Доцент (старший преподаватель,
преподаватель, ассистент)
(на основе профессионального стандарта)
_________________ _________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ
_________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
_________________ __________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Доцента <1> 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Доцент относится к категории специалистов.
1.2. На должность доцента принимается лицо:
1) имеющее высшее образование - бакалавриат;
2) прошедшее обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;
3) имеющее опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
2) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности.
1.4. Доцент должен знать:
1) нормативные правовые акты, определяющие современную государственную молодежную политику;
2) нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности куратора в части представления интересов группы и отдельных студентов;
3) требования ФГОС и (или) образовательных стандартов, установленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, к компетенциям выпускников;
4) способы педагогической диагностики и условия развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной сфер студентов;
5) возрастные, индивидуальные и психологические особенности студентов;
6) формы студенческого самоуправления;
7) характеристики и возможности применения различных форм и методов организации общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов;
8) содержание, формы, методы и средства включения студентов в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, досуговые и социально значимые мероприятия;
9) порядок обеспечения, нормативно-правовые основания и меры гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности за жизнь и здоровье студентов, находящихся под руководством педагогического работника в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;
10) основания и установленные меры социальной поддержки отдельных категорий студентов (малообеспеченных, социально незащищенных, с особыми образовательными потребностями);
11) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
12) механизмы адаптации студентов к особенностям образовательного процесса в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
13) основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения личностного и профессионального самоопределения студентов;
14) техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней;
15) способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
16) требования охраны труда при проведении массовых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;
17) Правила внутреннего трудового распорядка;
18) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
19) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Доцент должен уметь:
1) диагностировать ценностно-смысловые, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, интеллектуальные характеристики студентов;
2) обеспечивать педагогическое сопровождение формирования и деятельности органов студенческого самоуправления;
3) оказывать методическую помощь активу группы в формировании плана и организации работы с учетом мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
4) использовать средства формирования и развития организационной культуры группы (курса);
5) мотивировать участие студентов в волонтерской деятельности, общественных объединениях, разработку инициативных социальных проектов;
6) обеспечивать поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов, консультировать по вопросам трудоустройства;
7) использовать методы, формы, приемы и средства организации и коррекции общения и деятельности студентов группы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
8) содействовать формированию лидерских качеств, правовых, культурных и нравственных ценностей студентов, системы общекультурных компетенций;
9) содействовать адаптации студентов к условиям учебного процесса, принятым нормам и этике поведения в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) оказывать помощь каждому студенту в наиболее полном удовлетворении его потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, профессиональном самоопределении; в выборе образовательной траектории, в планировании самостоятельной работы;
11) обеспечивать формирование у студентов устойчивого, позитивного отношения к своей будущей профессии, организации, осуществляющей образовательную деятельность, стремления к постоянному самосовершенствованию;
12) обеспечивать соблюдение установленных мер социальной поддержки отдельных категорий студентов (малообеспеченных, социально незащищенных, с особыми образовательными потребностями);
13) координировать деятельность профессорско-преподавательского состава и взаимодействовать с руководством образовательной организации при решении задач обучения и воспитания студентов в соответствии со сферой своей компетенции;
14) контролировать ход и качество образовательного процесса в группе;
15) вносить обоснованные предложения по улучшению учебной, воспитательной, научно-исследовательской работы, культурно-бытовых условий жизни студентов во все административные и общественные организации, действующие в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
16) представлять интересы группы и отдельных студентов на собраниях (заседаниях) органов управления подразделений организации, осуществляющей образовательную деятельность;
17) ставить перед руководством подразделения и руководителями соответствующих служб вопросы о соблюдении норм учебного процесса и студенческой жизни, предусмотренных уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) формулировать предложения (проекты) решений по персональным делам студентов, в том числе связанным с поощрениями или административными взысканиями, обсуждать их с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, или общественными организациями с соблюдением норм профессиональной этики;
19) _________________ _______________________ _________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Доцент в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Доцент подчиняется непосредственно _________________ ____________.
(наименование должности
руководителя)
1.8. _________________ _______________________ ________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО:
1) создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВО;
2) социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Доцент исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет организацию планирования деятельности группы (курса): включение обучающихся группы в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и социально значимых мероприятий;
2) предоставляет организационно-педагогическую поддержку развития самоуправления студентов;
3) осуществляет организационно-педагогическую поддержку общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет консультирование студентов по соблюдению их прав и предоставлению установленных им государственных гарантий в части:
- своевременности и полноты получаемых стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании;
- выполнения норм предоставления учебников, учебных пособий, доступа к информационным ресурсам;
- соблюдения условий, обеспечивающих охрану здоровья студентов;
- соответствия предоставляемых студентам жилищных помещений в общежитиях (при их наличии) установленным санитарно-гигиеническим нормам;
2) представляет интересы групп и отдельных студентов:
- в образовательной организации;
- при взаимодействии с заинтересованными организациями и лицами;
3) осуществляет индивидуальное и групповое консультирование и организацию мероприятий, обеспечивающих педагогическую поддержку личностного и профессионального самоопределения студентов;
4) осуществляет проектирование совместно с обучающимися и коллегами индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
3.1.3. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.4. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Доцент имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Доцент привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального
образования", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н, с учетом _______________________
(реквизиты
_________________ _______________________ _______________________.
локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ __________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления
с должностными инструкциями); в экземпляре должностной
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.
(другие заключительные положения)
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> В соответствии с Профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н, иное возможное наименование должности - "старший преподаватель", "преподаватель", "ассистент".