_________________ ________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ _________________ _______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
_________________ ______________
Инструктора по адаптивной (подпись) (инициалы, фамилия)
физической культуре 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Инструктор по адаптивной физической культуре относится к категории специалистов.
1.2. На должность инструктора по адаптивной физической культуре принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры <1>.
1.3. К работе, указанной в п. 1.1 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) не имеющее запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее специальные курсы повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет).
1.4. Инструктор по адаптивной физической культуре должен знать:
1) теорию и методику адаптивной физической культуры;
2) теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту;
3) основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
4) гигиенические основы физического воспитания;
5) современные способы организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма;
6) показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре;
7) современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма;
8) порядок составления плана проведения индивидуального и группового занятия;
9) порядок проведения врачебного контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи;
10) формы по составлению отчетности о проведении индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре;
11) порядок проведения поэтапного контроля подготовленности;
12) принципы коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
13) федеральные стандарты спортивной подготовки (по виду адаптивного спорта, спортивной дисциплине);
14) основы организации здорового образа жизни;
15) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
16) безопасные методы и приемы выполнения работ на спортивных объектах;
17) методы сбора и первичной обработки информации;
18) методы консультирования;
19) основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи;
20) Правила внутреннего трудового распорядка;
21) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
22) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Инструктор по адаптивной физической культуре должен уметь:
1) анализировать исходные данные физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
2) составлять индивидуальные программы реабилитации инвалидов;
3) планировать проведение групповых занятий по адаптивной физической культуре с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
4) пользоваться спортивным инвентарем;
5) оказывать первую доврачебную помощь;
6) консультировать лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп или их родителей (законных представителей), скорректировать намерение заниматься в группе на основании возрастных ограничений, с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, медицинских противопоказаний, физического развития;
7) планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания;
8) проводить корректировку плана индивидуального или группового занятия с учетом данных поэтапного контроля подготовленности;
9) обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп владению навыками и техникой выполнения упражнений, формировать нравственно-волевые качества;
10) контролировать двигательную активность и физическое состояние занимающихся;
11) элементарно и просто разъяснить правила техники безопасности при выполнении упражнений;
12) оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних;
13) проводить эффективные коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
14) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
15) пользоваться контрольно-измерительными приборами;
16) оценивать эффективность коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
17) оказать квалифицированную методическую помощь лицам, занимающимся в группах адаптивной физической культуры, спортсменам-инвалидам, в том числе путем корректировки расписания занятий, изменения группы, снижения или увеличения интенсивности тренировок и т.п.;
18) методически обосновать отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта;
19) проводить анализ программ учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности в избранном виде адаптивного спорта;
20) планировать мероприятия теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта;
21) проводить коммуникации с населением, с родителями (законными представителями), иными заинтересованными лицами;
22) изучать и систематизировать информацию по вопросам профилактики травматизма и использования допинга;
23) доступно разъяснить лицам с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре;
24) своевременно выявить угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовать безопасное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
25) выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря;
26) _________________ _______________________ _________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Инструктор по адаптивной физической культуре в своей деятельности
руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.7. Инструктор по адаптивной физической культуре подчиняется
непосредственно _________________ _______________________ _________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________ _______________________ ________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп:
1) комплектование группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся (лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп);
2) проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам;
3) проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
4) подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп к тренировочному этапу (этапу спортивной специализации);
5) профилактика травматизма и использования допинга среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Инструктор по адаптивной физической культуре исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет оценку исходных данных физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
2) проводит анализ индивидуальных программ реабилитации инвалидов и исходных данных физической подготовленности занимающихся;
3) осуществляет формирование состава групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
4) планирует проведение групповых занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц;
5) осуществляет подбор наиболее эффективных методик проведения групповых занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц;
6) проводит разъяснительные беседы с лицами, поступающими в группы занятий адаптивной физической культуры и родителями (законными представителями).
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) определяет задачи и содержание группового или индивидуального занятия по адаптивной физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей лица или группы;
2) осуществляет разработку плана проведения занятия по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания;
3) составляет расписание проведения индивидуальных или групповых занятий по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания;
4) проводит занятия по адаптивной физической культуре согласно разработанному плану по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания;
5) регулирует физическую нагрузку занимающихся;
6) дает рекомендации по совершенствованию двигательной деятельности занимающихся с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, медицинских противопоказаний, физического развития;
7) совместно с медицинскими работниками контролирует физическое состояние занимающихся;
8) проводит поэтапный контроль подготовленности занимающихся и коррекцию этого процесса;
9) обеспечивает безопасность занимающихся при проведении занятий адаптивной физической культурой;
10) готовит отчет о проведенном занятии адаптивной физической культурой по установленной форме.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит разъяснение среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп необходимости ведения здорового образа жизни;
2) проводит разъяснительную работу среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп о важности систематических занятий адаптивной физической культурой;
3) осуществляет корректировку проведения занятий с учетом коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
4) осуществляет разработку программы индивидуальных занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, основанной на принципах социализации занимающихся, расширения круга их общения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, формирования общей культуры и физической культуры личности, максимального саморазвития и самосовершенствования;
5) осуществляет контроль соблюдения графика занятий и тренировок, достижения результатов индивидуальных программ реабилитации и программ индивидуальных занятий;
6) ведет учет и обобщение результатов воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
7) осуществляет подготовку предложений руководству организации по совершенствованию воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) принимает решение совместно с тренером-преподавателем по АФК о переводе обучающихся или занимающихся - лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп - на тренировочный этап (этап спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта;
2) осуществляет контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом адаптивного спорта (спортивной дисциплиной) у поступающих в группы тренировочного этапа в избранном виде адаптивного спорта;
3) проводит консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) относительно порядка зачисления в группы адаптивного спорта и тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта;
4) осуществляет анализ примерных программ учебно-спортивной подготовки и организацию физкультурно-спортивной деятельности в избранном виде адаптивного спорта;
5) осуществляет разработку совместно с тренером-преподавателем по АФК годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся избранным видом адаптивного спорта;
6) внедряет новейшие методики подготовки спортсменов в избранном виде адаптивного спорта.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) изучает и обобщает передовой опыт в области профилактики травматизма и использования допинга в адаптивной физической культуре и спорте;
2) проводит с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп инструктаж по основам техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре;
3) осуществляет контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни обучающихся во время занятия, принятие мер по минимизации и нейтрализации угроз;
4) до начала занятия осуществляет контроль технической исправности спортивных объектов и инвентаря, при возникновении неисправности запрещает их использование;
5) проводит консультирование всех заинтересованных лиц по вопросам обеспечения безопасности при занятиях адаптивной физической культурой;
6) пропагандирует отказ от использования допинга в адаптивной физической культуре и спорте.
3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.7. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Инструктор по адаптивной физической культуре имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Инструктор по адаптивной физической культуре привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 04.08.2014 N 526н, с учетом _______________________
_________________ _______________________ _______________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ __________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления
с должностными инструкциями); в экземпляре должностной
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.
(другие заключительные положения)
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Допускается среднее профессиональное образование физической культуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры.