Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

§ 2. Требования к вежливости и недопустимости грубости

style="max-height: 50vh;">
§ 2. Требования к вежливости и недопустимости грубости

Трудовое законодательство РФ обязывает работников надлежащим образом выполнять возложенные на них трудовые обязанности и предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной ответственности лиц при ненадлежащем их выполнении. Однако много вопросов вызывает не качество самого труда, не выполнение обязанностей по своевременному приходу и уходу на работу, а поведение на рабочем месте, соответствующее моральным критериям, законодательно не закрепленным (вежливое общение с коллегами и клиентами, недопустимость использования бранных слов и ненормативной лексики и т.п.), соблюдение этических норм.
Например, продавец в магазине выполняет все свои трудовые обязанности, у него нет недостачи, но в разговоре с покупателями он использует ненормативную лексику и периодически переходит на крик. Свои трудовые обязанности по реализации товара и обеспечению сохранности денежных и материальных ценностей он при этом не нарушает, однако притоку покупателей в магазин явно не способствует.
Что можно сделать в этом случае?
Минтруд России (письмо от 16.09.2016 N 14-2/В-888) указал, что если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия. Работник должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью (ст. 22 ТК РФ).
Подтверждение возможности потребовать от работников вежливого поведения на работе можно найти в судебных актах.

Так, контролер отдела по организационной работе с посетителями О. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей и нарушением ПВТР, выразившихся в грубом и неуважительном (некорректном) поведении по отношению к руководителю отдела творческих коллективов и клубных формирований. Судом установлено, что при осуществлении проверки деятельности контролеров начальником отдела С. в адрес О. было сделано замечание, что ею не у всех участников творческих коллективов проверяются пропуска. На данное замечание О. ответила: "Если не верите, то проверяйте сами". В объяснении О. обстоятельства произошедшего не оспаривала, указала, что учтет свою ошибку, в дальнейшем будет более корректной.
Суд указал, что в соответствии с должностной инструкцией контролер в своей работе руководствуется ПВТР. Контролер должен уметь общаться с людьми, быть коммуникабельным. Согласно ПВТР работники учреждения обязаны уважительно относиться к посетителям учреждения, обеспечивать высокую культуру их обслуживания, а также уважительно относиться к другим работникам и администрации. В Кодексе этики служебного поведения закреплено правило, что в служебном поведении работника недопустимы грубость, проявления пренебрежительного тона, заносчивость, предвзятые замечания, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Суд сделал вывод о нарушении О. требований локальных нормативных актов ответчика.
См.: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.10.2017 N 33-17652/2017.
Еще в одном случае ПВТР было установлено, что работник обязан работать честно и добросовестно, использовать все рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности (функции), проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдать трудовую дисциплину. В ходе работы М. допустил некорректное обращение к Е., начал на повышенных тонах нецензурно выражаться в ее адрес и угрожать, в результате чего она вынуждена была выйти из кабинета, испугавшись, что М. ударит ее. В следующий раз М. проявил неуважение к начальнику управления имущественных отношений, и.о. начальника управления регионального развития Ч. и начальнику службы управления персоналом Г., выразившееся в нецензурной брани, а также умышленном унижении чести и личного достоинства. На просьбу остановиться и пояснить свое поведение М. выразился нецензурной бранью и вышел из кабинета. М. был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение ПВТР, что было признано судом правомерным.
См.: Определение Московского городского суда от 13.04.2016 N 4г-2734/2016.

И, разумеется, с ПВТР, предусматривающими обязанность этичного поведения, как и с любым другим локальным нормативным актом, устанавливающим подобные требования, работник должен быть ознакомлен под роспись. Суды не поддерживают мнение работодателей, что вежливость должна быть присуща работникам сама по себе и дополнительно устанавливать ее критерии и обязанность их соблюдать - нет необходимости. Поскольку привлечение к дисциплинарной ответственности возможно только за совершение дисциплинарного проступка, а именно - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ), соответственно, с обязанностью придерживаться правил корректного поведения работника также следует ознакомить.

К такому выводу, в частности, пришел Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Определение от 30.04.2020 N 88-8574/2020): "С. в течение рабочего времени было допущено нарушение принципа уважительного отношения между работниками, который закреплен в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников Учреждения ответчика, однако, поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком не был доказан факт надлежащего ознакомления истца с указанным выше локальным актом работодателя - Кодексом этики и служебного поведения... ответчиком не доказано совершение истцом дисциплинарного проступка, вмененного ему оспариваемым приказом, а именно не доказано наличие вины истца в нарушении локального нормативного акта".

Во избежание возможных недоразумений или затруднений квалификации поступков работников мы рекомендуем в ПВТР предусматривать четкие рекомендации относительно того, что поведение работника как с клиентами, так и с коллегами должно соответствовать общепринятым нормам вежливости, недопустимости грубости и хамства, разговоров на повышенных тонах и т.п. Пример формулировок мы приводим в предлагаемом образце ПВТР (см. приложение N 1), которые вы можете использовать как для первоначального утверждения ПВТР, так и для внесения в него изменений и дополнений.

style="max-height: 50vh;">
правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:


Copyright 2009 - 2021г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!