Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 2. Независимая оценка квалификаций

Независимая оценка квалификаций осуществляется на основе Закона о независимой оценке.
Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Закон о независимой оценке устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования их труда, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Закон о независимой оценке не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
В Законе о независимой оценке применяются следующие основные понятия:
1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ;
2) национальный совет - национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;
3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций;
4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);
6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации;
8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Участниками системы независимой оценки квалификации являются:
1) Национальный совет;
2) национальное агентство развития квалификаций;
3) советы по профессиональным квалификациям;
4) центры оценки квалификаций;
5) работодатели;
6) соискатели;
7) Минтруд России.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ.
Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе в Интернете, копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Соискатель, работодатель, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет Национальный совет.
В состав Национального совета входят представители органов государственной власти РФ, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.
Полномочия Национального совета и его состав определяются Законом о независимой оценке и Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям".
Издание нормативных правовых актов РФ по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов Национальным советом.
Национальное агентство развития квалификаций:
1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
2) подготавливает для Национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;
3) организует формирование и ведение реестра;
4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений Национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;
5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с Законом о независимой оценке;
6) осуществляет иные функции.
Совет по профессиональным квалификациям создается по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению Национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
8) проводит по решению Национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством РФ источников.
Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.
Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.
Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:
1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;
2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;
3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;
4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в перечисленных случаях сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.
В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.
Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством РФ источников.
Согласно ст. 9 Закона о независимой оценке Минтруд России утверждает:
1) примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращению этих полномочий;
2) форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;
3) образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета;
4) требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращению этих полномочий;
5) положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
6) положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
7) положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;
8) порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;
9) порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.
Кроме этого, Минтруд России осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.
В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:
1) информацию о деятельности Национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;
5) перечень официальных сайтов Национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в Интернете, перечень которых содержится в реестре.
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации работников обусловлена постоянным изменением технологий и на этой основе повышением требований к квалификации и компетенциям работников.
Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое должно иметь универсальное признание.
Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения, в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными.
Международный опыт (Великобритания, Франция, Канада и другие страны) свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки.
Закон о независимой оценке предусмотрел формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса "Реестр независимой оценки квалификаций", который включает в себя в том числе сведения о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
В целях обеспечения единого подхода в работе советов, центров оценки квалификации Минтруд России после одобрения Национальным советом утвердил:
- примерное положение о совете;
- требования к центрам оценки квалификации;
- форму бланка свидетельства о квалификации;
- положение об апелляционной комиссии;
- положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов;
- порядок формирования и ведения реестра.
Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.
В ст. 187 ТК РФ установлен порядок направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.
По итогам профессионального экзамена соискателям выдается свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.
Обратите внимание: оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.
В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены соответствующие изменения в НК РФ.
Закон о независимой оценке учитывает практику работы в сфере оценки квалификации Национального совета и советов.
Так, за 2015 год создано 50 центров оценки квалификации, прошли оценку квалификации 4,6 тысячи человек.
По информации Минтруда России, внедрение оценки квалификации создало условия для обеспечения к 2018 году потребности в квалифицированных кадрах, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в строительстве и машиностроении, позволяет сократить сроки повышения квалификации и переподготовки кадров не менее чем на 10% за счет уточнения образовательных программ и тем самым позволит снизить расходы работодателей и бюджетов всех уровней на данные цели в среднем на 3,5 млрд руб. ежегодно.
Оценка квалификации способствует снижению аварийности и соблюдению технологических режимов производства.
Так, по данным саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Национальное агентство контроля сварки", оценка квалификации по профессиям сварки способствовала снижению аварийности на 20 - 25% на объектах "Газпрома" и "Роснефти").
С 1 января 2017 г. работник проходит независимую оценку по собственному желанию или по инициативе работодателя (в том числе потенциального работодателя). Проводят независимую оценку центры оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Порядок проведения такого экзамена установлен Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204.
Как отмечалось ранее, Законом о независимой оценке предусмотрено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен названным Законом, оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ (например, порядок оценки квалификации педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров и других работников).
В целях создания условий для формирования системы независимой оценки квалификации Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" в 2016 году выделено средств в объеме 300 млн руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год"). На последующие годы объем государственной поддержки системы независимой оценки квалификации определяется в рамках бюджетного процесса.
Финансирование расходов на создание системы оценки профессиональных квалификаций в 2016 году в объеме 300 млн руб. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1474 "Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии Общероссийскому объединению работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" на организацию разработки и актуализации профессиональных стандартов для коммерческих организаций, внедрение и сопровождение системы оценки профессиональных квалификаций, в том числе на разработку и ведение информационно-справочных ресурсов, а также на обучение экспертов по оценке квалификации".
Объем государственной поддержки системы оценки профессиональных квалификаций за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ определяется в рамках бюджетного процесса.
По данным Правительства РФ, с целью повышения уровня подготовки кадров осуществляется обновление структуры и содержания среднего профессионального образования.
В соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (топ-50), утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты по 16 профессиям и 28 специальностям. С учетом требований профессиональных стандартов актуализировано 275 стандартов. В рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования введен обязательный демонстрационный экзамен.
В целях внедрения современных международных технологий обучения и требований к квалификациям в практику подготовки кадров по специальностям и рабочим профессиям формируется сеть МЦК. На базе МЦК осуществляется подготовка кадров согласно топ-50 профессий, проводятся тренировки национальной сборной к национальным и международным чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills.
В 2016 году создано семь МЦК в республиках Татарстан и Чувашия, Московской, Тюменской, Ульяновской, Свердловской областях и Хабаровском крае. На эти цели из федерального бюджета выделено 900 млн руб., около 970 млн руб. составило софинансирование из региональных бюджетов.
В декабре 2016 года в Гетеборге (Швеция) состоялся чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills 2016. Россию в соревнованиях представляли 43 конкурсанта и 39 экспертов из 19 субъектов РФ. Результат сборной России - первое место в общем зачете (15 882 балла).
Для широкого информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций утвержден порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей разработан соответствующий информационный ресурс, который с января 2017 года доступен в Интернете. В реестре содержится информация о независимой оценке квалификации, в том числе сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
Граждане и работодатели смогут получить информацию о том, в каком центре оценки квалификаций можно пройти оценку квалификации, какие документы необходимо предоставить для прохождения независимой оценки квалификации, срок действия свидетельства о квалификации.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций". Определено, что функции и полномочия учредителя Национального агентства от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.
В соответствии с утвержденным Правительством РФ планом-графиком формирования сети независимых центров оценки квалификаций при Национальном совете образовано 28 советов по профессиональным квалификациям по различным сферам профессиональной деятельности: в сфере атомной энергии, строительства, электроэнергетики, машиностроения, здравоохранения, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, наноиндустрии, информационных технологий, финансового рынка и др.
В 2016 году в пилотном режиме работало 68 центров оценки квалификаций <1>.
--------------------------------
<1> См.: http://government.ru/info/27196/.

правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:


Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!