Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 3. Работодатель как субъект локального
нормативного регулирования

Субъектом локального нормативного регулирования является работодатель (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
До внесения изменений в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) наименование и содержание ст. 372 ТК РФ предусматривали процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, что приводило к выводу о невозможности для работодателей - физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, принимать локальные нормативные акты.
После принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ правом принятия локальных нормативных актов наделены все работодатели, указанные в ст. 20 ТК РФ, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Соглашаясь с позицией законодателя, А.Ф. Нуртдинова указывает, что исключение работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из числа субъектов локального нормотворчества связано с отсутствием у таких работодателей коллектива работников, выполняющих взаимосвязанные трудовые функции, требующие организации трудового процесса <1>.
--------------------------------
<1> См.: Права работодателей в трудовых отношениях. С. 235.

Однако в юридической литературе встречаются и иные точки зрения. Так, Е.А. Ершова указывает, что число работников, работающих у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может и превышать число работников индивидуального предпринимателя, в связи с чем предлагает обязывать любого работодателя, являющегося физическим лицом, принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы права, в случае заключения трудового договора с определенным числом работников (например, с 30 и более работниками) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ершова Е.А. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2009. N 1; "".

Принятие локальных нормативных актов названо в ст. 22 ТК РФ в числе основных прав работодателя (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Соответственно, именно работодателем как обладателем соответствующего права должен решаться вопрос о том, реализовывать ли такое право и каким образом.
Однако положения некоторых статей ТК РФ изложены таким образом, что предполагают наличие определенного локального нормативного акта у каждого работодателя, не закрепляя при этом напрямую обязанность его принятия.
Например, в соответствии со ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Соответственно, обоснованным является вопрос о том, чем является принятие локального нормативного акта - правом работодателя или его обязанностью? <1>.
--------------------------------
<1> Указанная проблема достаточно давно дискутируется учеными-трудовиками в работах, посвященных локальному регулированию в трудовом праве. См.: Драчук М.А. О роли, видах, содержании и сущности локальных нормативных актов в структуре юридического механизма управления работниками // Российский ежегодник трудового права. 2008. N 4 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2008. С. 74 - 88; Хныкин Г.В. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 48 - 53.

По мнению А.Ф. Нуртдиновой, у любого работодателя (за исключением работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) должен существовать минимально определенный внутренний правопорядок, который включает нормы труда, систему оплаты труда, порядок индексации заработной платы, режим рабочего времени и времени отдыха, правила охраны труда, перечень обязанностей работников применительно к должностям.
Установление такого правопорядка следует рассматривать как обязанность работодателя, поскольку в противном случае регламентация трудовой деятельности и условий труда будет страдать пробельностью, которая сделает практически невозможным управление процессом труда <1>.
--------------------------------
<1> Права работодателей в трудовых отношениях. С. 245 - 246.

Однако такой вывод должен приводить к возможности привлечения работодателя к юридической (в том числе административной) ответственности при отсутствии у него локального нормативного акта, обязательность принятия которого определена законом, а также к возможности осуществить установленными законом способами понуждение к исполнению установленной обязанности.
Следует отметить, что в судебной практике встречаются примеры действий государственных инспекций труда, пытающихся привлекать работодателя к административной ответственности за отсутствие в локальном нормативном акте определенных положений.
Так, например, известны случаи привлечения работодателей государственной инспекцией труда к административной ответственности за отсутствие в таком локальном нормативном акте как правила внутреннего трудового распорядка положений об обязанностях и ответственности работников <1>. При этом суд не исследовал вопрос о том, привело ли отсутствие этих положений к нарушению прав какого-то конкретного работника или нескольких работников.
--------------------------------
<1> См.: решения Мосгорсуда от 24 июня 2015 г. по делу N 7-6559, от 18 июня 2015 г. по делу N 7-5187/2015, от 18 ноября 2014 г. по делу N 7-4538/2014.

В других случаях суд указал, что невключение в Правила внутреннего распорядка указания на то, что 6 и 8 января являются новогодними каникулами, не свидетельствует о нарушении работодателем установленных государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, так как не повлияло на трудовые отношения, связанные с реализацией предусмотренных трудовым законодательством прав граждан, включая и их право на охрану труда. Указанные дни являются новогодними каникулами в соответствии с положениями ст. 112 ТК РФ, которые не могут быть изменены локальным нормативным актом <1>.
--------------------------------
<1> См.: решение Мосгорсуда от 24 апреля 2014 г. N 7-2183/14. Аналогичный подход судов также продемонстрирован в решении Мосгорсуда от 18 ноября 2014 г. по делу N 7-4467/2014.

Некоторые ученые также поддерживают идею об обязательности отдельных локальных нормативных актов работодателя и утверждают, что обязательными для принятия каждым работодателем являются следующие локальные нормативные акты:
1) штатное расписание;
2) правила внутреннего трудового распорядка;
3) должностные инструкции;
4) положения об оплате труда, инструкции по охране труда;
5) положения о комитетах и комиссиях по охране труда <1>.
--------------------------------
<1> См.: Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права. Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2004. С. 65; Зайцева О.Б., Шамардин Е. Локальное нормотворчество как проявление нормативной власти работодателя (на примере газовой промышленности) // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2012. N 6. С. 124 - 134.

Другие ученые склоняются к выводу об отсутствии обязанности работодателя принимать локальные нормативные акты.
Так, Е.Б. Хохлов указывает, что в настоящее время издание ни правил внутреннего распорядка, ни вообще каких бы то ни было локальных нормативных актов не является обязанностью работодателя, что является серьезным упущением со стороны государства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Курс российского трудового права. Т. 3. С. 263 - 264.

М.В. Лушникова, А.М. Лушников указывают, что работодатель по общему правилу не обязан принимать локальные акты, за исключением инструкций по охране труда, но полагают, что разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты работодателя заставит "сама жизнь", для того чтобы использовать предоставленные работодателю полномочия и обеспечить реализацию многих отсылочных статей ТК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2006. С. 484.

Практика применения трудового законодательства также говорит об отсутствии обязанности работодателя по принятию локальных нормативных актов. В частности, судебные органы, скорее, исходят из недопустимости вмешательства иных органов или лиц (в том числе и суда) в процесс принятия работодателем локального нормативного акта.
Судебные органы, рассматривая иски, в которых заявляются требования о принятии локальных нормативных актов или о включении в локальные нормативные акты определенных положений, указывают, что вопрос о принятии локальных нормативных актов относится к исключительной компетенции работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 декабря 2012 г. N 11-29540/12, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 3 октября 2012 г. по делу N 33-2943, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 августа 2012 г. по делу N 33-9917/2013, Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 8 февраля 2012 г. по делу N 33-108, Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2011 г., Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 21 июня 2013 г. по делу N 33-2330/2013).
Требования к форме локального нормативного акта ТК РФ не установлены, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно.
В кадровой практике получили распространение такие локальные акты, как положения (например, положение об оплате труда, положение о структурном подразделении организации), правила и инструкции <1>.
--------------------------------
<1> В некоторых письмах Роструда указано, что к локальным нормативным актам относится в том числе штатное расписание и график отпусков (абз. 6 письма от 15 мая 2014 г. N ПГ/4653-6-1, абз. 2 письма от 21 января 2014 г. N ПГ/13229-6-1, п. 1 письма от 22 марта 2012 г. N 428-6-1, абз. 11 письма от 31 октября 2007 г. N 4414-6).

К числу локальных нормативных актов, как правило, принимаемых работодателем, относятся:
а) правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
б) документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ). Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, и об их правах и обязанностях в этой области. Кроме того, об издании локальных актов по вопросам обработки персональных данных говорится и в ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
в) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (в том случае, если они не урегулированы коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ));
г) локальные нормативные акты, устанавливающие правила применения в организации отдельных режимов рабочего времени (например, положение о ненормированном рабочем дне, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. ст. 57, 101 ТК РФ), локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
е) положение о порядке проведения аттестации в той части, в которой проведение аттестации не урегулировано законодательством (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Законодательством РФ обязательность прохождения аттестации установлена только в отношении отдельных категорий работников (например, авиационного персонала);
ж) документы по охране труда и пожарной безопасности:
- правила и инструкции по охране труда (п. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, если работодателем принято решение не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов;
- инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390).

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!