Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





У предприятия сложности экономического характера (отсутствие оплаты от потребителей за поставленную продукцию, отсутствие новых заказов, невозможность получения кредитов). Нужно ли предупреждать работников о начале простоя за два месяца? Как оплачивать время простоя? Если работник не согласен с приказом, каковы действия работодателя?

Как следует из части третьей ст. 72.2 ТК РФ, под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Оплата времени простоя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника производится, если такой простой произошел по вине работодателя (часть первая ст. 157 ТК РФ) Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть вторая ст. 157 ТК РФ).
Таким образом, фактором, определяющим размер оплаты времени простоя в рассматриваемом случае, будет отсутствие или наличие вины работодателя. Трудовое законодательство понятия вины не содержит. В теории права и в законодательных актах иных отраслей права выделяют две формы вины: умысел и неосторожность.
Умысел предполагает, что лицо предвидело, что в результате его действия (бездействия) наступят вредные последствия и желало их наступления или относилось к этому безразлично.
Неосторожность предполагает, что предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Как видно из Вашего вопроса, основными причинами простоя стали:
- отсутствие необходимых денежных средств, вызванное отсутствием оплаты за поставленную продукцию и невозможностью получения кредитов;
- отсутствие новых заказов на поставку выпускаемой Вашей организации продукции.
Следует отметить, что в литературе отсутствует единая точка зрения на наличие или отсутствие вины работодателя в такой ситуации. Некоторые авторы полагают, что при простое ввиду невыполнения контрагентом обязательств работодателя имеется вина работодателя (И. Михайлов, "Этот непростой простой", "Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2004 г.; Е. Воробьева, "Когда простои не по вине работника", Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 19, май 2002 г.). Другие авторы полагают, что простой в таком случае возникает по независящим от сторон причинам (например, О.Е. Золотова, "Учтем расходы на простой", "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.).
Анализ позиции сторонников вины работодателя в простое показывает, что, по их мнению, вина работодателя присутствует во всех случаях, кроме форс-мажорных обстоятельств. Согласно части второй ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работника работой, обусловленной трудовым договором, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Невыполнение же обязательств контрагентами, отсутствие заказов на продукцию относится к коммерческому риску, который лежит на работодателе и не может быть переложен на его работников (судебный спор по оплате простоя, приведенный в Обобщении практики рассмотрения судами Челябинской области гражданских дел по трудовым спорам за 2003 год).
Со своей стороны, хотим отметить, что именно эта точка зрения представляется нам более обоснованной.
Трудовой кодекс РФ детально не регламентирует документальное оформление периодов простоя. Единственное требование, вытекающее из части третьей ст. 91 ТК РФ и Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1), - это отражение времени простоя и его причин в табеле учета рабочего времени (унифицированная форма N Т-12).
На практике при длительном простое работодателем обычно издается приказ с определением времени простоя, порядка его оплаты, который доводится до сведения работников. Также в приказе может быть оговорена возможность отсутствия работника на рабочем месте, ведь время простоя не относится ко времени отдыха (ст. 107 ТК РФ), поэтому во время простоя работник, если иное не предусмотрено нормативными локальными актами работодателя, должен находиться на рабочем месте.
Ст. 157 ТК РФ не содержит требования о предупреждении работника работодателем о начале простоя. Согласно части четвертой названной статьи о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя. Однако и такое уведомление необходимо, если работодателю не было известно о начале простоя. Предупреждать работника за два месяца о начале простоя не нужно, поскольку условия трудового договора в этом случае остаются неизменными (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2007 N А39-3195/2006).
Если работник с приказом не согласен, то работодателю никаких особых действий предпринимать не нужно. Будет достаточно ознакомить работника с приказом, удостоверив факт ознакомления росписью работника. При отказе работника от подписания приказа лучше всего будет составить в письменном виде коллегиальный акт, в котором отразить, что работник был предупрежден о начале простоя, но отказался от подписания приказа. Мы рекомендуем Вам это сделать, чтобы при предъявлении работником требований о выплате должностного оклада (тарифной ставки) в полном размере по причине надлежащего им выполнения трудовых обязанностей, работодатель смог доказать, что работник был предупрежден о начале простоя, и работодатель не требовал от работника выполнения какой-либо работы. В заключение еще раз напомним о необходимости табелирования времени простоя.

Вывод:
Предупреждать работников за два месяца о начале простоя не нужно. Размер оплаты простоя зависит от наличия вины работодателя. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации имеется вина работодателя, поэтому время простоя следует оплачивать в размере 2/3 среднего заработка работника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

17 ноября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Размер заработанной платы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10
>> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >>