Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Молокозавод имеет свой автопарк. В трудовом договоре есть пункт, в котором определено, что водитель обязан доставлять груз в другие населенные пункты, но это бывает один-два раза в месяц.
Носит ли работа таких водителей разъездной характер? Если да, то как рассчитывать доплаты таким водителям, чтобы эти суммы признавались расходами в налоговом учете? В каком документе можно увидеть весь перечень работ, относящихся к разъездному характеру труда?

Определение понятия "служебная командировка" дано в Трудовом кодексе РФ. Согласно ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, которые выполняют свою постоянную работу в пути или она имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. В этом случае взамен суточных работникам выплачиваются надбавки к заработной плате.
Перечень категорий работников, чья работа носит разъездной характер, нормативно не установлен.
По нашему мнению, толкование служебной командировки, данное Трудовым кодексом РФ, можно рассматривать следующим образом.
Служебными командировками можно признать поездки водителей в другие города и населенные пункты. Если такие поездки носят временный характер (с определенной периодичностью), они должны быть оформлены соответствующими приказами руководителей. Кроме того, в служебные обязанности водителей должны входить не только дальние поездки, но и работа непосредственно по местонахождению организации (в частности, развоз продукции по торговым точкам в вашем городе).
Следовательно, если водитель принят в организацию для перевозки продукции как в рамках одного населенного пункта (города), так и с выездом из него, но в течение недлительного периода, то такая работа разъездной не признается, а организация считается постоянным местом работы водителя. Поэтому если водитель направляется в поездку на срок свыше одних суток в другой населенный пункт (город, село) и не больше двух раз в месяц, то такая поездка должна быть признана служебной командировкой с возмещением соответствующих расходов.
Если же водитель принят на работу и условиями трудового договора предусмотрено, что в его обязанности входит доставка груза (продукции) в другие населенные пункты на территории России, то такую работу следует признавать разъездной и служебными командировками такие поездки считаться не должны. Соответственно и права на возмещение расходов по служебным командировкам работник не имеет.
В связи с этим возмещаемые расходы при направлении водителей в другие населенные пункты, находящихся вне места постоянной работы, не относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, перечень которых содержится в ст. 264 НК РФ. В этом случае водителям должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.
В свое время Постановлением Минтруда России от 29 июня 1994 г. N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" для сотрудников, чья работа носит разъездной характер, были утверждены компенсации.
Однако данный документ был отменен другим Постановлением того же ведомства от 26 апреля 2004 г. N 60, которое вступило в силу 25 июня 2004 г. Несмотря на отмену Постановления N 51, указанные расходы должны возмещаться.
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям, на наш взгляд, можно отнести и разъездной характер работы водителей), работникам должны начисляться соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным, трудовыми договорами.
Следовательно, организация может самостоятельно установить размер и порядок надбавок таким водителям.
При этом все это должно быть предусмотрено коллективным договором, заключенным между работодателем и трудовым коллективом, трудовым договором, а также может быть раскрыто в отдельном локальном нормативном акте (например, в положении о труде и заработной плате или о порядке возмещения расходов, связанных с разъездным характером работы водителей, и т.п.).
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
Учитывая особенности работы водителей, которая носит разъездной характер, если возмещаемые расходы в виде добавок к заработной плате предусмотрены трудовыми и коллективными договорами, эти надбавки могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату труда.
По мнению специалистов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, работа водителей, обслуживающих перевозки грузов в пределах Российской Федерации, не является командировкой (см. частные разъяснения начальника отдела трудовых отношений и оплаты труда Н. Ковязиной). Такого же мнения придерживаются и многие специалисты федеральных налоговых служб.
Как видим, ситуация спорная, и вероятность того, что налоговые органы не признают при проверке данные поездки водителей служебными командировками, довольно велика. Поэтому, если поездки водителей в населенные пункты с целью доставки и развоза продукции организация признает служебными командировками, ей следует быть готовой защищать свою позицию в суде.

М.И. Филипенко,
эксперт

15 апреля 2005 г.

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 8, апрель 2005 г.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Командировки
Страница 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16