Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 2. Методы управления дисциплинарными отношениями

Каждый юрист, менеджер, руководитель и работник отдела персонала должен в совершенстве владеть методами управления дисциплинарными отношениями. Можно назвать четыре таких метода:
1) убеждение;
2) поощрение;
3) принуждение;
4) организация труда, производства.
Практика их применения насчитывает тысячелетия. Со временем меняются не методы, а содержание методов, их комбинация. Например, меняются виды наказаний, поощрений, убеждений и организации труда.
Убеждение - это метод воспитания и воздействия на сознание работника в целях стимулирования его полезной деятельности или торможения нежелательных поступков.
Понятие убеждения имеет два значения, это:
1) процесс воздействия человека на человека и коллектив, коллектива на человека;
2) уверенность работника, работодателя в истинности знаний, основанная на понимании закономерностей действительности.
Существуют различные виды убеждения: политические, экономические, правовые, этические, эстетические и др. В трудовых отношениях важны прежде всего правовые и экономические убеждения, на которые в основном и воздействует работодатель. Правовые убеждения состоят из следующих элементов.
Правовые потребности: в порядке, организованности, свободе, справедливости, уважении, в признании со стороны работодателя, общественных организаций, сослуживцев; в правде, гласности, в соблюдении законов, в правовой защите.
Правовые чувства: личное отношение к праву, правде, справедливости, уважение законов, т.е. признание их ценности для себя лично и для общества, уважение чести и достоинства других граждан, возмущение нарушениями законов, неприязнь к нарушителям, преступникам, неудовлетворение собой при нарушении трудовой дисциплины, раскаяние, угрызения совести, чувство безопасности при существующем общественном порядке и т.п.
Волевые свойства личности: готовность противодействовать всем, кто нарушает законодательство, не исполняет свои обязанности, превышает свои права в ущерб окружающим, готовность защищать правопорядок.
Правовые знания: знания законов, закономерностей развития правовых отношений.
Правовые ценности: справедливость, равенство, свобода, законность, порядок, правда, добро, честность.
Правовые установки: закон - важное условие нормальной общественной жизни; необходимость бороться со всеми, кто нарушает закон; законное использование всех своих прав; необходимость исполнять все свои обязанности качественно и добросовестно; необходимость бороться за права и т.п.
Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В идеале убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной истины. Предубеждение - это необъективное отношение к чему-то.
Убеждение как процесс включает следующие виды деятельности.
Выяснение имеющихся правовых убеждений и определение их дефекта.
Часть работников имеют негативные убеждения, ценностные ориентации и не скрывают их. Они уверены, что нарушения дисциплины, исполнение обязанностей "спустя рукава" допустимы, их вред незначителен, без нарушений жить невозможно. Причины этих убеждений - отсутствие истинных знаний права, искаженное его понимание, неверие в справедливость закона. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой, корректировкой взглядов, установок.
Во всех случаях следует пытаться выяснить причину неверных убеждений и доказать, что эти взгляды несостоятельны, ошибочны.
Передача знаний трудового права.
Прежде всего нужно точно выявить уровень правовых взглядов, знаний работников и запланировать мероприятия по их изменению - лекции, беседы или другие формы обучения. Необходимо показать человеку его ошибки, доказать справедливость существующего порядка в организации, его ценность лично для человека.
Формирование собственного отношения к знаниям, принципам, нормам, целям законодательства и средствам их достижения. Для этого необходимо, как правило, поставить работника в такую ситуацию, чтобы он на собственном опыте убедился в необходимости этих норм, их справедливости, ценности.
Поощрение - это признание заслуг работника путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышение его престижа.
У каждого человека есть потребность в признании и в материальных ценностях. На реализацию этих потребностей направлено поощрение.
Поощрение будет эффективным в следующих ситуациях.
Поощрение следует применять при каждом проявлении человеком трудовой активности с положительным результатом.
Целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер.
Возможность получить поощрение в короткие сроки, например, через неделю.
Если работник знает о том, что он получит поощрение, но только через 10 лет, эффективность этого вида поощрения резко снижается.
Гласность поощрения. Любое поощрение поднимает престиж, уважение работника и ценится людьми нередко значительно выше, чем материальные блага.
Доступность поощрения. Поощрение должно быть установлено не только для сильных работников, но и для слабых.
Принуждение - это форма неодобрения поведения человека, которая состоит в том, что человека заставляют выполнять установленные в организации правила поведения.
Средствами принуждения являются наказания. Применяя наказания, можно достичь разных результатов: и тех, которые запланированы, и противоположных.
Для того чтобы добиться запланированных результатов, целесообразно соблюдать правила эффективности наказания. К ним относятся следующие.
Неотвратимость наказания, воздействия.
Если работник виновно не исполнил обязанность, этот факт должен быть зафиксирован, дисциплинарно расследован, и должна быть принята мера воздействия.
Индивидуализация наказания.
При выборе меры воздействия, включая меры наказания, необходимо учитывать личность работника, его потребности, склонности и т.п.
Воздействие должно быть для работника чрезвычайно значимым, оно должно лишать его каких-либо благ.
Справедливость наказания.
Привлечь работника к ответственности можно только за виновное неисполнение обязанностей.
Работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, его экономические последствия и т.п.
Наказание не должно унижать честь и достоинство человека; наказание должно быть применено быстро.
Если между фактом нарушения и применением мер воздействия прошел большой срок, эффективность наказания снижается или полностью пропадает.
Организационные и экономические условия труда включают ряд характеристик организации, которые необходимы для обеспечения высокого уровня дисциплины. К ним относятся такие элементы организации труда, как:
- четкое распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками;
- установление такого порядка, при котором в организации фиксируются все без исключения случаи неисполнения обязанностей, превышения прав, случаи проявления активности работника;
- применение мер воздействия при каждом отклонении в поведении.

правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:


Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!