Скачать

Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Какой порядок приема на работу и налогообложения граждан Белоруссии в Российской Федерации?

Граждане Республики Беларусь независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории Российской Федерации в безвизовом режиме (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 г. "О взаимных безвизовых поездках граждан").
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.02 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином. Однако, несмотря на то что граждане Белоруссии являются иностранными гражданами, ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25 декабря 1998 г., ратифицирован Федеральным законом от 1.05.99 г. N 89-ФЗ) установлено, что указанные лица и граждане России имеют равные права на трудоустройство на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение) действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в отношении граждан Республики Беларусь не применяется.
Таким образом, при приеме гражданина Республики Беларусь на работу, в том числе на основании срочного трудового договора, не возникает обязанности по оформлению специального разрешения как на привлечение и использование рабочей силы, так и разрешения на работу в отношении указанного лица. При этом документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий граждан этого государства, признаются в Российской Федерации без легализации (п. 1 Решения).
Плательщиками НДФЛ признаются резиденты Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации, в том числе и вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (п. 1 ст. 207 НК РФ). При этом в соответствии с ТК РФ договор, заключенный с работником как на определенный, так и на неопределенный срок, регулирует трудовые отношения и признается трудовым договором (ст. 57, 58, 59 ТК РФ). Таким образом, к доходам граждан Республики Беларусь, полученным как по срочным, так и по заключенным на неопределенный срок трудовым договорам, применяется единый порядок налогообложения.
В отношении доходов, получаемых резидентами Российской Федерации, в общем случае устанавливается налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, подлежат налогообложению по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Одновременно в отношении граждан Республики Беларусь, не проживавших в Российской Федерации до заключения трудового договора, установленный НК РФ порядок действует с учетом следующих особенностей.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение) граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах.
Поскольку доходы граждан Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, т.е. являющихся резидентами Российской Федерации, с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13%, то в целях избежания дискриминации в отношении граждан Республики Беларусь для определения их налогового статуса установлен особый порядок. В частности, налоговым органам письмом ФНС России от 21.09.05 г. N ВЕ-6-26/786@ "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" направлено письмо Минфина России от 15.08.05 г. N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь".
Согласно данным разъяснениям в отношении доходов граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов Российской Федерации от деятельности по трудовому договору ставка налога в размере 13% подлежит применению с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации. Одновременно при квалификации граждан Белоруссии в качестве потенциальных налоговых резидентов Российской Федерации необходимо также учитывать сроки заключаемых с такими гражданами трудовых договоров.
В частности, в рамках Соглашения налоговыми резидентами Российской Федерации признаются граждане Республики Беларусь, с которыми у организации имеются трудовые договоры, предусматривающие нахождение таких лиц на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (письма Минфина России от 29.03.07 г. N 03-04-06-01/94, ФНС России от 9.06.06 г. N 04-2-03/123).
Таким образом, если организация заключает с белорусским гражданином срочный трудовой договор, предусматривающий нахождение лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в текущем календарном году, то данный гражданин признается резидентом Российской Федерации и исчисление и удержание налога следует производить по ставке 13% с первого трудового дня.
Однако следует учитывать, что если в дальнейшем срок нахождения работника на территории Российской Федерации сократится до срока менее чем 183 дня и налоговый статус указанного физического лица в течение налогового периода изменится, то и уплаченный в бюджет налог подлежит пересчету по ставке 30% (письма Минфина России от 29.03.07 г. N 03-04-06-01/94, от 19.03.07 г. N 03-04-06-01/76, от 19.03.07 г. N 03-04-06-01/74). При удержании налога из заработной платы необходимо также учитывать, что максимальный размер такого удержания составляет 50% (ст. 138 ТК РФ).
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Статьей 7 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Федеральным законом от 25.07.02 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий.
Таким образом, иностранный гражданин, работающий в российской организации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.
Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то, по нашему мнению, он не является застрахованным лицом и соответственно на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Учитывая изложенное, с сумм выплат и вознаграждений, например, не превышающих 280 000 руб., в пользу иностранного гражданина, работающего в российской организации и имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, налогоплательщик уплачивает ЕСН в федеральный бюджет (20%), ФСС РФ (3,2%) и фонды обязательного медицинского страхования (2,8%) в общеустановленном порядке без применения налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 НК РФ.

Т. Кобзева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

14 мая 2009 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, май 2009 г.

При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Заключение трудового договора, прием на работу
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >>
13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >>