Скачать

Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Отвечаем на ваши вопросы

Каковы сроки уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС)?
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН уплачиваются до 15-го числа следующего месяца.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона, уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Таким образом, организация должна ежемесячно производить начисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на все выплаты и вознаграждения, начисленные за истекший месяц, и производить уплату этих сумм не позднее 15-го числа следующего месяца.

Должна ли общественная организация инвалидов, все члены которой, включая учредителей, являются инвалидами, уплачивать ЕСН и страховые взносы на ОПС с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц?
Пунктом 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ) от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Однако нормы ст. 239 НК РФ, устанавливающие льготы по ЕСН, не применяются в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как это не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
Таким образом, общественная организация инвалидов освобождается от начисления ЕСН с учетом норм подпункта 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должна уплачивать в полном объеме в порядке, установленном Федеральным законом N 167-ФЗ.

Каков порядок представления в налоговые органы и органы пенсионного фонда России (ПФР) авансовых расчетов по ЕСН и страховым взносам на ОПС и дополнительных сведений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога?
В соответствии с "Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями", утвержденным приказом Минфина России от 17 марта 2005 г. N 40н, указанный расчет может представляться налогоплательщиками лично на бумажном носителе или в электронном виде на электронном носителе, направляться в инспекции в виде почтового отправления с описью вложения или в электронном виде по системе телекоммуникационных каналов связи.
Предоставление налогоплательщиками отчетности на бумажных носителях, с обязательным приложением копии этой отчетности на гибком магнитном диске, нормативными документами не предусмотрено.
Таким образом, представление копий налоговой и бухгалтерской отчетности на магнитном носителе не является обязательным.
Согласно ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Таким образом, на основании ст. 31 НК РФ инспекция вправе затребовать копии документов, подтверждающих расходы на цели государственного социального страхования (листки временной нетрудоспособности и др.), копию расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС России) с отметкой о приеме в Фонд.
В соответствии с приложением N 2 к приказу МНС России от 28 марта 2002 г. N БГ-3-05/153 "Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями", расчет по авансовым платежам заполнялся страхователем в трех экземплярах.
Третий экземпляр (или копия) расчета по авансовым платежам передавался территориальным органом МНС России в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с отметкой работника территориального органа МНС России на первом листе расчета о дате его представления.
Согласно "Рекомендациям по заполнению расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам", утвержденным приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. N 48н, данное условие утратило свою силу.
На основании вышеизложенного в территориальный налоговый орган в соответствии с новым приказом Минфина России N 48н должен предоставляется один экземпляр расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Включается ли оплата нерабочих праздничных дней работникам-сдельщикам в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль? Облагаются ли данные выплаты ЕСН?
В соответствии со ст. 112 ТК РФ сдельщикам за нерабочие праздничные дни производится оплата, размер которой определяется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 255 гл. 25 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно п. 21 ст. 270 НК РФ, не учитываются в составе расходов на оплату труда расходы в виде затрат на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
На основании изложенного и в соответствии со ст. 112 ТК РФ если в локальном нормативном акте организации определен размер оплаты труда сдельщиков в нерабочие праздничные дни, то такая оплата учитывается в целях налогообложения прибыли.
Статьей 164 ТК РФ установлено, что компенсации - это денежные выплаты, осуществляемые в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Оплата сдельщикам нерабочих праздничных дней не признается компенсацией, так как такие выплаты не являются возмещением каких-либо затрат работникам-сдельщикам.
Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ, объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Следовательно, выплаты в размере среднего заработка, производимые организацией работникам-сдельщикам за нерабочие праздничные дни, признаются объектом налогообложения ЕСН, и на суммы таких выплат должен начисляться налог в общеустановленном порядке.

Облагается ли ЕСН оплата обучения в высших учебных заведениях физических лиц, не являющихся работниками организации?
Пунктом 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты в пользу физических лиц (в том числе оплата организацией их обучения), не связанных с организацией трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не поименованы в ст. 236 НК РФ как объект налогообложения ЕСН, следовательно, исчисление налога с данных выплат не производится.

Подлежат ли налогообложению ЕСН и страховыми взносами в ПФР выплаты по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами, имеющими статус временно проживающих на территории РФ?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 НК РФ, в соответствии с которой освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Таким образом, с 1 января 2003 г. норм, определяющих особенности налогообложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в НК РФ не содержится, т.е. налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 235 НК РФ установлено, что плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ, при определении налоговой базы ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.
Статьей 11 ТК РФ установлено, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Таким образом, иностранные граждане, работающие на территории Российской Федерации, исполняют свои трудовые обязанности на условиях, подпадающих под действие норм ТК РФ, и, следовательно, выплаты, начисленные в их пользу, по существу являются выплатами в рамках трудового договора и признаются объектом налогообложения ЕСН.
По порядку исчисления ЕСН в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо отметить следующее.
Начиная с 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ, вносящий изменения в гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог". В связи с введением в действие данного законодательного акта предусмотрены следующие изменения в Федеральном законе N 167-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что застрахованные лица - это те лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федеральным законом. Застрахованными лицами являются "граждане Российской Федерации, а также постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в частности если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору".
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" таковыми являются:
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
С 1 января 2005 г. в обязательном порядке подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплаты лицам как постоянно проживающим, так и временно проживающим на территории РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории РФ, то на выплаты в его пользу начисляются страховые взносы, а ЕСН в федеральный бюджет исчисляется с применением налогового вычета. Если иностранный гражданин относится к категории лиц временно пребывающих, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на его выплаты не начисляются, поскольку эти лица не относятся к категории застрахованных.

Начисляется ли ЕСН на сумму оплаты дополнительных перерывов рабочего времени, предоставляемых работодателем матери для кормления ребенка, если она работает сокращенный рабочий день (7 часов)?
Согласно ст. 258 ТК РФ, работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Следовательно, оплата перерывов для кормления ребенка, произведенная из расчета среднего заработка, как установленная законодательством, на основании п. 6 ст. 255 НК РФ, включается в налоговую базу ЕСН и облагается в общеустановленном порядке.

М.А. Орлова,
специалист Московской налоговой службы

"Гражданин и право", N 1 январь 2007 г.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Труда женщин, лиц с семейными обязанностями
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >>