Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 6. Человеческие качества, которые влияют
на результаты труда

Обычно в трудовых, служебных отношениях работодатель, руководитель структурного подразделения различают до 10 человеческих качеств работника.
Наука кадрового менеджмента называет 120 качеств человека, которые влияют на результативность труда. Человеческие качества, которые проявляются в служебных отношениях, можно разделить на три группы:
1) не совместимые с занимаемой должностью;
2) частично совместимые с занимаемой должностью;
3) необходимые для результативного исполнения должностных обязанностей.
Каждое качество имеет две формы со знаком "плюс" или "минус", например, честный - нечестный; умный - неумный; сотрудничающий - соперничающий.
Человеческие качества - психофизические характеристики работника, а также реакции человека на социальные ценности и отношения.
В человеческие качества включаются и черты личности.
Черты личности - устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида: экстраверсия, интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность, активность и т.д.
Личность характеризуется активностью, направленностью, установками, потребностями и т.д. Обязательным свойством человеческой личности является ее потенциальная измеримость с помощью тестов, опросников и других методов.
Каждое качество, обнаруживаемое у человека, может иметь две характеристики для служебных отношений: положительное или отрицательное значение. Если качества человека рассматриваются широко, то они включают поведение человека по отношению к какой-то социальной ценности, например отношение человека к наркотикам, алкоголю, курению, собственности, народу, родине, государству и т.д.
Ценности - понятие, используемое в социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельного человека.
Нередко в организации составляют профессиограммы, в которых предусматриваются вопросы экологической, правовой и экономической культуры работника. Профессиограмма состоит из блоков, каждый блок - из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц.
Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Структура модульных составляющих профессиограммы выполняется в едином варианте. Любой модуль (модульный элемент, модульная единица) включает:
1) наименование модуля (модульного элемента, модульной единицы);
2) уровень подготовки (элемент профессии, представленный модулем, характеризуется на трех уровнях подготовки специалиста);
3) шифр (нумерация в структуре профессиограммы: модуль - две цифры, модульный элемент - три цифры, модульная единица - четыре цифры);
4) параметры профессии (характеристика, содержательно раскрывающая описываемый компонент профессии);
5) степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению содержания профессии по описываемому компоненту - нормы требований к личности);
6) критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
В любой профессиональной деятельности есть требования ко всем составляющим структуры профессиограммы, но в зависимости от сферы труда и уровня квалификации какие-то из них имеют преобладающее значение.
Модель профессиограммы структурно и содержательно позволяет, изменяя различные факторы (набор модулей, наполнение модулей в соответствии с разным уровнем требований и т.д.), проектировать многообразие вариантов профессий и моделей профессионального образования.
Какими качествами должен обладать профессионал?
Прежде всего это профессиональные качества:
- высокий уровень квалификации по своей специальности, а именно 100% профессионализма;
- владение в достаточной степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый комплекс работ;
- хорошее здоровье, физическая подготовка и энергетика, позволяющие выполнять работу на высоком уровне;
- собранность;
- аккуратность;
- организованность;
- умение профессионально выполнять свои функции.
Помимо профессиональных, желательно также наличие и развитие личностных качеств специалиста:
- находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;
- терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени;
- коммуникабельность, склонность к работе в коллективе;
- опрятность, чистоплотность;
- уравновешенность;
- деликатность;
- упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата;
- готовность помочь коллегам по работе;
- вежливость;
- преданность своим обязанностям, умение доводить дело до конкретного результата.
Служащему необходимы также такие качества, как:
- честность по отношению к людям в целом и руководству в частности;
- предсказуемость в поступках для коллег и населения;
- любовь к людям.
Из отрицательных личностных качеств наиболее нежелательны такие, как:
- самомнение ("я все знаю");
- нерешительность при принятии решений;
- упрощенное отношение к экономическому и политическому состоянию общества;
- низкие моральные качества, их отсутствие;
- склонность к пьянству, наркомании, токсикомании;
- неразборчивость в отношениях с людьми;
- цинизм;
- узкий круг интересов;
- неряшливость;
- робость;
- недостаток учтивости;
- отсутствие чувства юмора.
При определении отрицательных личностных качеств, неприемлемых на данном рабочем месте, используют перечень недостатков человека, который включает следующие:
- агрессивность;
- безволие;
- глупость;
- лживость;
- невнимательность;
- рассеянность;
- самонадеянность;
- склочность;
- сутяжничество;
- хамство и т.д.
Отрицательными профессиональными характеристиками следует считать:
- низкий уровень квалификации;
- отсутствие подлинного интереса к предлагаемой работе;
- отсутствие энтузиазма по поводу будущей работы;
- заинтересованность в будущей работе только из-за высокой заработной платы или возможности получить незаконное обогащение;
- желание получить только престижную работу;
- более высокая квалификация, чем требуется для поручаемой работы;
- невысокие деловые качества;
- нежелание и неумение находить контакты с коллегами;
- некоммуникабельность;
- неумение работать в коллективе и т.д.

правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:


Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!