_________________ ___________
(наименование организации) УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ _____________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Младшего научного сотрудника 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Младший научный сотрудник относится к категории специалистов.
1.2. Для работы младшим научным сотрудником принимается лицо:
1) высшее образование - специалитет по специальности "Медицинская кибернетика", полученное по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования после 01.01.2016 <1>;
2) не имеющее ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.3. Младший научный сотрудник должен знать:
1) основные закономерности биофизических и биохимических процессов и явлений в организме и клетке, методологию биофизических и биохимических исследований;
2) строение, основные закономерности развития и жизнедеятельности, функциональные системы организма человека;
3) этиологию и патогенез основных заболеваний человека; основные симптомы и синдромы; осложнения и исходы; клинические и лабораторно-инструментальные методы исследования органов и систем организма; принципы лечения основных заболеваний;
4) классификацию, основные характеристики и молекулярные основы действия лекарственных веществ; фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению;
5) математические и эвристические методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, решения задач дифференциальной диагностики и прогнозирования состояния пациентов, изучения динамики популяций, области их применения и ограничения;
6) задачи идентификации параметров и выделение информативных признаков при работе с клиническими и экспериментальными данными;
7) основы высшей математики, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработку результатов;
8) теоретические основы информатики и медицинской информатики;
9) современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных;
10) основы теории программирования, языки программирования;
11) методики сбора, хранения, поиска, преобразования информации в медицинских и биологических системах;
12) возможности компьютерного моделирования механизма действия лекарственных препаратов и патологических процессов;
13) методы планирования экспериментов и статистического анализа данных для изучения физиологических процессов;
14) методы построения моделей физиологических систем на субклеточном, клеточном, тканевом и системном уровнях организма человека;
15) методы компьютерной реализации моделей с помощью инструментальных программных средств;
16) методы исследования моделей;
17) основы молекулярной биологии, строение и функционирование иммунной системы в норме и патологии, основы генетики, понятие о генной инженерии;
18) теоретические основы нанобиотехнологии, нанобиомедицины;
19) методы распознавания образов, интеллектуального анализа данных, алгоритмы машинного обучения и визуализации биологических данных;
20) основы биоинформатики; основные биоинформационные программы;
21) методы планирования эксперимента и статистического анализа медико-биологических данных;
22) понятие, цели и задачи, тенденции развития трансляционной медицины, этапы трансляционных исследований;
23) понятие о больших данных и методах их обработки;
24) технологии открытых данных;
25) международные стандарты, принятые для представления результатов медико-биологических исследований;
26) основные научные платформы трансляционной медицины;
27) методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных;
28) проблемы интеграции и значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи;
29) понятие об основных стандартах обмена медицинской информацией, международном опыте их использования;
30) основные международные системы кодирования и классификации медицинских терминов и технологии установления соответствия с ними;
31) основные прикладные компьютерные программы и комплексы: статистические пакеты, системы управления большими данными, платформы открытых данных, специализированные языки программирования;
32) _________________ _______________________ ___________.
1.4. Младший научный сотрудник должен уметь:
1) использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественно-научным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе медико-кибернетическим дисциплинам в научно-исследовательской деятельности;
2) оценивать количественно и качественно физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии;
3) использовать необходимые статистические методы и прикладную математику для обработки медико-социальных, медико-демографических, клинических и экспериментальных данных, решения задач вычислительной диагностики и прогнозирования состоянии;
4) строить математические и физические модели изучаемых процессов, выбирать экспериментальные методы и электронную аппаратуру, адекватные поставленным задачам;
5) идентифицировать параметры моделей по экспериментальным данным, по результатам медико-биологических исследований, по медико-статистической информации и данным литературы;
6) использовать математические модели физиологических систем для исследования свойств и поведения соответствующих систем в организме человека;
7) разрабатывать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, исследования популяционных изменений, оценивать их эффективность;
8) применять известные модели систем организма для анализа физиологических процессов и состояний;
9) применять компьютерные программные системы, базы данных, современные информационные и коммуникационные технологии для автоматизации обработки медико-технологических данных, изучения динамики популяций, биохимических и биофизических процессов в организме;
10) прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и явлений, биохимических превращений биологически важных веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, а также применять методы их исследования;
11) использовать необходимые статистические и математические методы для обработки и анализа медико-биологических данных;
12) использовать математические средства и компьютерные технологии для извлечения полезной информации из "зашумленных" и/или слишком объемных данных о структуре дезоксирибонуклеиновых кислот и белков, полученных экспериментально;
13) количественно и качественно оценивать физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии;
14) планировать проведение медико-биологических исследований на основе принципов доказательной медицины;
15) организовывать методическое сопровождение проведения медико-биологических исследований;
16) использовать международные стандарты для представления результатов медико-биологических исследований;
17) применять прикладные компьютерные программные комплексы, статистические пакеты; методы обработки больших данных, технологий открытых данных; специализированные языки программирования для поиска и интеллектуального анализа, обработки и визуализации медико-биологических данных;
18) работать с платформами на основе облачных технологий, предоставляющими доступ к информации об актуальных проводимых медико-биологических исследованиях, хранение данных о результатах исследований, возможность оперативно взаимодействовать исследователям между собой (платформы трансляционной медицины);
19) использовать способы формализации, структуризации и кодирования различных типов медицинских данных;
20) использовать технологии и системы установления соответствия медицинских данных международным терминологическим системам;
21) использовать технологии обмена медицинскими данными между различными информационными системами в сфере здравоохранения, связанными с организацией и оказанием медицинской помощи, на основе международного опыта;
22) разрабатывать информационные модели, связанные с медико-биологическими объектами и лечебным и диагностическим процессами;
23) работать с нормативно-правовой и справочной информацией;
24) использовать системы и платформы связанных открытых данных для обеспечения академической интеграции, развития партнерства с ведущими российскими и зарубежными университетами и научными центрами, международными организациями в целях реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов;
25) формировать конкурсную документацию для участия в исследованиях и разработках по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса российской федерации;
26) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.5. Младший научный сотрудник в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.6. Младший научный сотрудник подчиняется непосредственно ____________
_________________ _______________________ __________.
(наименование должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ ________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация и проведение научных исследований в области здравоохранения:
2.1.1. Разработка новых медицинских и биологических моделей и методов и внедрение их в клиническую практику и управление здравоохранением.
2.1.2. Проведение научных исследований в области медико-биологических дисциплин на основе математических методов и вычислительных средств.
2.1.3. Планирование медико-биологического исследования, внедрение результатов в практику с использованием методов математической статистики и доказательной медицины.
2.1.4. Анализ научной, клинической, нормативно-правовой и справочной информации, учебной литературы и других источников для определения перспективных направлений научных исследований и построения информационных моделей.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Младший научный сотрудник исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) определяет новые области исследования и проблемы в сфере моделирования в медицине и здравоохранении;
2) формулирует цели и задачи научных исследований по моделированию в сфере здравоохранения, их обоснование;
3) проводит теоретические и экспериментальные исследования с целью расширения научных знаний, получения новой информации, проверки гипотез, решения проблем, разработки новой продукции в сфере охраны окружающей среды, фармакологии, медицины и здравоохранения;
4) осуществляет моделирование на разных уровнях оказания медицинской помощи и прогнозирование проблем;
5) проводит анализ состояния здоровья населения и прогнозирование в решении ресурсных задач;
6) осуществляет координацию, экспертное и методическое сопровождение исследовательских работ, научное руководство проведением исследований и разработок в сфере здравоохранения;
7) выполняет обработку экспериментальных и клинико-диагностических данных, в том числе на персональных компьютерах, с использованием программного обеспечения, специализированных языков программирования, статистических пакетов программ, баз данных, поисковых систем;
8) проводит анализ результатов естественно-научных, медико-биологических, клинико-диагностических, популяционных исследований и разработок, оказание информационно-аналитической помощи при внедрении их результатов в практику;
9) осуществляет написание, оформление и публикацию научных статей по проблеме научного исследования в медицине;
10) разрабатывает математические модели функционирования органов и систем, физиологических, биофизических и популяционных процессов, проводит их экспериментальную и клиническую апробацию;
11) разрабатывает новые технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, прогнозирования популяционных изменений на основе результатов проведенных научных исследований и экспериментов.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет поиск и анализ публикаций, содержащих информацию в области научно-исследовательской деятельности в здравоохранении;
2) формулирует цели и задачи научных исследований в области фундаментальных медико-биологических дисциплин, их обоснование;
3) проводит теоретические и экспериментальные исследования с целью расширения научных знаний, получения новой информации, проверки гипотез, решения проблем, разработки новой продукции в сфере фундаментальных медико-биологических дисциплин;
4) осуществляет координацию, экспертное и методическое сопровождение исследовательских работ в области здравоохранения;
5) осуществляет обработку экспериментальных и клинико-диагностических данных, в том числе на персональных компьютерах, с использованием как программного обеспечения, так и специализированных языков программирования, статистических пакетов программ, баз данных, поисковых систем;
6) проводит анализ результатов медико-биологических исследований, определение сферы их применения и оказание информационно-аналитической помощи в процессе внедрения их результатов;
7) создает и совершенствует базы данных, алгоритмов, вычислительных и статистических методов и теории решения практических и теоретических проблем, возникающих при управлении и анализе биологических данных (биоинформатика);
8) осуществляет написание, оформление и публикацию научных статей по проблемам научного исследования в медицине.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает практики, методы и программы, полученные на основании медико-биологических исследований, для реализации открытий фундаментальной науки в практической сфере;
2) проводит поиск и доказательную оценку эффективных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
3) формулирует цели и задачи медико-биологического исследования, его теоретическое и экспериментальное обоснование;
4) выполняет планирование и сопровождение научных медико-биологических исследовании;
5) выполняет обработку экспериментальных данных и результатов медико-биологических исследований с использованием специализированных языков программирования, статистических пакетов, методов обработки больших данных, а также технологий открытых данных;
6) проводит анализ результатов медико-биологических исследований, оказание информационно-аналитической помощи в процессе реализации этих результатов;
7) представляет результаты медико-биологического исследования с использованием международных стандартов;
8) осуществляет написание, оформление и публикацию научных статей по теме медико-биологических исследований;
9) проводит экспертизу результатов, полученных в медико-биологических исследованиях;
10) осуществляет масштабирование научных исследований и прогрессивных технологий в здравоохранении, выработка рекомендаций по пересмотру и разработка правовых и этических норм с учетом новых достижении.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет аналитическую и научно-исследовательскую работу с целью сбора, оценки и анализа получаемой информации, а также выработки практических рекомендаций в области здравоохранения;
2) проводит оценку инновационной привлекательности проектов в области медицины и здравоохранения;
3) формирует научные отчеты, обзоры, доклады и публикации по темам исследования в медицине;
4) планирует приоритетные направления в области здравоохранения;
5) подготавливает конкурсную документацию для участия в научно-исследовательских мероприятиях в медицине;
6) разрабатывает структуру, функции, описание взаимодействий между объектами (информационных моделей) в медицине и здравоохранении;
7) осуществляет структурирование и формализацию медико-биологической информации;
8) выполняет проектирование динамически изменяющейся системы связанных знаний (онтологии) предметной области медицины;
9) обеспечивает семантическую функциональную совместимость медицинской информации;
10) проводит работу с системами хранения, представления и установления соответствия медико-биологических данных;
11) выполняет работу с системами и платформами связанных открытых данных для обеспечения академической интеграции, развития партнерства с ведущими российскими и зарубежными университетами и научными центрами, международными организациями в целях реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций:
1) исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
2) соблюдает врачебную тайну, клятву врача, принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями) и коллегами;
3) соблюдает законодательство в сфере охраны здоровья и иных нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
4) проходит обязательные предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.1.6. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Младший научный сотрудник имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Младший научный сотрудник привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Врач-кибернетик", утвержденного Приказом Минтруда России
от 04.08.2017 N 610н, с учетом _________________ ________________________.
(реквизиты локальных нормативных актов
организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ____
_________________ _______________________ _______________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях.