§ 3. Государственные гарантии заработной платы
Понятие "гарантии заработной платы" введено в научный оборот известным советским ученым В.С. Андреевым. В настоящее время данное понятие стало дискуссионным и рядом ученых поддерживается предложение о замене его на "охрану, защиту заработной платы" <1>. Очевидно, что принципиального различия в указанных понятиях нет, поскольку суть того и другого заключается в том, чтобы посредством императивного регулирования юридически обязать каждого работодателя, использующего наемный труд, выполнять устанавливаемые предписания по оплате труда, значительная часть которых вытекает из международных актов, ратифицированных государством, и Конституции страны. Кроме того, понятие гарантий, данное в ст. 164 ТК РФ, охватывает все средства, способы и условия, обеспечивающие осуществление предоставленных работнику прав, в том числе посредством их охраны и защиты. На современном этапе более важной стала проблема четкой корреспонденции соответствующих прав работника с гарантиями их реализации. Она особенно актуальна в тех случаях, когда субъективное право, являясь по своему содержанию сложным, охватывает целый комплекс конкретных правомочий работника, каждое из которых нуждается в обеспечении реализации со стороны государств. К числу таких сложных по содержанию прав относится не только право на вознаграждение за труд, но и, например, право на охрану труда. Эффективность этих прав зависит от того, насколько обеспечена реализация каждого конкретного правомочия, формирующего их содержание. Поэтому гарантированность права на заработную плату в целом может быть обеспечена только совокупностью средств, способов и условий, позволяющих работнику беспрепятственно реализовать каждое из его правомочий, вытекающих из субъективного права. Рассмотренное выше понятие заработной платы в концентрированном виде раскрывает содержание этого права, и система гарантий должна охватывать абсолютно все правовые средства, посредством которых государство обеспечивает его полную реализацию. Система этих средств - это и есть не что иное, как система государственных гарантий права работника на заработную плату, поскольку их применение обеспечивается принудительной силой государства.
--------------------------------
<1> См. об этом: Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. М.: Статут, 2009. Т. 2. С. 602.
В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 гг. среди обязательств, принимаемых на себя сторонами, в целях совершенствования организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, повышения уровня государственных гарантий по оплате труда предусмотрено обеспечение более тесной увязки уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, сложностью, качеством и количеством труда.
К числу государственных гарантий, безусловно, относится конституционное право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в сфере труда и занятий (1958 г.) под дискриминацией понимает всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения <1>. В ТК РФ запрещению дискриминации в сфере труда посвящена ст. 3, в которой перечень оснований, по которым не допускается ограничение трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ, значительно расширен и соответствует перечню, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ <2>.
--------------------------------
<1> См.: Конвенции и рекомендации Международной организации труда. 1957 - 1990. Т. 2. С. 1262.
<2> О дискриминации см. подробнее: гл. 4.
Кроме того, это также гарантии прав работника: на оплату по труду в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, условий, количества и качества затраченного труда; на равную оплату за труд равной ценности, на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для работника и его семьи. В систему государственных гарантий права работника на заработную плату включаются также средства его правовой защиты в случае нарушения.
В ТК РФ законодатель впервые из общей системы выделил еще и систему основных гарантий по оплате труда. Однако их эффективность во многом обусловлена тем, насколько они реально обеспечивают каждому наемному работнику условия достойного труда и прежде всего условия для достойной жизни ему и его семье.
Одной из основных гарантий в законе указана величина минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это размер заработной платы в расчете на месяц, ниже которого она не может быть ни у одного работника, полностью выполнившего установленные нормы труда. В то же время, очевидно, недостаточно те или иные установления государства объявлять гарантиями, не связывая их с конкретным субъективным правом, реализацию которого они должны обеспечить. Поэтому, признавая величину минимального размера оплаты труда государственной гарантией, законодателю необходимо раскрыть содержание права работника, гарантируемое данным социальным стандартом, которое обусловлено его целевым назначением.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений государство признает обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Величина МРОТ, как определенный минимальный предел заработной платы без связи с содержанием указанного выше права работника, из гарантии превратилось в пустую декларацию. Следовательно, как правовое средство, обеспечивающее право работника на достойное для него и его семьи существование, величина МРОТ станет государственной гарантией только при условии установления ее на всей территории России не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В настоящее время, как уже выше говорилось, размер МРОТ существенно отстает от указанной величины, а соответствующее положение ст. 133 ТК РФ не действует, хотя с момента принятия ТК РФ прошло уже более 10 лет.
Проблеме установления размера минимальной заработной платы посвящен целый ряд Конвенций МОТ: N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы" (1928 г.), N 99 "О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве" (1951 г.), N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.). В этих международных актах подчеркивается, что цель установления минимальной заработной платы - предоставить необходимую социальную защиту, которая не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами существования <1>, а Конвенция N 131 рассматривает установление минимальной заработной платы как защиту от неоправданно низкой заработной платы, при этом к факторам, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, относятся потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития. Данная Конвенция нашей страной не ратифицирована.
--------------------------------
<1> См.: Конвенции и рекомендации Международной организации труда. 1919 - 1956. Женева, 1991. Т. 1. С. 163, 1025; 1957 - 1990. Т. 2. С. 1605.
Если обратиться к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., влекущему юридические обязательства для нашего государства в силу его ратификации, то обязательство государства гарантировать работнику и его семье удовлетворительные условия жизни закреплено в ст. 7 Пакта. Однако еще в 2011 г. при рассмотрении периодического доклада об осуществлении Россией обязательств по МПЭСКП были сделаны замечания по поводу "низкого уровня минимальной заработной платы, которая по-прежнему находится ниже величины прожиточного минимума и поэтому является недостаточной для обеспечения трудящимся и их семьям достойного уровня жизни" <1>. Проблема минимального стандарта по оплате труда, который должен гарантироваться государством, включает также рассмотрение вопроса о том, является ли соизмерение МРОТ с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в стране единственным критерием для определения такого значимого для населения социального стандарта. Как показывает практика жизни европейских стран, в качестве критерия уровня бедности там выбрано соотношение уровня жизни населения с уровнем медианного дохода взрослого человека. Показателем такого дохода является средняя заработная плата в стране в соответствующий период. Указанное соотношение должно составлять 60% и менее. Это означает, что каждый человек с таким доходом относится к числу бедных, и ему по системе социальной поддержки должна оказываться дополнительная помощь. Очевидно, что у работающих размер вознаграждения за труд не может быть менее 60 процентов от средней заработной платы в стране <2>.
--------------------------------
<1> См. об этом: Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: Монография. 2-е изд. М.: Центр социально-трудовых прав, 2015. С. 108.
<2> Там же. С. 109 и др.
Законодательное установление предела величины МРОТ не ниже прожиточного минимума обусловлено сущностью заработной платы как экономической категории, выполняющей воспроизводственную функцию, о чем выше уже говорилось, которая способствует в конечном итоге экономическому развитию. Значение данного фактора трудно переоценить и в социальной политике, направленной на борьбу с нищетой и бедностью населения.
Другим важным аспектом минимального размера оплаты труда как юридической категории является закрепление его понятия в законе как определенной минимальной нормы оплаты труда. В ТК РФ в ст. 129 ранее предусматривалось, что минимальная заработная плата - это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Кроме того, закон предусматривал, что в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Такое понятие МРОТ в определенной степени гарантировало право работника на вознаграждение за труд на его минимальном уровне, без какой бы то ни было дискриминации, и обязывало работодателей в системах заработной платы дифференцировать размер заработной платы с учетом закрепленных в ТК РФ критериев (квалификации работника, сложности труда, условий выполнения работы).
Применение данной нормы означало, что у каждого квалифицированного работника, работавшего в нормальных условиях, как и у неквалифицированного работника, занятого на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда, либо в неблагоприятных климатических условиях, размер месячной заработной платы устанавливался в размере выше минимального. С 2007 г. понятие минимального размера оплаты труда из ТК РФ исключено. Это привело к еще большему снижению уровня гарантий права работника на достойную заработную плату. Работодатели получили возможность понижать и без того низкую заработную плату в стране, включая в минимальный размер оплаты труда как компенсационные, так и стимулирующие выплаты, а также игнорировать такие критерии дифференциации оплаты труда, как сложность, качество труда. Отменив официальное понятие минимального размера оплаты труда, законодатель тем самым "сотворил" легальное основание для дискриминации конституционного права на вознаграждение за труд.
Таким образом, величина минимального размера оплаты труда тогда станет полноценной государственной гарантией, когда будет обеспечивать реализацию каждым работником одного из основных трудовых прав: права на выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, и полностью исключит дискриминацию права на вознаграждение за труд на его минимальном уровне.
Следующей в системе основных государственных гарантий по оплате труда в ст. 130 ТК РФ указаны меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. В условиях, когда формирование рыночной экономики в стране еще продолжается, а рынок труда не начал функционировать по принципам социального государства, самую большую опасность для доходов населения в целом и для заработной платы работающих в частности представляют инфляционные процессы, обусловленные многими факторами как внутригосударственного, так и общемирового масштаба. В связи с этим указанные меры, объявленные законодателем одной из государственных гарантий, призваны обеспечить стабильность уровня жизни работающих и их семей и защитить их от обнищания. Острейший социальный аспект таких мер для всех очевиден. Одной из правовых форм повышения реального содержания заработной платы является ее индексация в связи с ростом цен на товары и услуги. Однако реализация данной государственной гарантии не обеспечена соответствующим правовым механизмом, который предусматривал бы юридическую обязанность работодателей индексировать заработную плату, периодичность индексации, минимальный порог индексации, уровень инфляции, дающий работникам право на внеочередную индексацию. Как показывает правоприменительная практика, судебные органы по спорам работников об индексации их заработной платы принимают далеко неоднозначные решения. При отсутствии единого социального стандарта реализации указанных в законе мер нет веских оснований считать, что повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечено государством. О чем свидетельствует тот факт, что по данным доклада Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о социально-экономическом положении в России в 2015 г. реальные зарплаты россиян (с поправкой на инфляцию) уменьшились в 2015 г. на 9,5%. В номинальном выражении они выросли на 4,6% (средняя зарплата - до 33 тыс. 925 руб.). В статистическом ведомстве отмечают, что это предварительная оценка <1>.
--------------------------------
<1> Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.
В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 гг. специальный раздел посвящен заработной плате, доходам и уровню жизни населения. Стороны Соглашения считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствования политики доходов и повышение уровня жизни населения. В этих целях они обязуются проводить мониторинг повышения заработной платы работников бюджетной сферы; проводить консультации: по вопросам реализации части первой ст. 133 ТК РФ по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда в 2014 - 2016 гг.; реализации законодательных норм об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы; подготовить предложения по совершенствованию механизмов проведения индексации.
Выше уже говорилось, что заработная плата является одним из видов доходов населения, и для занятых в сфере наемного труда нередко выступает единственным источником средств существования для работника и его семьи, определяя уровень их жизни. В связи с этим государству необходимо принять меры для охраны заработной платы, гарантируя право работника на ее получение в полном размере. Такая охрана обеспечивается ограничением перечня оснований и размеров удержаний заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Закон, предоставляя работодателю право производить из заработной платы работника удержания по своему распоряжению, устанавливает закрытый перечень оснований для такого удержания. Данный перечень не может быть расширен даже с согласия работника. Поэтому удержание, произведенное по распоряжению работодателя с письменного согласия работника в случае, который не указан в перечне соответствующих оснований, любым органом, рассматривающим спор о таком удержании, должно быть признано произведенным незаконно, как ухудшающее положение работника по сравнению с законом, в связи с чем работодатель обязан возвратить работнику незаконно удержанные суммы заработной платы.
Перечень оснований, дающих работодателю право на удержания из заработной платы по своему распоряжению, предусмотрен в ст. 137 ТК РФ. Указанные в данной статье основания можно классифицировать на две группы: к первой относятся те, которые связаны с обязанностью работника погасить задолженность работодателю; ко второй - все иные основания.
Работник обязан погасить задолженность работодателю:
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на работу в другую местность, а также в других случаях;
- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда.
Решение об удержании из заработной платы в указанных выше случаях работодатель вправе принять не позднее одного месяца со дня окончания срока, который был установлен для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат и только при условии, что работник не оспаривает оснований и размера удержания.
К указанной выше группе оснований удержаний из заработной платы закон относит и удержания при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Однако удержание не производится в случаях увольнения: в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, либо в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ст. 77 ТК РФ); при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников, смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) - п. п. 1, 2, 4 ст. 81 ТК РФ; при прекращении трудового договора по таким обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением; смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. п. 1, 2, 5 - 7 ст. 83 ТК РФ).
К иным основаниям, дающим работодателю право производить удержания из заработной платы по своему распоряжению, закон относит:
- излишнюю выплату работнику заработной платы вследствие счетной ошибки;
- в случае вины работника, признанной органом по рассмотрению трудовых споров, в невыполнении им норм труда или простое;
- в случае излишней выплаты заработной платы в связи с неправомерными действиями работника, установленными судом.
Закон запрещает работодателю взыскивать с работника заработную плату, излишне выплаченную ему при неправильном применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Другим правовым средством, обеспечивающим реализацию права работника на полное получение заработной платы, является ограничение общего размера всех удержаний определенным пределом, установленным законом (ст. 138 ТК РФ). Общий размер удержаний не может превышать 20% причитающейся работнику заработной платы при каждой ее выплате. Более высокий размер удержаний предусмотрен для случаев, когда удержания из заработной платы производятся по нескольким исполнительным документам. В этих случаях закон обязывает сохранять за работником 50% заработной платы. Однако рассмотренные выше ограничения не применяются, если удержания из заработной платы производятся при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Общий размер удержаний в названных случаях не может превышать 70%.
К числу основных государственных гарантий отнесено и ограничение оплаты труда в натуральной форме. Выплата заработной платы производится по общему правилу в денежной форме в валюте Российской Федерации. В то же время ТК РФ допускает в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника вводить и иную форму оплаты труда, не противоречащую национальному законодательству и международным договорам Российской Федерации. Конвенция МОТ N 95, ратифицированная нашей страной, предусматривает, что законодательство страны, коллективные договоры могут разрешать частичную выплату заработной платы натурой. Однако в качестве дополнительных гарантий охраны права работника на заработную плату Конвенция устанавливает, что частичная выплата заработной платы натурой может быть разрешена только в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной; в случае, когда частичная выплата заработной платы разрешается в натуральной форме, должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения того, чтобы подобного рода натуральное обеспечение являлось подходящим для личного потребления трудящегося и его семьи или приносило ему известного рода пользу, а стоимость такой выдачи была справедливой и разумной. В ТК РФ каких-либо аналогичных гарантий не предусмотрено.
В силу Конвенции N 95 выплата заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами может быть разрешена компетентным органом власти, при условии что такая форма является обычной или необходимой ввиду особых обстоятельств или это предусматривает коллективный договор, а при отсутствии таких постановлений - если заинтересованный трудящийся согласен на это. Данное положение в ТК РФ также не воспроизведено.
Основанием оплаты труда в неденежной форме является, как уже было сказано, только письменное заявление работника об этом. При этом доля неденежной формы заработной платы и Конвенцией, и ст. 131 ТК РФ ограничивается 20% от начисленной месячной заработной платы. Это означает, что не менее 80% причитающейся работнику заработной платы работодатель обязан выплатить в денежной форме. Данное соотношение денежной и неденежной частей не может быть изменено даже по соглашению работодателя с работником.
Конвенция N 95 запрещает выплату заработной платы в виде спиртных напитков с высоким содержанием алкоголя, а также вредных для организма человека наркотиков. В ст. 131 ТК РФ данный перечень существенно расширен. В него включены также токсические, ядовитые и вредные вещества, оружие, боеприпасы и другие предметы, на которые установлены запреты или ограничения на их свободный оборот. Кроме того, ТК РФ запрещает также выплату заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, что соответствует международным стандартам. Соответствующие условия коллективных или трудовых договоров, как противоречащие закону, не подлежат применению.
Большое значение для правоприменительной практики по спорам о формах оплаты труда имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (с последующими изменениями и дополнениями). Верховный Суд РФ обращает внимание судов на то, что при разрешении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме в соответствии с коллективным договором или трудовым договором, необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 131 Кодекса и ст. 4 Конвенции МОТ N 95 выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств: а) имелось добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключает право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты труда; б) заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от общей суммы месячной заработной платы; в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики); г) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу; д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.
Приведенные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в отличие от ст. 131 ТК РФ, более точно воспроизводят гарантии оплаты труда в неденежной форме, закрепленные в Конвенции N 95, нормы которой в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед нормами национального закона.
Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами - самостоятельная государственная гарантия, признаваемая законодателем основной, механизм реализации которой закреплен не в трудовом, а в гражданском законодательстве.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 95 в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью, до того как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.
Федеральным законом от 1 мая 2012 г. N 39-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" 1992 г. (далее - Конвенция N 173).
Российское законодательство предусматривает, что при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Соответствующие нормы содержатся и в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ <1> (далее - Закон N 127-ФЗ). Требования кредиторов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь (п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ), а при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом (п. 5 ст. 134 Закона N 127-ФЗ). В Законе N 127-ФЗ предусмотрены размер и порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди, каковыми являются работающие или работавшие в прошлом работники должника. При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших в прошлом по трудовому договору, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством. В случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работавших или работающих по трудовому договору, суммы, не выплаченные до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований (ст. 136 Закона N 127-ФЗ).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Таким образом, рассмотренный выше правовой механизм, закрепленный в гражданском законодательстве, обеспечивает получение работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда, - это гарантия государственных гарантий. Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях производится федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом (ст. 353 ТК РФ). Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст. 370 ТК РФ).
Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями относится к числу общих гарантий, обеспечивающих реализацию трудовых прав работников. Однако в связи с тем, что особое значение она имеет для гарантированности права работника на получение заработной платы, которая, как уже говорилось, для занятых наемным трудом и их семей чаще всего является единственным доходом, позволяющим удовлетворять основные потребности человека, законодатель отнес ее к числу основных государственных гарантий по оплате труда. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 362, 419 ТК РФ).
Работодатель и уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ (ст. 142). В случае выявления фактов нарушения руководителем организации, его заместителями законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения работодатель обязан применить к ним дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с должности (ст. 195 ТК РФ).
С октября 2016 г. материальная ответстве