Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 2. Новая концепция правового регулирования управления
медицинским персоналом: методологические подходы

Потребность в разработке инновационной концепции правового регулирования управления медицинским персоналом определяется рядом причин, среди которых наиболее значимыми являются:
1. Вступление в силу Приказа Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" <1>, имеющего своей целью обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией, а также Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом" <2>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/.
<2> Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом". Текст Приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21.10.2015.

2. Недостаточная эффективность классического подхода к правовому регулированию труда медицинских работников, когда во главу угла ставится не управление медицинским персоналом, а выявление особенностей правового регулирования труда специалистов с медицинским образованием.
3. Большинство теоретических и практических работ в сфере управления медицинским персоналом были написаны медиками, а не юристами-трудовиками.
Рассмотрим данные причины более подробно.
Анализ обобщенных трудовых функций и трудовых функций, закрепленных в профессиональном стандарте "Специалист по управлению персоналом" (он носит общий характер по отношению к Приказу Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья") позволяет раскрыть содержание правового регулирования управления персоналом, в которое входит несколько блоков <1>:
--------------------------------
<1> Реализация данных элементов правового регулирования персоналом в отношении медицинских работников подробно рассмотрена в соответствующих главах пособия.

1. Документационное обеспечение работы с персоналом, а именно: ведение организационной и распорядительной документации по персоналу; ведение документации по учету и движению кадров; администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные органы.
2. Деятельность по обеспечению персоналом:
- сбор информации о потребностях организации в персонале;
- поиск, привлечение, подбор и отбор персонала;
- администрирование процессов и документооборота обеспечения персоналом.
3. Деятельность по оценке и аттестации персонала, под которой понимается организация и проведение оценки персонала; организация и проведение аттестации персонала; администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала.
4. Деятельность по развитию персонала:
- организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
- организация обучения персонала;
- организация адаптации и стажировки персонала;
- администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала.
5. Деятельность по организации труда и оплаты персонала:
- организация труда персонала;
- организация оплаты труда персонала;
- администрирование процессов и документооборота по вопросам организации труда и оплаты персонала.
6. Деятельность по организации корпоративной социальной политики:
- разработка корпоративной социальной политики;
- реализация корпоративной социальной политики;
- администрирование процессов и документооборота по вопросам корпоративной социальной политики.
7. Операционное управление персоналом и подразделением организации:
- разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения;
- реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения;
- администрирование процессов и документооборота по операционному управлению персоналом и работе структурного подразделения.
8. Стратегическое управление персоналом организации:
- разработка системы стратегического управления персоналом организации;
- реализация системы стратегического управления персоналом организации;
- администрирование процессов и документооборота по стратегическому управлению персоналом организации.
В принципе может возникнуть вполне логичный вопрос: "Какое отношение данный профстандарт имеет к руководству медицинской организации? Ведь он определяет права и обязанности специального субъекта-специалиста по управлению персоналом. Кроме того, трудовые функции данного специалиста - это не процесс управления персоналом".
Ответ на этот комплексный вопрос состоит в следующем:
1. Руководство медицинской организацией несет ответственность за эффективность осуществления управленческой деятельности, а следовательно, и за реализацию Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом". Действительно, странно было бы, если бы управление медицинским персоналом осуществлялось без ведома главного врача.
2. Само по себе управление персоналом - это не какой-то абстрактный процесс, а совокупность определенных действий, алгоритм специальных мероприятий, закрепленных в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом".
07.11.2017 был принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", который развил положения Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом". Он непосредственно рассчитан на руководителей учреждений, организаций и предприятий, врачей и руководителей служб в сфере здравоохранения. Существенно, что данные специалисты также должны в случае необходимости осуществлять свои функции как медиков, а не только как управленцев.
Необходимость в реализации нового подхода в сфере правового регулирования управления персоналом определяется как требованиями законодательства, так и чисто методологическими предпосылками.
Так, в статье 195.3 Трудового кодекса РФ указывается, что если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" <1>, в свою очередь, определяет, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2016. N 27 (ч. III). 4 июля. Ст. 4484.

В других организациях применение профстандартов носит рекомендательный характер, и работодатель может их учитывать при разработке должностных инструкций и иных локальных нормативных правовых актов, а может и не учитывать.
Рассмотрим теперь вопрос недостаточной обоснованности применения классического подхода к правовому регулированию труда медицинских работников. Это обстоятельство определяется прежде всего тем, что после принятия профстандартов "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" и "Специалист по управлению персоналом" данный подход утерял свою актуальность.
Объясняется это следующим: ранее правовое регулирование труда медицинского персонала рассматривалось с позиции системы трудового права - социальное партнерство, трудоустройство, трудовой договор, профподготовка, рабочее время, время отдыха, заработная плата, гарантии и компенсации, дисциплина труда, охрана труда, трудовые споры.
Акцент приходился, прежде всего, на анализ особенностей правового регулирования труда медицинских работников, обусловленных отраслевой дифференциацией.
Так, например, объектом диссертационного исследования Н.А. Ивановой "Особенности правового регулирования труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения" являлись трудовые правоотношения, складывающиеся между медицинскими работниками и лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Это обусловлено тем, что доступность медицинской помощи для населения в значительной степени обеспечивается посредством реализации конституционных предписаний, гарантирующих оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Кроме того, в реализации мероприятий реформы здравоохранения основная роль отведена законодателем медицинским работникам, занятым в учреждениях здравоохранения бюджетной сферы.
Объектом диссертации Е.В. Астраханцевой, в свою очередь, были теоретические положения науки трудового права и права социального обеспечения о единстве и дифференциации правового регулирования общественных отношений, составляющих их предмет, а также особенности труда работников здравоохранения, объективно обусловливающие необходимость дифференцированного подхода законодателя к регулированию трудовых отношений и отношений по их социальному обеспечению.
И.А. Иванов в своей диссертации ставил следующие задачи:
- исследовать комплекс правоотношений в сфере медицинской деятельности, а также выявить особенности трудового правоотношения как составной части этого комплекса;
- проанализировать все основные элементы специального трудового статуса медицинских работников, а также исследовать специальную трудовую правосубъектность учреждений здравоохранения как субъектов трудового правоотношения;
- изучить проблему профессиональной (врачебной) ошибки, имеющую непосредственное отношение к юридической ответственности медицинских работников;
- выявить особенности некоторых условий трудового договора, в частности, места работы, трудовой функции, режима рабочего времени и времени отдыха и другие;
- проанализировать условия (требования) допуска к медицинской деятельности, которые входят в предварительную процедуру перед заключением трудового договора;
- рассмотреть проблему заключения трудового договора с врачами, у которых перерыв в работе по специальности составляет более пяти лет, а также особенности трудового договора о работе по совместительству;
- исследовать вопросы изменения трудового договора и особенности его расторжения по инициативе работодателя по отдельным основаниям, в частности, в случае сокращения численности или штата работников; несоответствие врача занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; разглашения охраняемой законом профессиональной (врачебной) тайны;
- выявить пробелы в законодательстве по исследуемым проблемам правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности и разработать предложения по совершенствованию законодательства о труде медицинских работников, а также правовому положению пациентов.
Целью диссертационной работы С.И. Озоженко являлось комплексное исследование теоретических и практических вопросов, связанных с единством и дифференциацией правового регулирования труда медицинских работников; исследование проблем единства и дифференциации необходимо для выявления соотношения и обоснованности общего и особенного в правовом регулировании труда медицинских работников, разработки и обоснования положений по совершенствованию трудового законодательства и практики его применения в здравоохранении.
В настоящее время управление медицинским персоналом медицинских организаций на основе Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных элементов, осуществляемых через управленческую деятельность главного врача (начальника) медицинской организации, главного врача (начальника) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации, директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа <1>:
--------------------------------
<1> Структура главы 2 настоящего пособия построена с учетом Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" и Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом".

- управление медицинским персоналом как элемент управления ресурсами медицинской организации (руководство работниками медицинской организации; организация внутреннего контроля соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение повышения квалификации работников медицинской организации; осуществление внутреннего контроля соблюдения требований по обеспечению безопасности персональных данных работников организации, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну; обеспечение выполнения коллективного договора; утверждение штатного расписания медицинской организации);
- управление медицинским персоналом в сфере осуществления медицинской деятельности (руководство разработкой и утверждение нормативных локальных актов медицинской организации; совершенствование организационно-управленческой структуры медицинской организации; организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня; организация работы трудового коллектива, осуществление постановки целей и формулировки задач, определение приоритетов);
- управление медицинским персоналом в области стратегического планирования, обеспечения развития медицинской организации (организация вовлечения работников медицинской организации в реализацию стратегических целей деятельности медицинской организации).
Подчеркнем, что в последнее время появилось много публикаций по вопросам управления медицинским персоналом, недостатками которых, на наш взгляд, являются:
1. Отказ от учета требований Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" и Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом".
2. Недостаточно полный анализ трудового законодательства о труде медицинских работников.
Отметим также и попытки легального закрепления процессов управления деятельностью медицинского персонала, хотя только в одном частном случае и без учета профстандарта "Специалист по управлению персоналом".
В этой связи хотелось бы особо обратить внимание и на специальность "Управление сестринской деятельностью" <1> ввиду того, что в процессе подготовки данных специалистов акцент приходится на управленческие процессы.
--------------------------------
<1> Приказ N 328н "О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки". Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2015, N 0001201510270051.

К таким специалистам относятся: заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер); директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-методист; врач-статистик; врач-методист.
Подготовка по данной специальности ведется в ряде ведущих медицинских высших учебных заведений страны.
Например, учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации выпускников факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов по специальности "Управление сестринской деятельностью" Башкирского государственного медицинского университета" включает в себя:

Трудовая функция (профессиональная компетенция) Опыт практической деятельности Уметь Знать
Готовность к разработке и внедрению управленческих решений по повышению эффективности деятельности сестринской службы в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-1) - разработка критериев оценки сестринской деятельности; - разработка стандарта практической деятельности; - разработка плана кадрового развития; - разработка проекта внедрения изменения; - разработка и подготовки к публикации в профессиональной прессе материалов на актуальные темы; - осуществление в соответствии с действующим законодательством контроля качества оказываемых медицинских услуг; - умение осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение; - организовывать трудовые процессы и управлять сестринским персоналом; - анализировать свою деятельность и деятельность подчиненных; - разрабатывать стандарты практической деятельности; - разрабатывать проект внедрения нововведения; - проводить предупредительные мероприятия и комплексный контроль по обеспечению качества медицинских услуг; - составлять и заключать коллективные и индивидуальные трудовые договоры; - составлять правила внутреннего трудового распорядка; - Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения в новой редакции; - современные тенденции в области экономики, организации труда и управления; - структуру современной системы здравоохранения РФ; - основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений;
- навык по организации работы сестринской службы; - навык управления собой и своим временем; - навык по организации работы сестринской службы; - умение осуществлять мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности и документально оформлять их проведение; - организация своего труда на научной основе, владения методами поиска, сбора, систематизации, хранения и обработки информации с использованием современных средств электронной и оргтехники; - проводить инструктаж персонала (по технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности); - осуществлять мероприятия по управлению стрессом среди сестринского персонала; - анализировать и разрабатывать программы, планы конкретных мероприятий, создавать положения о структурных подразделениях системы управления, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие функции структурных подразделений и управленческого персонала; - основные положения: Конституции, Гражданского кодекса РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ; нормативных актов, инструктивно методических материалов, приказов, распоряжений Минздрава РФ, регламентирующих сестринскую деятельность; - методы управления рабочим временем и стрессом на рабочем месте; - основы российской правовой системы и законодательства, правовых и нравственно-этических норм в сферах профессиональной и социальной деятельности;
- проведение исследовательской деятельности, анализа ее результатов и их использования с учетом потребностей реформирования здравоохранения и сестринского дела - анализировать рациональность (эффективность) построения организационной структуры управления, совершенствовать ее для решения перспективных стратегических целей и адаптации к внутренним и внешним условиям деятельности - руководство сестринским персоналом и разработку управленческих решений по повышению эффективности работы организации; - анализ работы и оценку потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения, определение потребности в изменениях в организации, составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации; - организацию и обеспечение сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента
Готовность к внедрению новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала (ПК-2) - умение заключать коллективный и индивидуальные договора, составлять должностные инструкции, принимать и увольнять сотрудников, составлять правила внутреннего трудового распорядка, - умение вести учет труда и заработной платы, вести документацию по учету кадров; - навык по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке персонала; - навык поиска, сбора, систематизации и использования экономической информации, практически применять средства организационной и вычислительной техники; - рационально использовать трудовые, финансовые и материальные ресурсы; - выявлять производственные проблемы; - применять техники поиска решений проблем; - применять нормативную, справочную и научную литературу для решения профессиональных задач; - пользоваться важнейшими методами разработки и принятия решений в маркетинговой программе организации; - изучать спрос, прогнозировать потребность в ЛС и других аптечных товарах; - определять стратегические цели деятельности и организовывать их реализацию; - современные подходы к составлению графиков работы и расстановки среднего и младшего медицинского персонала; - современные образовательные технологии; - современные подходы к организации социальной и медицинской реабилитации; - нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота; - основы гражданского, хозяйственного, административного, трудового, уголовного и таможенного права. Основы внешнеэкономической деятельности; - основные понятия маркетинга и их взаимосвязь;
- оценка уровня профессиональной готовности кадров в области сестринского дела, проведения методического анализа дидактического материала для преподавания, организации и проведения учебного процесса в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения по постановке и решению профессиональных задач; - практическое применение методов маркетинговых исследований, осуществления управления материальными ресурсами с целью их рационального использования; - умение вести учет труда и заработной платы, вести документацию по учету кадров - организовывать учет хозяйственно-финансовой деятельности, учет движения товарно-материальных ценностей; - знать ценовую политику государства и ценообразование на рынке медицинских услуг; - формировать критический подход к профессиональным публикациям и выбору нововведений для оптимизации своей деятельности и деятельности персонала; - использовать современные ресурсы информационного обеспечения бизнеса - содержание комплекса маркетинга и методы, алгоритм и инструменты маркетинговых исследований на разных уровнях экономики; - методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм управления медицинской организацией; - ценовую политику государства и ценообразование на рынке медицинских услуг; - планирование, организацию и осуществление педагогической и воспитательной деятельности с использованием инновационных технологий

В свою очередь, Программа повышения квалификации "Управление сестринским делом" (общее усовершенствование) Ставропольского государственного медицинского университета направлена на совершенствование теоретических знаний и умений, формирование компетенций в области менеджмента сестринской деятельностью, ресурсного управления и управления качеством медицинской помощи, организационной культуры, бизнес-планирования, проектирования эффективных коммуникаций.
Интересно, что в результате обучения в этом университете планируется изучение вопросов, связанных с деятельностью медицинского учреждения как объекта управления, системы основных функций управления, современных подходов в менеджменте к управлению трудовыми, материальными и информационными ресурсами, основных принципов улучшения качества медицинской помощи.

правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2020г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!