Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Возможно ли уменьшение должностных окладов в штатном расписании по решению руководства? Должны ли быть обязательно указаны причины понижения окладов? Несет ли это в себе налоговые риски?

Согласно определению, которое содержится в ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
Из анализа статьи следует, что система оплаты труда в коммерческой организации, например в ООО, может устанавливаться работодателем хотя и самостоятельно посредством локального правового регулирования, но с соблюдением норм трудового законодательства.
Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер оклада) работника являются условиями, обязательными для включения в трудовой договор.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе уменьшение размера заработной платы, допускается только по соглашению сторон трудового договора, зафиксированному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Исключение составляет случай изменения условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Так, в ст. 74 ТК РФ указано, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Согласно части второй ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Иными словами, изменение условий оплаты труда (уменьшение размера оклада) по инициативе работодателя возможно лишь в одном случае - если оно непосредственно связано с изменением организационных или технологических условий труда.
Если же изменение такого обязательного условия трудового договора как оклад работника не связано с изменением организационных или технологических условий труда, то оно может быть произведено только по соглашению сторон (работника и работодателя).
Также следует отметить, что изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть восьмая ст. 74 ТК РФ).
Обращаем внимание на то, что если в результате изменения условий трудового договора возникнет трудовой спор, именно работодатель обязан будет доказать в суде, что изменение условий трудового договора (уменьшение размера оклада) явилось именно следствием изменений организационных или технологических условий труда.
При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 части первой ст. 77 ТК или изменение условий трудового договора, определенных сторонами, не может быть признано законным (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью первой ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
С 1 сентября 2008 года на территории города Москвы установлена минимальная заработная плата в размере 7500 рублей (смотрите приложение 1 к Московскому трехстороннему соглашению на 2008 год от 11 декабря 2007 года между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей).
Поэтому если работодатель не представил отказ от присоединения к данному соглашению в порядке части 7 ст. 133.1 ТК РФ, он не может установить заработную плату работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), в меньшем размере, чем установлено трехсторонним региональным соглашением, а именно, менее 7500 рублей.
Следует отметить, что контроль за соблюдением норм трудового законодательства сотрудниками налоговых органов не входит в компетенцию налоговых органов, такие полномочия предоставлены федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ).
Тем не менее, в последнее время в рамках борьбы с теневой заработной платой налоговые органы приглашают на заседания специальных комиссий налогоплательщиков, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности.
Приказом УФНС РФ по г. Москве от 18.04.2006 N 240 налоговым органам предписывается по налогоплательщикам, должностные лица которых не явились на заседания рабочих групп Комиссии в инспекциях без объяснения причин, а также отказавшиеся выполнять рекомендации Комиссии (рабочих групп Комиссии) по изменению показателей налоговой и (или) финансовой отчетности, аргументируя это необоснованностью действий налоговых органов, проводить мероприятия: первоочередной выездной налоговый контроль, направление материалов в правоохранительные органы.
Также в некоторых случаях налоговые органы пересчитывают доход работников в виде заработной платы в пределах сложившейся в данной отрасли средней оплаты труда, из этой суммы исчисляют подоходный налог, ЕСН, взносы в ПФР, привлекают организации к ответственности. Как следует из письма ФНС РФ от 28.07.2006 N ВЕ-6-04/742@, в случае доказанности недобросовестных действий общества, направленных на уклонение от уплаты налогов, проверяющие вправе определить суммы НДФЛ и ЕСН расчетным путем на основании имеющейся у них информации об организации и ее работниках, а также доначислить соответствующие пени и привлечь к ответственности по ст. 122 и ст. 123 НК РФ.
Тем не менее, на наш взгляд, если налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие выплату заработной платы в большем размере, доначисление налогов, пеней, штрафов является неправомерным. Такой вывод изложен, например, в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2006. и 27.09.2006 по делу N Ф03-А51/06-2/3285, ФАС Уральского округа от 27.06.2006 по делу N Ф09-5437/06-С2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Федерации налоговых консультантов Данилова Наталья

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

9 октября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Размер заработанной платы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10
>> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >>