§ 2. Аттестация кадров
Аттестация (от франц. attestation, лат. attestatio - свидетельство, подтверждение) - определение квалификации, уровня знаний и умений кого-либо, а также соответствия требованиям; отзыв, характеристика.
Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Единого законодательного акта, регламентирующего вопросы аттестации работников, в настоящее время нет. Отдельные нормативные акты регулируют проведение аттестации только в отношении определенных категорий работников.
Например, порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах, определяется Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.
Порядок проведения аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий устанавливает Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234.
Вопросы организации проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России регламентирует Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы, утвержденное Приказом ФАС России от 06.10.2015 N 921/15.
Решение о введении системы аттестации принимает работодатель. При этом прежде всего определяются задачи, которые можно решить в конкретной организации с помощью аттестации, а также цели ее проведения.
Например, если в организации планируется внедрение новых механизмов, аттестация поможет определить, достаточно ли у работников знаний и навыков, необходимых для того, чтобы трудиться на новейших агрегатах. Соответственно, в случае недостаточной квалификации работников они могут быть направлены на переподготовку или повышение квалификации.
Далее надо подготовить документы для проведения аттестации.
При первичном внедрении процедуры аттестации желательно составить проект локального нормативного акта, например, положения об аттестации. Не следует забывать, что порядок проведения аттестации, установленный таким актом, принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников.
В положение об аттестации рекомендуется включить следующие разделы.
1. Задачи и цели проведения аттестации.
Например, в Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276, определены следующие цели и задачи аттестации:
"Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории...
Основными задачами проведения аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы".
2. Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, не подлежащих аттестации.
Например, в Положении о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы указано следующее:
"Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в замещаемой должности гражданской службы менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена".
3. Сроки аттестации, виды аттестации в зависимости от сроков ее проведения.
Например, в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации этот вопрос регулируется следующим образом:
"Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.
До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего...
Внеочередная аттестация может проводиться:
а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
об изменении условий оплаты труда гражданских служащих".
4. Состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов.
Например, в Положении о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости, утвержденном Приказом Роструда от 14.04.2009 N 81-к, указывается следующее:
"Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство деятельностью аттестационной комиссии. В период временного отсутствия председателя аттестационной комиссии (болезнь, командировка, нахождение в отпуске и т.п.) руководство аттестационной комиссией осуществляет заместитель председателя аттестационной комиссии.
Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается секретарь аттестационной комиссии (должностное лицо подразделения по вопросам государственной службы и кадров).
После создания в установленном порядке федерального государственного органа по управлению государственной службой представители этих органов также включаются в состав аттестационной комиссии.
Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами".
Обратите внимание: при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 82 ТК РФ).
5. Порядок составления графиков проведения аттестации.
Например, в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденном Постановлением ГКНТ СССР, Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 470/267, предусматривается следующее:
"Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации".
6. Критерии оценки.
Например, в Положении о проведении аттестации сотрудников Евразийской экономической комиссии, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 98, содержатся следующие критерии оценки:
"Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого сотрудника применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным.
Профессиональная служебная деятельность аттестуемого сотрудника оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением Комиссии задач, сложности выполняемой им работы, а также ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания и опыт работы аттестуемого сотрудника".
7. Порядок проведения аттестации.
Например, в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи установлен следующий порядок проведения аттестации:
"Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа.
На каждого работника, подлежащего аттестации, его непосредственным руководителем совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской (если аттестуемый является членом ВЛКСМ) организациями составляется отзыв (характеристика), в котором отражается его производственная деятельность, квалификация, соблюдение им государственной и производственной дисциплины, достигнутые показатели в социалистическом соревновании и участие в общественной жизни.
Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до аттестации.
Аттестуемый работник должен быть заранее, но не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен с представленным на него отзывом (характеристикой)...
Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы и заслушивает сообщение аттестуемого о его работе. На заседании комиссии присутствует руководитель подразделения, в котором работает аттестуемый.
При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Оценка работы аттестуемого принимается с учетом: личного вклада в выполнение планов работы предприятия, организации, особенно заданий по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию организации труда и производства; соблюдения трудовой дисциплины; квалификации и исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, выполнения обязательств по социалистическому соревнованию и участия в общественной жизни.
На основе этих данных, с учетом обсуждения результатов работы и деловых качеств работника аттестационная комиссия открытым голосованием дает одну из следующих оценок деятельности работника:
а) соответствует занимаемой должности;
б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
в) не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.
Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие аттестуемого...
В голосовании участвуют члены аттестационной комиссии, присутствующие на данном заседании. В проведении аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии.
При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемый работник признается соответствующим занимаемой должности...
Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, составленный в двух экземплярах...
Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании. Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования...
Материалы аттестации передаются руководителю предприятия, организации для принятия решения.
Аттестационный лист и отзыв (характеристика) на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле".
8. Последствия аттестации.
Например, в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации предусматриваются следующие последствия аттестации:
"В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:
а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается".
Здесь уместно напомнить, что на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником, если последний не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Главным условием прекращения трудовых отношений по данному основанию является подтверждение факта несоответствия результатам аттестации.
Вместе с тем законодатель установил категории работников, которые не могут быть уволены вследствие непрохождения аттестации.
Например, работодатель не может уволить по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:
- беременную женщину;
- женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет;
- одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- отца, воспитывающего без матери ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), либо опекуна, попечителя детей указанного возраста;
- родителя (опекуна, попечителя), который является единственным кормильцем ребенка до трех лет в семье с тремя и более детьми до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, если другой родитель (опекун, попечитель) не работает.
Положение об аттестации может быть утверждено генеральным директором, директором или иным уполномоченным лицом.
Обратите внимание: с утвержденным положением об аттестации работники должны быть ознакомлены под подпись. В противном случае к работникам нельзя будет применять дисциплинарные взыскания в связи с несоблюдением установленного порядка прохождения аттестации.
Помимо положения об аттестации, для проведения аттестации рекомендуется подготовить следующие документы:
- списки лиц, подлежащих аттестации;
- график аттестации;
- характеристики и иные документы о трудовой деятельности работника;
- приказ о создании аттестационной комиссии.