Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 3. Защита трудовых прав работников профессиональными
союзами

Защита профсоюзами трудовых прав работников - это способ защиты трудовых прав, основанный на объединении граждан в профсоюзы, которые призваны отстаивать их интересы перед работодателями, местным самоуправлением, государством.
Глава 58 ТК РФ посвящена защите трудовых прав работников профсоюзами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов.
Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Для осуществления контроля профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 22 ноября 2011 г. N 7-15 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов <1>. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда. Следует также отметить, что правовые и технические инспекции труда могут создаваться межрегиональными, а также территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, действующими на территориях субъектов РФ. Их полномочия определяются положениями, принимаемыми в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объединений профессиональных союзов.
--------------------------------
<1> Текст Постановления официально опубликован не был. "Гарант".

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
В защите трудовых прав работников определенную роль играет принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников) в случаях, предусмотренных ТК РФ. Следует отметить, что система учета мнения профсоюзного органа - это относительно ослабленная процедура по сравнению с согласованием, которая была закреплена ранее КЗоТ РФ и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности". То есть, другими словами, действующий ТК РФ превратил профсоюз из органа согласительного характера при увольнении и при принятии локальных актов в орган совещательный, т.е. лишь с запросом работодателем мнения профсоюзного органа, которое он может фактически и не учитывать.
Учет мнения профсоюзного органа установлен в ТК РФ: например, привлечение работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ); утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) и др. Большое значение придается участию выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) при расторжении с работниками трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям (п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Статьей 373 ТК РФ установлен порядок учета мотивированного мнения этого профсоюзного органа при расторжении с работником - членом профсоюза трудового договора по инициативе работодателя по указанным основаниям.
Учет мнения профсоюзного органа об увольнении работников происходит в следующем порядке: при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником по одному из указанных оснований работодатель направляет соответствующему выборному органу первичной профсоюзной организации проект приказа об увольнении и документы, являющиеся основанием для принятия решения об увольнении работника. Например, направляются изменение штатного расписания и отказ работника от перевода на другую работу при увольнении по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или решение аттестационной комиссии и соответствующая документация об отсутствии вакансий для трудоустройства при увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо копия приказа о дисциплинарном взыскании, ранее объявленном работнику, и докладная записка о допущенном им вновь нарушении трудовой дисциплины, объяснительная записка работника либо акт об отказе дать объяснение при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов профсоюзный орган рассматривает представление работодателя и направляет ему в письменной форме свое мотивированное, т.е. обоснованное определенными доводами, мнение. Это особенно важно при несогласии с работодателем по вопросу об увольнении работника. В данном случае приобретает значение: 1) срок рассмотрения и направления работодателю мотивированного мнения - в течение семи дней; 2) обоснование принятого мнения; 3) его письменная форма.
Если указанный профсоюзный орган выразил несогласие с увольнением, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. Результаты консультаций оформляются соответствующим протоколом.
В случае, когда общее согласие по результатам консультаций не достигнуто, работодатель по истечении десяти рабочих дней может принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право на расторжение трудового договора с работником не позднее одного месяца после получения мотивированного мнения профсоюзного органа.
Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Работодатель при несогласии с указанным предписанием имеет право обжаловать его в суд. Обращение в государственную инспекцию труда не является препятствием для работника или профсоюзного органа в осуществлении их права обжаловать увольнение работника непосредственно в суд.
Судебная практика. Б.Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к МБУК ЦКД "Восход" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда. Согласно трудовому договору и записи в трудовой книжке истица была принята на работу в должности балетмейстера МБУК ЦКД "Восход". 27 марта 2015 г. Б.Г.И. была ознакомлена с приказом "О сокращении штата работников" и ей было вручено уведомление о сокращении занимаемой должности балетмейстера.
Б.Г.И. указала в исковом заявлении, что является членом профсоюза, но ответчик не обратился за мотивированным мнением выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с действующим законодательством. В первичную профсоюзную организацию не направлялся проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия решения о сокращении ее должности.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела и имеющиеся доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 Кодекса.
В материалах дела имелся ответ профессионального союза работников культуры, из которого следует, что МБУК ЦКД "Восход" нарушило порядок уведомления профсоюзного органа о предстоящем сокращении: о сокращении не сообщил, проекты приказов и копии штатного расписания не предоставил, мотивированного мнения профкома не запрашивал.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе. Суд пришел к выводу, что у ответчика не было законных оснований увольнения Б.Г.И. <1>.
--------------------------------
<1> Решение Волжского районного суда Самарской области от 28 ноября 2015 г. по делу N 2-3578/2015 // https://rospravosudie.com/court-volzhskij-rajonnyi-sud-samarskaya_oblast-500078416/.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, обоснование необходимости принятия подобного акта, а также содержащихся в нем положений в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме.
Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.
Трудовым законодательством установлены гарантии по защите прав работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Гарантии этим работникам основаны на международных актах в области труда. Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) устанавливает, что представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями. Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.
Частью 1 ст. 28 Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 г.) установлено, что для эффективной реализации представителями работников права осуществлять свои функции государства - члены Совета Европы обязаны обеспечивать представителей работников эффективной защитой от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за их общественную деятельность.
Предоставляемые ст. 374 ТК РФ гарантии необходимы по причине того, что профсоюзные работники по роду своей деятельности должны противостоять работодателю, разъяснять другим работникам их права и обязанности, не допускать ущемления трудовых прав работников. Это и является главной причиной, побуждающей работодателей избавиться от неудобных для них профсоюзных лидеров, нейтрализовать их активность.
В то же время по сравнению с законодательством о профессиональных союзах объем гарантий, предоставляемых работникам - членам выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, существенно снижен. Сделано это в целях гармонизации трудовых отношений исходя из принципов и норм, заложенных в Конституции РФ.
Следует отметить, что конституционные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от работы, неоднократно проверялись Конституционным Судом РФ. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 КЗоТ РФ и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово" <1>. В соответствии с данным Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в той части, в которой ими не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 745.

На этом же основании Определением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Лотос" на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 374 ТК РФ" <1> положение ч. 1 ст. 374 ТК РФ, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, признано не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6146.

В отношении ч. 1 ст. 374 ТК РФ Конституционный Суд РФ вынес Определение от 4 декабря 2003 г. N 421-О "По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации" <1>. В нем указано, что норма ч. 1 ст. 374 ТК РФ, предусматривающая увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической (предпринимательской) деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение такого работника.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 404.

В связи с приведенными позициями Конституционного Суда РФ в ст. 374 ТК РФ были внесены изменения.
Увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. 2 или 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Это означает, что работодатель при решении вопроса об увольнении соответствующих работников по указанным основаниям обязан обратиться в вышестоящий профсоюзный орган.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному п. п. 2 или 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.
Исходя из этого, работодатель вправе произвести увольнение без учета решения выборного профсоюзного органа в случае, если:
1) вышестоящий выборный профсоюзный орган не представил свое мнение в установленный законом срок;
2) решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.
Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.
Иначе решается вопрос об увольнении по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В этом случае мотивированное мнение должен будет высказать соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган. Указанный орган рассматривает запрос работодателя в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. По истечении указанного срока соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.
Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.
Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.
В течение 10 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.
Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов.
Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением. В коллективном договоре могут быть предусмотрены случаи освобождения от работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы на время краткосрочной профсоюзной учебы.
В рамках защиты трудовых прав работников профессиональными союзами необходимо отметить дело Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) "Даниленков и другие против России" <1>. Заявителями (32 человека) по данному делу являлись члены Калининградского отделения Союза докеров России (далее - СДР), образованного в 1995 году в качестве альтернативы традиционно существовавшему Союзу работников морского транспорта. В 1996 году СДР участвовал в подписании коллективного договора, который предусматривал более высокую оплату и лучшие условия труда. Количество членов в СДР быстро росло и в октябре 1997 года составило 275 человек - это больше половины работников калининградских доков.
--------------------------------
<1> Danilenkov and others v. Russia, 30.07.2007. European Court of Human Rights Database HUDOC.

В октябре 1997 года СДР провел неудачную забастовку. Заявители утверждали, что с тех пор они подвергались притеснению и дискриминационному к себе отношению со стороны руководства. Организация труда подверглась таким изменениям, которые повлекли отстранение членов СДР с наиболее прибыльных работ, что привело к существенному падению их доходов. Докерам, вышедшим из СДР, было разрешено вернуться на более высокооплачиваемые участки работы. Заявители привели примеры предвзятого к ним отношения со стороны руководства, следствием которого было сокращение к концу 2001 года числа членов СДР до 24. Все эти работники были уволены по сокращению штатов. К 2002 году СДР прекратил свое существование в морском порту Калининграда.
СДР обратился в суд с исковым заявлением от имени своих членов. Наряду с этим СДР обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении руководства уголовного дела за политику дискриминации, проводимую последними по признаку членства в профсоюзе. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, поскольку предварительное следствие не выявило намерения со стороны руководства подвергать кого-либо дискриминации. В мае 1999 года районный суд г. Калининграда отклонил иск СДР в связи с его необоснованностью. Калининградский областной суд вынес решение по кассационной жалобе, признав, что определение суда первой инстанции не было ни законным, ни обоснованным, и направил дело на новое рассмотрение.
В марте 2000 года районный суд постановил, что СДР не смог доказать намерение руководства подвергнуть заявителей дискриминации. Далее суд отметил, что снижение уровня доходов истцов частично было связано с выполнением ими своих служебных обязанностей, а частично - с общим сокращением объема грузов, прибывающих в порт. Рассматривая дела по кассационной жалобе заявителей, Калининградский областной суд пришел к выводу об отсутствии у него компетенции рассматривать данное дело, поскольку вопрос о том, имела ли место дискриминация или нет, мог быть разрешен в ходе производства по уголовному делу. Иными словами, Калининградский областной суд оставил в силе решение районного суда.
В 2001 году заявители инициировали новое судебное производство, намереваясь получить подтверждение того, что их права на равную оплату за равный труд и доступ к работе были нарушены. Однако мировой судья отклонила их исковое заявление за неподсудностью.
В итоге ЕСПЧ в данном резонансном деле, связанном с нарушением права незаконно уволенных ЗАО "Морской торговый порт Калининград" профсоюзных активистов на объединение, присудил компенсацию морального ущерба в размере 2 500 евро в отношении каждого истца.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!