Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Работником после прохождения военных сборов было представлено две справки: одна - стандартная (приложение N 2 к Положению о военных сборах), а вторая справка о том, что человек не использовал 10 выходных дней во время военных сборов. Бухгалтер созвонился с военкоматом и там сказали, что Военкомат компенсирует только 23 рабочих дня, компенсировать оплату "пропавших выходных" работодателю военкомат не будет. Правомерно ли это? Оплачивать ли работнику "пропавшие выходные", если "да", за чей счет?

Пребывающие в запасе граждане могут быть призваны на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 1, ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее - Закон о воинской обязанности). Воинская обязанность является государственной и в связи с ее исполнением на отношения работника и работодателя распространяются положения ст. 170 ТК РФ.
Согласно ст. 170 ТК РФ на время исполнения государственных или общественных обязанностей работодатель освобождает работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) в случаях, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Частью второй ст. 170 ТК РФ предусмотрено, что за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивается денежная компенсация государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей.
Порядок призыва граждан на военные сборы и организации военных сборов регламентирован Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение о военных сборах).
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Кроме того, таким гражданам выплачивается соответствующий оклад по воинской должности (званию) и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
Таким образом, в связи с призывом работника на военные сборы работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) и выплатить ему средний заработок. Выплаченные работнику денежные суммы компенсируются работодателю из бюджета (Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704).
К сожалению, правовыми нормами ТК РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы призыва граждан на военные сборы, напрямую не урегулирован вопрос о том, за какие дни периода военных сборов выплачивается средний заработок работнику: календарные (то есть, включая выходные и нерабочие праздничные дни) или рабочие.
Некоторые специалисты придерживаются мнения, что средний заработок должен быть выплачен работнику за весь период военных сборов, т.е. за все календарные дни. С этой позицией можно ознакомиться в Интернет на сайтах:
http://forum.betapress.ru/viewtopic.php?t=1016&view=next
http://alldocs.ru/download/index.php?id=85
http://www.ideals.ru/voprosotvet/5248/
Такой подход обоснован следующим.
Из содержания части второй ст. 170 ТК РФ, а также п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности, напрашивается вывод о том, что гражданам выплачивается компенсация (средний заработок) за время прохождения военных сборов. То есть, подразумевается все время военных сборов, когда работник исполнял свою государственную (воинскую) обязанность без исключения.
Период времени прохождения военных сборов указывается в справке из военного комиссариата. Она же является основанием подтверждения отсутствия работника в связи с призывом на военные сборы. Форма справки приведена в Приложении N 2 к Положению о военных сборах.
Поэтому при определении среднего заработка, сохраняемого на период прохождения работником военных сборов, оплате подлежат все календарные дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период сборов.
Другие специалисты, в том числе и начальник отдела трудовых отношений и оплаты труда Министерства здравоохранения и социального развития РФ Н.З. Ковязина, придерживаются мнения, что при определении среднего заработка, сохраняемого на период прохождения работником военных сборов, оплате подлежат только рабочие дни, которые приходятся на период сборов (смотрите статью "Работника призвали на военные сборы" (И.А. Гаврикова, "Зарплата", N 10, октябрь 2007 г.); а также сайт в Интернет http://www.eg-online.ru/archive/item.php?ITEM_ID=20101 ).
По нашему мнению, наиболее логичным и правильным представляется исчислять средний заработок исходя из рабочих дней. Объясним почему.
Специальной нормы, регламентирующей порядок исчисления среднего заработка, выплачиваемого работникам на период прохождения военных сборов, законодательством РФ не установлено. Поэтому при исчислении среднего заработка в этом случае работодателю следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Согласно п. 9 Положения о среднем заработке средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Поскольку средний дневной заработок в рассматриваемом случае определяется исходя из рабочих дней, то в целях сопоставимости показателей период, подлежащий оплате (период сборов), также следует определять в рабочих днях. В противном случае это приведет к завышению среднего заработка.
А в отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, п. 13 Положения четко определено, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска).
Также считаем необходим напомнить, что согласно части первой ст. 170 ТК РФ, работник освобождается от работы на время выполнения им государственной обязанности при условии, что эти обязанности исполняются в рабочее время.
Соответственно, цель сохранения среднего заработка в том, чтобы работник не "потерял" в заработной плате за период времени исполнения им государственных или общественных обязанностей.
На основании положений указанных норм можно сделать вывод о том, что средний заработок должен быть выплачен работнику за рабочие дни.
Наше мнение подтверждается и решением Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366, в котором суд сделал вывод о том, что исчисление среднего заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за такой неиспользованный отпуск осуществляется с использованием календарных дней, а во всех иных случаях, предусмотренных ТК РФ, - с учетом рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Следует отметить, что в этом решении идет речь о п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, и в настоящее время утратившего силу. Однако п. 9 действующего Положения содержит аналогичную норму.
Вывод:
По нашему мнению, средний заработок должен быть выплачен работнику за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов. Дополнительная справка о неиспользованных выходных днях, выданная военкоматом, не меняет этой ситуации.
В свою очередь, военный комиссариат обязан компенсировать работодателю средний заработок работника, выплаченный за рабочие дни, приходящиеся на весь период военных сборов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Величко Елена

29 сентября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Размер заработанной платы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10
>> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >>