§ 5. Знание работником своих обобщенных и единичных
трудовых функций и трудовых действий, которые ему поручаются
Элементом профессионализма являются представления работников о процессах, в которых они принимают участие. Работник осуществляет в организации (корпорации, предприятии, фирме) конкретную деятельность, которая должна быть документально определена.
Организация - группа работников, между которыми существует распределение трудовых функций, полномочий и ответственности, а также средств, необходимых для осуществления производственной программы.
Документ состоит из двух элементов: информации и соответствующего носителя.
Информация - значимые для человека данные.
Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией, эталонным образцом или комбинацией из них. Комплект документов часто называется документацией.
Определив трудовую функцию работника в трудовом договоре, необходимо представить и записать ее в виде процессов. Процесс следует разделить на элементы. Каждый работник участвует в ряде процессов. Редко процесс полностью осуществляет один служащий.
Существует два вида участия работника в трудовом процессе:
1) он полностью осуществляет все элементы процесса;
2) он осуществляет только часть элементов процесса.
В большинстве случаев служащий выполняет только часть процесса. Работник должен представлять все этапы процесса для того, чтобы понимать значимость свой конкретной работы и представлять последствия некачественной работы.
Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (см. ГОСТ ISO 9000-2011 "Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", введенный в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст).
Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях в целях добавления ценности к совокупному результату. Процесс, в котором подтверждение соответствия конечного результата затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к "специальному процессу".
Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
Чтобы результативно функционировать, предприятия (фирмы) должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечение их взаимодействия могут считаться "процессным подходом".
В соответствии с ГОСТом ISO 9001-2011 "Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования", введенным в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст, организация должна:
1) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
2) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
3) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
4) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;
5) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
6) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Если фирма решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие публичной услуги установленным требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Вид и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в системе менеджмента качества.
Например, работник кадровой службы должен представлять как минимум следующие трудовые процессы:
1) оценка персонала;
2) подбор персонала на рынках труда, включая международный;
3) заключение трудового договора;
4) изменение трудового договора;
5) прекращение трудового договора;
6) описание рабочих мест;
7) составление должностных инструкций;
8) составление локальных нормативных актов;
9) документальное оформление трудовых отношений;
10) дисциплинарные отношения;
11) развитие карьеры;
12) обучение персонала;
13) оплата труда;
14) мотивация труда;
15) нормирование труда;
16) проведение служебного расследования;
17) рассмотрение трудовых споров;
18) управление персоналом организации;
19) воспитание в организации;
20) принуждение в организации;
21) поощрение в организации;
22) формирование структуры коллектива.
В ст. 57 ТК РФ трудовая функция определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.