Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Индивидуальным предпринимателем получено письмо налогового органа (областной межрайонной инспекции) с предложением увеличить заработную плату работникам в связи с тем, что декларируемая предпринимателем величина заработной платы сложилась ниже прожиточного минимума по области (2551 руб.). В данном письме было также предложено сообщить в налоговый орган о ряде показателей финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя с указанием удельного веса заработной платы в величине полученной выручки, средней заработной платы за предшествующий отчетному период и роста заработной платы по сравнению с предыдущими периодами.
Насколько правомерными являются действия налогового органа, направленные на принуждение индивидуального предпринимателя к изменению существенных условий трудовых договоров с работниками, а также на представление показателей анализа его финансово-хозяйственной деятельности?

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" действовавший в период с 1 сентября 2005 года до 1 мая 2006 года и применявшийся для регулирования оплаты труда минимальный размер оплаты труда составлял 800 руб. в месяц. С 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 1100 руб. в месяц.
Согласно Федеральному закону от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда наряду с определением размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (в целом по Российской Федерации), а также для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам (в субъектах Российской Федерации) устанавливается и применяется прожиточный минимум.
При этом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из ситуации, межрайонная инспекция ФНС России предложила увеличить индивидуальному предпринимателю заработную плату работающим у него физическим лицам (трудоспособным гражданам) в связи с величиной среднемесячной заработной платы, сложившейся ниже прожиточного минимума по области (то есть ниже 2551 руб. в месяц).
На основании ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, право работника на выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ в величину минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), составляющей устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм действующего законодательства не позволяет признавать величину заработной платы (то есть вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера), не достигающую установленного уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, справедливой.
Кроме того, вышеуказанный размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем и непосредственно заинтересованных в эффективности ведения хозяйственной деятельности своего работодателя, не корреспондируется с базовой основой предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
Одновременно с этим установление заработной платы в не соответствующем уровню прожиточного минимума размере непосредственно затрагивает вопросы начисления и уплаты налоговых платежей и страховых взносов, формирующих поступления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, что соответственно существенно затрудняет выполнение государством обязательств по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, рассматриваемые во взаимосвязи с рекомендательным характером предложений межрайонной инспекции ФНС России, содержащих просьбу о представлении отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности заявителя, вышеуказанные действия налогового органа не могут считаться совершенными с превышением предоставленных полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
В этой связи нельзя согласиться с утверждением о принуждении налогоплательщика к изменению существенных условий трудовых договоров, поскольку выраженные в виде предложения и имеющие рекомендательный характер действия принципиально отличаются от тех действий, которые выражены в виде предписания в осуществлении соответствующих мер и связаны с необходимостью обязательного выполнения акта уполномоченного органа.
С учетом вышеизложенного индивидуальный предприниматель имеет право не сообщать в налоговый орган показатели анализа его финансово-хозяйственной деятельности. Тем не менее, несмотря на это, при сохранении декларируемой заработной платы, величина которой будет ниже размера прожиточного минимума работающего (трудоспособного) населения, вопрос надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства будет решаться соответствующими органами, поименованными в ст. 353 ТК РФ (в том числе подразделением Роструда в пределах предоставленных полномочий), результаты рассмотрения которого могут иметь непосредственное отношение к вопросу соблюдения налогового законодательства.

М.А. Высоцкий

1 февраля 2007 г.

"Налоговый вестник", N 2, февраль 2007 г.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Размер заработанной платы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10
>> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >>