Скачать

Баннерная реклама:
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения:


   Социальное партнерство в сфере труда

    Трудовой договор

    Рабочее время и отдыха

    Оплата труда




    Трудовой стаж

    Дисциплина труда, трудовой порядок


    Охрана труда


    Государственная гражданская, муниципальная и правоохранительная служба
    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



    Порядок рассмотрения трудовых споров


Политика конфиденциальности:
Наши счетчики:





Можно ли устанавливать режим ненормированного рабочего дня водителям легкового автомобиля? Нужно ли отдельно вести учет времени в пути, времени ожидания и так далее (чтобы время в пути не превысило 12 часов)?

Ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).
Согласно ст. 100 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне является элементом режима рабочего времени.
Особенности же режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Статья 329 ТК РФ также предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.
В связи с этим, приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение).
Согласно п. 14 Положения водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
При этом в п. 14 Положения отмечено, что количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Это означает, что водителю, которому установлен ненормированный рабочий день, работу за пределами нормы рабочего времени (переработку) нельзя закладывать в график работы (сменности).
Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду применяется табель учета рабочего времени - формы N Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Таким образом, табель предназначен для учета именно общей продолжительности рабочего времени сотрудников.
В то же время, в соответствии с п. 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
- время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При этом Положение предусматривает, что между временем управления автомобилем и другими периодами, составляющими рабочее время водителя, должно соблюдаться определенное соотношение.
Так, согласно п. 16 Положения время управления легковым автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать по общему правилу 9 часов.
Даже в том случае, когда водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические перевозки:, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) увеличена до 12 часов, общая продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) все равно не должна превышать 9 часов (п. 12 Положения).
Только при суммированном учете рабочего времени время управления легковым автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения).
Единственным способом контролировать соблюдение указанного ограничения, является отдельный учет времени управления автомобилем.
Считаем, что для этих целей предназначены путевые листы. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) является документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям. В путевом листе указываются время выезда из гаража, время возвращения в гараж, опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и т.п.

Вывод:
Работодатель вправе установить режим ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля (кроме такси).
С целью соблюдения установленных ограничений по продолжительности времени управления автомобилем необходим отдельный учет такого времени в общей продолжительности рабочего времени водителей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кикинская Анна

26 августа 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
При копировании материалов активная гиперссылка на Должностные инструкции обязательна.                   © 2008 Instrukciy.ru
В помощь кадровику...
                  Образцы и примеры Должностных инструкций
                                    На портале Инструкция.ru
Вопросы трудоустройства, труда и занятости населения.
Главная                Реклама на сайте             Наши ссылки                Добавь страницу в закладки >>    
Трудовые соглашения
Страница >> 1 >>