1. Знания, установленные в федеральном государственном
образовательном стандарте
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 2 Закона об образовании).
Рабочие места занимают работники с разным уровнем образования: общего, профессионального, дополнительного и самообразования.
Работодателю необходимо знать существующие образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413.
Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 утверждены:
- Перечень профессий среднего профессионального образования;
- Перечень специальностей среднего профессионального образования.
Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061 утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования:
- Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;
- Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры;
- Перечень специальностей высшего образования - специалитета;
- Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- Перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
- Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Существуют соответствия:
- направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 N 337;
- направлений подготовки высшего образования - магистратуры, перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "магистр", перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 N 337;
- специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1136.
Устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) и федеральные государственные требования обеспечивают (ст. 11 Закона об образовании):
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
ФГОС, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
ФГОС включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений определяют Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов утверждены Минобрнауки России 22.01.2015, N ДЛ-2/05вн.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, входящие в Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утвержденный Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.