§ 1. Отправка информации на личный электронный почтовый ящик
Многие работники довольно легкомысленно относятся к возможности отправить рабочую информацию на личный почтовый ящик (свой, коллеги и т.п.). При этом им не приходит в голову, что, по сути, они направляют конфиденциальную информацию третьим лицам, ведь даже у бесплатных почтовых ящиков всегда есть владелец, и гарантий, что он не имеет доступа к информации, находящейся в почтовых ящиках пользователей, нет. На это неоднократно обращали внимание суды (см., например, Апелляционные определения Свердловского областного суда от 02.10.2018 N 33-17667/2018, Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2017 N 33-23595/2017).
Как указывает Государственная инспекция труда в г. Москве (письмо от 25.11.2020 N ПГ/55805/10-45281-ОБ/18-1193), работодатель должен разработать локальные документы, определяющие перечень информации, признаваемой служебной или коммерческой тайной, режим коммерческой тайны и меры ответственности за его нарушение (целесообразно включить в этот документ формулировки, содержащие прямой запрет на отправку такой информации по электронной почте третьим лицам и на личные адреса работников). В электронной форме информация должна передаваться по защищенным каналам связи в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в положении о коммерческой тайне, доведенном до сотрудника под роспись, должны содержаться прямые и недвусмысленные формулировки о том, что со своего корпоративного почтового ящика отправлять информацию на личные почтовые ящики сотрудников, в том числе на свой собственный, нельзя. Также не рекомендуется отправлять сведения на личные почтовые ящики клиентов (за исключением случаев, когда использование конкретного ящика дополнительно оговорено, например, он указан в качестве принадлежащего клиенту и используемого для обмена информацией в соответствующем договоре).