Введение
Мы, авторы данного учебного пособия, специально делаем в нем акцент на актуальные проблемы правового регулирования управления медицинским персоналом в аспекте внедрения в настоящее время в практику деятельности медицинских организаций новой концепции управления персоналом, закрепленной в Приказе Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" <1>, который логично применять в тесной взаимосвязи с Приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом" <2>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья". Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2017.
<2> Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению персоналом".
По нашему мнению, управление медицинским персоналом - это не научно-теоретическая абстракция, имеющая лишь опосредованное отношение к практике функционирования медицинской организации, как это ошибочно представляется сейчас в большинстве научных и учебных работ по медицинскому менеджменту и медицинскому праву.
Считаем, что управление медицинским персоналом осуществляется через реализацию трудовых функций главного врача (начальника) медицинской организации, главного врача (начальника) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации, директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа в сфере управления, предусмотренных Приказом Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья".
Эти руководители выступают субъектами правового регулирования управления медицинским персоналом. Было бы странно постулировать, что управленческие процессы существуют независимо от них, так как само управление и есть опосредованная форма деятельности главного врача (начальника) медицинской организации, главного врача (начальника) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации, директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.
Недоучет требований Приказа Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" может привести к ряду негативных последствий для медицинских организаций, а именно:
1. Приостановление действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также отказ в ее выдаче в связи с тем, что в Приказе Минтруда России от 07.11.2017 N 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" содержатся иные требования, чем в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 17. 23 апр. Ст. 1965.
Мы считаем, что профессиональные стандарты обязательны для медицинских организаций государственной формы собственности, а также для тех из них, которые сформировали свои локальные нормативные правовые акты на основании данных профессиональных стандартов.
В этой связи полагаем, что мнение Минтруда РФ о рекомендательном характере профессиональных стандартов является дискуссионным.
Так, письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 "Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов" (вместе с Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов) <1> содержит следующую информацию: "Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер".
--------------------------------
<1> Письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 "Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов" (вместе с Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов) // Официальные документы в образовании. 2016. N 18. Июнь.
Данная позиция находится в прямом противоречии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" <1>. Этот нормативный акт устанавливает, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 // Собрание законодательства РФ. 2016. N 27 (ч. III). 4 июля. Ст. 4484.
Следовательно, требования профессиональных стандартов носят обязательный характер.
2. Реализация профессиональных стандартов приводит к необходимости пересмотра локальных нормативных правовых актов медицинских организаций. В противном случае у медицинских организаций могут возникнуть проблемы с лицензией.
3. Внедрение принципов новой системы управления медицинским персоналом приводит к обострению уже существующих проблем правового регулирования труда медицинских работников.