§ 1. Понятие медицинского персонала
Полагаем, что в российском законодательстве отсутствует определенность по вопросу соотношения дефиниций: "медицинский персонал", "медицинский работник", "врач", что порождает проблему точного установления субъектов правового регулирования отношений в сфере медицины и имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку всегда важно ответить на вопросы: "Кем управлять?" и более того: "В чем состоит специфика данного управления?"
Так, в Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утв. Минздравом РФ N 01-23/4-10, РАМН N 01-02/41 10.11.1999) <1> указывается, что "...к основному персоналу лечебного учреждения относится врачебный и средний медицинский персонал, непосредственно оказывающий медицинские услуги...".
--------------------------------
<1> Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утв. Минздравом РФ N 01-23/4-10, РАМН N 01-02/41 10.11.1999) // Здравоохранение. 2000. N 5, 7.
Следовательно, с точки зрения Минздрава РФ, в понятие "основной персонал лечебного учреждения" входят лишь две категории работников - врачи и средний медицинский персонал.
В свою очередь, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> определяет, что медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (статья 2).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. 28 нояб. Ст. 6724.
Анализ данной статьи позволяет заключить, что индивидуальные предприниматели также являются работниками. Однако это положение противоречит Трудовому кодексу РФ, а следовательно, является не действующим. Согласно Трудовому кодексу РФ, работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20). Индивидуальный предприниматель не может быть работником, он может быть только работодателем: "Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником".
Кроме того, работодателями могут быть физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных Трудовым кодексом РФ на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
В Российской Федерации, особенно в крупных городах, достаточно распространена практика, когда врачи - индивидуальные предприниматели заключают трудовые договоры со своими работниками (например, медицинскими сестрами).
Действительно, в пункте 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> закрепляется, что в соответствии с этим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2011. 9 мая. N 19. Ст. 2716.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") <1> устанавливает, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 17. 23 апр. Ст. 1965.
Отметим, что подобный подход также отражен в законодательстве субъектов РФ.
Постановление губернатора Московской области от 26.02.2019 N 84-ПГ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)" <1> устанавливает, что Административный регламент определяет стандарт предоставления государственной услуги "Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)" (далее - Административный регламент), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги "Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)" (далее - Государственная услуга), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области (далее - МФЦ), формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства здравоохранения Московской области (далее - Минздрав Московской области), должностных лиц, государственных служащих Минздрава Московской области.
--------------------------------
<1> Постановление губернатора Московской области от 26.02.2019 N 84-ПГ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти)" // http://mz.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/licenzirovanie/normativnopravovye-akty-medicinskaya-deyateln/01-04-2019-10-03-17-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-ot.
Приказ Минздрава Удмуртии "Об утверждении форм документов, используемых Министерством здравоохранения Удмуртской Республики при осуществлении лицензирования медицинской деятельности, лицензирования фармацевтической деятельности, лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и при осуществлении регионального государственного контроля" <1> определяет следующий перечень документов:
--------------------------------
<1> Приказ Минздрава Удмуртии от 12.03.2018 "Об утверждении форм документов, используемых Министерством здравоохранения Удмуртской Республики при осуществлении лицензирования медицинской деятельности, лицензирования фармацевтической деятельности, лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и при осуществлении регионального государственного контроля".
N п/п Наименование документа Кол-во листов Дополнительно представлено
1 Заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями
2 Копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии
3 Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости
4 Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости
5 Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг)
6 Копии регистрационных удостоверений медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг)
7 Копия выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг)
8 Копии документов, подтверждающих наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, индивидуального предпринимателя соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности
9 Копии документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием)
10 Копии документов, подтверждающих наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности
11 Доверенность на лицо, представляющее документы на предоставление лицензии, либо иной документ, подтверждающий право действовать от имени соискателя лицензии
Большое значение в определении статуса медицинского работника имеют так называемые кодексы профессиональной этики, принятые в ряде субъектов РФ. При этом определение "медицинский работник" в этих актах имеет различное звучание, что позволяет утверждать о наличии различных подходов к этому вопросу.
Так, Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области <1>, устанавливает, что под медицинскими работниками в настоящем Кодексе понимаются специалисты, имеющие высшее и (или) среднее специальное медицинское образование, принимающие участие в оказании медицинской помощи, а также младший медицинский персонал, осуществляющий уход за больными (статья 3).
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения Амурской области от 05.02.2016 N 120 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области" // Азия-Экспресс. 2015. N 51 - 52. 29 дек.
Данное определение существенно отличается от дефиниции "медицинский работник", закрепленной в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", так как из сферы регулирования исключаются индивидуальные предприниматели, что соответствует ТК РФ.
Однако эта дефиниция противоречит Приказу Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" <1>, анализ положений позволяет утверждать, что в нем отграничиваются друг от друга должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) и должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" // Российская газета. 2013. N 65. 27 марта.
Например, к первой группе должностей относятся: а) врачи-специалисты, в том числе: врач-акушер-гинеколог; врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка; врач-аллерголог-иммунолог; врач-анестезиолог-реаниматолог; врач-бактериолог; врач-вирусолог; врач-гастроэнтеролог; врач-гематолог; врач-генетик; врач-гериатр и т.д.; б) врач-стажер.
Во вторую группу входят должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием; судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик); химик-эксперт медицинской организации; эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений; эмбриолог; энтомолог.
В свою очередь, Кодекс профессиональной этики медицинского работника Свердловской области <1> устанавливает, что под медицинским работником в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в настоящем Кодексе понимается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Это определение, хотя и соответствует Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но находится в противоречии с Трудовым кодексом РФ.
--------------------------------
<1> Кодекс профессиональной этики медицинского работника Свердловской области // http://sverdlovsk.regnews.org/doc/iq/cn.htm.
Обратим внимание также на такую довольно часто встречающуюся проблему медицинского законодательства, как отождествление понятий: "бакалавриат", "специалитет", "магистратура".
Так, в Положении об аккредитации специалистов <1> указывается, что аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (п. 1.2). Данное положение дублирует норму Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" // https://minjust.consultant.ru/documents/19682.
<2> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2013. N 27. Ст. 3477; N 48. Ст. 6165; 2016. N 1. Ст. 9.
Кроме того, "в субъекте Российской Федерации формируются аккредитационные комиссии для проведения аккредитации специалистов, имеющих: высшее медицинское образование (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура); высшее фармацевтическое образование (специалитет, ординатура) или среднее фармацевтическое образование; среднее медицинское образование; иное высшее образование" (п. 8 Положения об аккредитации специалистов).
Данная норма находится в противоречии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, где определяется, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). 31 дек. Ст. 7598.
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Действительно, в настоящее время термины "специалист", "бакалавр" и "магистр" - это не одно и то же.
Так, Приказ Минобрнауки России от 03.09.2015 N 964 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)" <1> устанавливает, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело).
--------------------------------
<1> Приказ Минобрнауки России от 03.09.2015 N 964 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)" (ред. от 08.08.2016). Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2018 года. Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, N 0001201510080012.
Важно, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
- сестринская клиническая практика;
- осуществление сестринской клинической практики при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;
- участие в оказании доврачебной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
- оказание доврачебной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
- осуществление сестринского ухода;
- осуществление технологий сестринского ухода, предусмотренных при проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении;
- участие в предупреждении возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- участие в проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
- осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения каждого человека к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих;
- обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;
- организационно-управленческая деятельность:
- организация работы сестринских служб различных уровней;
- ведение учетно-отчетной медицинской документации;
- организация сбора и обработки медико-статистических данных.
Обратим внимание и на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 N 313) <1>, в котором определяется, что выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
--------------------------------
<1> Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 N 313 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (уровень магистратуры)".
- научно-исследовательская деятельность:
- организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения;
- подготовка и публичное представление результатов научных исследований;
- научно-производственная и проектная деятельность:
- проведение медико-социальных и социально-экономических исследований;
- организация и участие в проведении оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки;
- участие в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения;
- участие в оценке рисков при внедрении новых медико-организационных технологий в деятельность медицинских организаций;
- подготовка и оформление научно-производственной и проектной документации;
- организационно-управленческая деятельность:
- разработка и реализация комплекса мероприятий организационного характера, направленных на сохранение и укрепление общественного здоровья;
- осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения населения к сохранению и укреплению здоровья;
- организация оценки качества оказания медицинской помощи;
- ведение деловой переписки, в том числе с международными партнерами;
- подготовка и проведение научных мероприятий.
Выделим также и другую актуальную проблему - противоречие между Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование" <1> и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование".
Например, в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н указывается, что в группу должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) входят должности медицинских сестер.
Вместе с тем в ведущих медицинских высших учебных заведениях страны существует бакалавриат по направлению подготовки "Сестринское дело".
Действительно, если обратиться к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование", то можно сделать вывод о том, что сестринское дело является специальностью, требующей высшего медицинского образования.
Так, программа бакалавриата "Сестринское дело" РУДН <1> включает в себя следующие основные дисциплины:
--------------------------------
<1> Сестринское дело // http://www.rudn.ru/ab/bac_nursing.
- основы сестринского дела;
- анатомия человека;
- медицинская генетика;
- нормальная физиология;
- здоровый человек и его окружение;
- биохимия;
- теория сестринского дела;
- микробиология;
- фармакология;
- гигиена и больничная гигиена;
- сестринское дело в терапии;
- сестринское дело в хирургии;
- сестринское дело в акушерстве и гинекологии;
- педагогика с методикой преподавания;
- эпидемиология;
- общественное здоровье;
- сестринское дело в педиатрии;
- сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции;
- сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии;
- поликлиническое сестринское дело.
Рассмотрим другую важную проблему, связанную со статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности".
Анализ данного положения позволяет заключить, что лица, имеющие немедицинское образование, могут осуществлять медицинскую деятельность только по медицинским специальностям.
Однако если мы проанализируем Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование", то там нет специальностей специалистов с немедицинским образованием.
Более того, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" <1> вообще не содержит упоминаний о специалистах с немедицинским образованием.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".
Вместе с тем в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н закрепляются должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. Есть они и в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" // https://rg.ru/2010/09/27/spravochnik-dok.html.
Получается явное противоречие: работать данным специалистам можно только при наличии свидетельства об аккредитации, но под аккредитацию они не попадают, так как их специальности не являются медицинскими.
Исключение составляют биологи, принятые на должность врачей-лаборантов до 01.10.1999.
Охарактеризуем и другую важную проблему - отсутствие легального определения врача, что вызывает ряд вопросов.
Действующее законодательство закрепляет лишь понятие отдельных видов специалистов, осуществляющих врачебную деятельность.
Так, Кодекс поведения экипажа международной космической станции <1> устанавливает, что врач экипажа - это врач экипажа, назначаемого МКОМР на каждый конкретный полет. Врач экипажа является ведущим медицинским специалистом и несет основную ответственность за здоровье и хорошее самочувствие всех членов экипажа МКС. Следовательно, основной критерий, определяющий статус врача в данном случае, состоит в том, что он является медицинским специалистом.
--------------------------------
<1> Кодекс поведения экипажа международной космической станции // Московский журнал международного права. 2002. N 2. С. 264 - 275.
Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи" <1> определяет, что врач-психотерапевт - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело" или "педиатрия", прошедший подготовку по специальности "психиатрия" в интернатуре, клинической ординатуре, а также прошедший профессиональную переподготовку либо клиническую ординатуру по психотерапии в медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного профессионального образования либо в профильных научно-исследовательских медицинских институтах в соответствии с требованиями к образовательному стандарту, типовой программой и учебным планом профессиональной переподготовки, утвержденными в установленном порядке.
--------------------------------
<1> Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи" // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=94742&rnd=299965.2965715445&dst=100024&fld=134#0.
В данном случае акцент приходится на наличие высшего медицинского образования, а также послевузовского образования.
В Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указывается, в свою очередь, что лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.
В принципе общее понятие "врач" можно вывести из норм Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н: "Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи)".
Однако существует в этой связи и другая проблема: высшее профессиональное (медицинское) образование в настоящее время могут получить и медицинские сестры, а следовательно, такой признак, как наличие подобного образования, не является характерной особенностью статуса врача. Ввиду чего полагаем, что необходимо разработать и внедрить в законодательство такую дефиницию, как "врач".
В этой связи мы предлагаем следующий правовой термин: "Врач - медицинский работник, имеющий высшее профессиональное (медицинское образование), на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи".