_________________ ____________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
_________________ ____________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Методиста 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Методист относится к категории специалистов.
1.2. Для работы педагогом дополнительного образования принимается лицо:
1) имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получения при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки";
2) имеющее опыт работы не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника - для старшего методиста;
3) прошедшее инструктаж по обеспечению безопасности жизнедеятельности (при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися);
4) прошедшее обучение по дополнительным общеобразовательным программам (при привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися).
1.3. К работе в должности методиста (или: старшего методиста) допускается лицо:
1) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.4. Методист должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных;
2) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам);
3) теорию и практику маркетинговых исследований в образовании;
4) методические основы маркетинговых исследований в образовании;
5) тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
6) психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам;
6) современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
7) локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
8) методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
9) направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире;
10) направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области);
11) источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности;
12) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
13) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
14) возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
15) стадии профессионального развития педагогических работников;
16) правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логику и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога;
17) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях);
18) требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся;
19) _________________ _______________________ ___________.
1.5. Методист должен уметь:
1) формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения;
2) формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования;
3) обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
4) организовывать апробацию разработанного инструментария исследования;
5) распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования;
6) использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами;
7) производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению;
8) обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа;
9) разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования;
11) проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога дополнительного образования;
12) оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ;
- образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;
- требованиям охраны труда;
13) анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
14) консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции;
15) организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками;
16) оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта;
17) использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
18) готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты;
19) обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;
20) планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ;
21) анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками;
22) разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области;
23) проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками;
24) оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование;
25) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. Методист в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.7. Методист подчиняется непосредственно _________________ __________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________ _______________________ ________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:
2.1.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
2.1.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.
2.1.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Методист исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) организует разработку программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
2) организует и (или) проводит изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
3) формирует предложения по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) проводит групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов;
2) контролирует и оценивает качество программно-методической документации;
3) организует экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-методической документации;
4) организует под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмен и распространение позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) посещает и анализирует занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогическими работниками;
2) разрабатывает рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса;
3) организует дополнительное профессиональное образование педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций методист исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Методист имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Методист привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых",
утвержденного Приказом Минтруда России от 05.05.2018 N 298н
_________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.