Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 2. Формы воздействия государства на спрос и предложение
на трудовые ресурсы на рынке труда

Цель государственного регулирования отношений на рынке труда закрепляется в законодательстве о занятости населения как федерального, так и регионального уровней.
С точки зрения трудового права формами воздействия государства на спрос и предложение на трудовые ресурсы на рынке труда в рамках правового регулирования отношений занятости и трудоустройства и отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников являются:
1) учет многоуровневого характера регулирования отношений занятости и трудоустройства. В систему источников правового регулирования отношений на рынке труда входят: международные акты, трудовое законодательство РФ, акты субъектов Федерации, а также иные акты, содержащие нормы трудового права;
2) обеспечение реализации принципа права на труд и защиты граждан РФ от безработицы в целях достижения полной и продуктивной занятости;
3) определение целей и задач государственной политики занятости;
4) закрепление правового статуса безработного;
5) осуществление действий по устранению дискриминации при трудоустройстве с особым акцентом на трудоустройство особых категорий граждан, нуждающихся в поддержке на рынке труда;
6) организация эффективного функционирования органов службы занятости;
7) антикризисные меры Правительства, направленные на поддержку национального рынка труда в современных условиях импортозамещения товаров и услуг;
8) учет специфики правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства;
9) акцент на ученический договор как основной инструмент подготовки работника.
Субъектами отношений на рынке труда являются потенциальные работники, работодатели и органы службы занятости, а также лица, заключившие ученический договор.
Характерно, что в ТК РФ нет такого понятия, как потенциальные работники. В ст. 381 ТК РФ используется термин "лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем", что, на наш взгляд, равнозначно дефиниции "потенциальные работники".
Вместе с тем все же уместнее использовать понятие "потенциальные работники", так как оно идет в прямой увязке с рынком труда (Модельный закон о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда).
Рассмотрим каждую форму воздействия государства на спрос и предложение на трудовые ресурсы на рынке труда в рамках правового регулирования отношений занятости и трудоустройства в отдельности.
1. Учет многоуровневого характера регулирования отношений занятости и трудоустройства.
В систему источников правового регулирования занятости и трудоустройства в РФ входят как международные акты, так и акты национального законодательства.
Международные акты, касающиеся вопросов занятости населения, ратифицированные РФ, подразделяются, в свою очередь, на акты универсальных международных организаций и акты региональных международных организаций.
К первой группе относятся: Всеобщая декларация прав человека (принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 г.), Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция N 111, принята 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральной конференции Международной организации труда), Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция N 182, принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 г.), Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (Конвенция N 138, заключена в г. Женеве 26 июня 1973 г.), Конвенция N 122 Международной организации труда о политике в области занятости (заключена в г. Женеве 9 июля 1964 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Международные акты ООН и МОТ приводятся в соответствии с переводом, размещенным в "".

В Конвенции N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" отмечается, что эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы: (a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; (b) такая работа была как можно более продуктивной; (c) существовала свобода выбора работы и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. Эта политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития, взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике.
В Рекомендации N 83 Международной организации труда "Об организации службы занятости" (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г. на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) отмечается особая роль государственной службы занятости в области регулирования отношений на рынке труда.
Так, Служба занятости должна собирать сведения о состоянии рынка занятости, в частности: о настоящих и будущих потребностях в рабочей силе (включая данные о численности и квалификации необходимых работников по отраслям промышленности, профессиям или районам); о настоящей и будущей численности наличной рабочей силы (включая данные о числе, возрасте и поле, квалификации, профессии, отрасли промышленности и местожительстве трудящихся и о числе, географическом распределении и характеристике лиц, ищущих работу).
Служба занятости должна проводить общие или специальные изучения по таким вопросам: причины и масштаб безработицы, включая технологическую безработицу; трудоустройство отдельных категорий лиц, ищущих работу, как, например, инвалиды или подростки; факторы, обусловливающие уровень и характер занятости; регулирование занятости; профессиональное ориентирование в связи с трудоустройством; анализ специальностей и профессий; прочие аспекты рынка занятости.
В Конституции РФ закреплены несколько принципов трудового права, которые непосредственно связаны с регулированием отношений занятости и трудоустройства, а именно: свобода труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы, равенство прав и свобод человека и гражданина.
Так, в ст. 37 Конституции РФ указывается: "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет... право на защиту от безработицы".
Кроме того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции РФ).
Конституционные принципы определяют содержание ряда положений ТК РФ, которые оказывают влияние на правовое регулирование отношений занятости и трудоустройства и связаны с рынком труда.
В основе регулирования отношений на рынке труда лежит также и ряд основополагающих принципов, закрепленных в ТК РФ: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" указывается, что он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В свою очередь, в Законе г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" формулируется, что Закон устанавливает правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей города Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей города Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения. В Законе Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 г. N 588-з "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан" отмечается, что он регулирует вопросы в области содействия занятости населения в Республике Башкортостан <1>, а в Законе Свердловской области от 25 марта 2013 г. N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" указывается, что он регулирует отношения в сфере содействия занятости населения в Свердловской области" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2012. N 29. Ст. 1306.
<2> Принят Законодательным Собранием Свердловской области 19 марта 2013 г.

Федеральный закон N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ, данное положение утратило силу с 01.01.2010) закрепляет право органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Большое значение в регулировании занятости и трудоустройства имеют и акты социального партнерства - соглашения и коллективные договоры.
Так, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 гг. <1> указывается, что Стороны считают обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения одним из государственных приоритетов страны. В этих целях Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям: содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой; совершенствование системы информации о рынке труда; повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения; повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности; совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда; упорядочение привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы; расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями; совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы; легализация занятости; разработка предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях расширения возможностей занятости населения.
--------------------------------
<1> РГ. 2013. N 295.

В коллективном договоре государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения" на 2015 - 2017 гг. <1> указывается, что работодатель берет на себя обязательство разрабатывать совместно с профсоюзным комитетом программы (планы) обеспечения занятости и меры по социальной защите работников, высвобождаемых в результате реорганизации, ликвидации работодателя, ухудшения финансово-экономического положения работодателя, в которых не допускать ликвидации учреждения, его подразделений, изменения формы собственности или организационно-правовой формы, полного или частичного приостановления производства (работы), влекущих за собой сокращение рабочих мест или ухудшения условий труда, без предварительного уведомления профсоюзного комитета (не менее чем за три месяца).
--------------------------------
<1> URL: http://xn--jlabhdo3a.xn--plai/dokument/ustav_2015.pdf (дата обращения: 01.10.2015).

2. Обеспечение реализации конституционных принципов свободы труда и защиты граждан РФ от безработицы.
Отметим, что принцип свободы труда, закрепленный в ст. 37 Конституции РФ, непосредственно связан с регулированием отношений на рынке труда: реализуя этот принцип, граждане становятся занятыми, то есть их деятельность тогда подпадает под регулирование Закона "О занятости населения в РФ".
При этом необходимо отметить, что нормы, регулирующие правовой статус занятых граждан, относятся не только к трудовому праву, но и к административному и гражданскому.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона "О занятости населения в РФ" занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах); зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отметим, что в российском законодательстве отсутствует легальное понятие безработицы, но есть понятие безработного: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя" (ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ").
3. Определение целей и задач государственной политики занятости.
Важным элементом как с точки зрения международных трудовых стандартов, так и национального законодательства являются цели и задачи государственной политики в сфере занятости, так как государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Отметим, что цели и задачи государственной политики занятости населения в РФ сформулированы в ст. 5 Закона "О занятости населения в РФ".
К ним относятся: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и другие категории лиц, правовой статус которых закреплен в ст. 5 данного Закона о занятости населения Российской Федерации); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
4. Закрепление правового статуса безработного.
Порядок и условия признания граждан безработными определяются как нормами Закона "О занятости населения в РФ" (ст. 3), так и Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" <1>.
--------------------------------
<1> Вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правилами регистрации безработных граждан.

В частности, при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета. Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: (а) паспорт или документ, его заменяющий; (б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; (в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; (г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; (д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Правовым статусом безработного предусмотрены следующие права:
- право на подходящую работу, под которой понимается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места;
- право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;
- право на общественные работы;
- право на пособие по безработице.
К основным обязанностям безработного можно, в свою очередь, отнести: обязанность регистрироваться и перерегистрироваться, а также уведомлять орган занятости о том, что он нашел работу.
5. Осуществление действий по устранению дискриминации при трудоустройстве с особым акцентом на трудоустройство особых категорий граждан, нуждающихся в поддержке на рынке труда.
Запрет дискриминации закреплен в ТК РФ и Законе "О занятости населения в РФ".
Так, в ст. 3 ТК РФ указывается, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Данный принцип находит свою реализацию и применительно к институту трудового договора, а именно к гарантиям при заключении трудового договора: "Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы".
В Законе "О занятости населения в РФ" формулируется, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Кроме того, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

Отметим, что гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Подробнее о запрете дискриминации в сфере труда см. гл. 4 далее.
6. Организация эффективного функционирования органов службы занятости.
Одним из основных субъектов на рынке труда являются органы службы занятости. Их правовой статус как участников отношений по обеспечению занятости определяется как нормами Закона "О занятости населения в РФ", так и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
В России в систему Государственной службы занятости населения входят:
1) орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
В правовой статус государственной службы занятости населения включаются следующие права: оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организация мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" <1> (с изменениями и дополнениями) указывается, что Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.

7. Регулирование труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вопрос регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства решается на основе норм ТК РФ и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Подобное регулирование направлено на обеспечение оптимального баланса на рынке труда при соблюдении принципа приоритетного трудоустройства российских граждан. Так, в ст. 3 ТК РФ указывается, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
В свою очередь, в ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" формулируется правило, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации.
Отметим, что при проведении мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации учитываются суммарная численность привлекаемых иностранных работников, общая безработица (по методологии Международной организации труда), мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформленное в виде решения, а также осуществляется проверка того обстоятельства, что доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения и численности занятых в экономике не должна превышать уровня социальной напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Отметим и статистику по этому вопросу. Так, численность безработных в июне 2016 г., по сравнению с июнем 2015 г., увеличилась на 86 тыс. человек, или на 2,1% <1>.
--------------------------------
<1> Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2016 года (по итогам обследования рабочей силы). URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/150.htm.

Порядок проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации, перечень и порядок предоставления сведений для проведения такого мониторинга, а также показатели такого мониторинга устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Уровень социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, превышение которого не допускается, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-право
правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!