1. Определение подразделений или должностных лиц,
ответственных за профилактику коррупционных и иных
правонарушений
В 2019 году Минтруд России утвердил Меры по предупреждению коррупции в организациях. В указанном документе содержатся подробные разъяснения по большинству предложенных законодателем мер, а также дополнительные разработки, рекомендованные для внедрения в практику работы организаций.
Минтруд России отмечает, что при разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Разумеется, работодателям можно учитывать собственные возможности и потребности при разработке комплекса мер по борьбе с коррупцией. Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, на крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение с количеством сотрудников пропорционально численности работников организации.
Минтруд России рекомендует в качестве альтернативного подхода, - когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий), - функции по предупреждению коррупции распределить между или полностью возложить на сотрудников одного из следующих структурных подразделений:
- подразделение комплаенса (система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения законодательства, предписаний регуляторов и контролирующих организаций, внутренних документов и т.п.);
- подразделение внутреннего контроля и безопасности;
- юридическая служба;
- кадровое подразделение;
- подразделение внутреннего аудита и др.
Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В связи с этим целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.
Возложение функций на подразделение оформляется путем издания локального нормативного акта (например, положения об отделе, службе) и соответствующего приказа. Допустимо также регламентировать деятельность подразделений и специалистов в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры.
Возложение дополнительных обязанностей на работника оформляется путем издания приказа и заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Если функционал работника увеличивается, ему следует установить доплату в порядке ст. 151 ТК РФ. В том случае, если данный функционал изначально заложен в трудовую функцию работника (включен в должностную инструкцию и трудовой договор), то оплата выполнения этих обязанностей предусмотрена должностным окладом работника и дополнительному возмещению не подлежит.
Обязанности работника могут быть включены в должностную инструкцию, трудовой договор или оговорены в приказе работодателя.
Минтруд России также рекомендует обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.
При разработке локальных нормативных актов, регламентирующих работу указанных структурных подразделений или специалистов, следует иметь в виду, что функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:
- разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
- участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
- сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
- выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
- проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
- взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
- участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
- проверку добросовестности контрагентов;
- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
- мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
- обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
- регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовку соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.
Минтруд России рекомендует при разработке положения о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, руководствоваться Примерным положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, размещенным на его официальном сайте и доступным по ссылке: https://rosmintrud.rU/ministry/programms/anticorruption/015/1. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание особые запреты, ограничения, требования и обязанности, установленные законодательством РФ для работников указанных категорий организаций и не предусмотренные для работников остальных организаций.
В государственных и муниципальных органах, иных субъектах может быть предусмотрено создание иных подразделений, служб и комиссий, выполняющих функции по борьбе с коррупцией.
Так, в федеральных государственных органах формируются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. 7, 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821), назначаются ответственные лица для внесения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 N 228 "О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия").
Должен ли быть в организации сотрудник, ответственный за сообщение сведений о приеме на работу лица, ранее замещавшего должности государственной или муниципальной службы?
Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (см. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"), в течение 2 лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, определен порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (далее соответственно - трудовой договор, гражданско-правовой договор, гражданин), представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Порядком предусмотрено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Таким образом, целесообразно назначить приказом ответственного сотрудника службы персонала, который контролировал бы прием работников (заключение гражданско-правовых договоров) и выполнял обязанности по своевременному направлению сообщений о заключении договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими.