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов), всех возрастных и нозологических групп тренировки на основе комплекса специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный, с целью развития технической подготовки;
3) проводит с обучающимися подвижные и спортивные игры, организует участие обучающихся в подвижных и спортивных играх в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий;
4) обеспечивает безопасность при проведении практических занятий и тренировок на этапе начальной подготовки.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с обучающимися лекции, рассказы и беседы о правилах, технике и тактике в виде спорта;
2) организует совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов;
3) организует встречи обучающихся с известными спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности;
4) организует участие обучающихся в мероприятиях патриотического характера;
5) проводит лекции о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых или явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх;
6) обеспечивает безопасность при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на этапе начальной подготовки;
7) оказывает методическую и консультационную помощь родителям (законным представителям) обучающегося.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки обучающихся;
2) производит подбор наиболее эффективных методик проведения занятий;
3) осуществляет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы;
4) выявляет наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся;
5) готовит предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и
спорту", утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 528н,
_________________ _______________________ _______________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
_________________ _______________________ _______________________.
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством.
<2> Допускается среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификации в области адаптивной физической культуры.
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет).