Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 3. Советское трудовое законодательство.
Развитие постсоветского трудового права в 90-е гг. XX в.

Условно развитие советского трудового законодательства можно разделить на следующие периоды:
1) трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917 г. - начало 20-х гг. XX в.);
2) трудовое законодательство в период нэпа (начало - конец 20-х гг. XX в.);
3) трудовое законодательство периода форсированного развития страны (начало 1930-х - середина 1950-х гг.);
4) трудовое законодательство в середине 1950-х - середине 1980-х гг.;
5) трудовое законодательство в период перестройки (середина 80-х гг. XX в. - 1991 г.). Здесь же мы рассмотрим и развитие постсоветского трудового законодательства в 90-е гг. XX в.
3.1. Трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917 - начало 20-х гг. XX в.). В качестве самостоятельной и одной из важнейших отраслей права и законодательства трудовое право сформировалось именно в советский период <1>. Новая советская власть позиционировала себя в качестве диктатуры пролетариата. В этой связи первые же ее мероприятия в сфере регулирования трудовых отношений носили ярко выраженный прорабочий характер. На второй день после Октябрьского переворота был создан Народный комиссариат труда (НКТ) РСФСР во главе с А.Г. Шляпниковым. Начало формированию советского трудового законодательства было положено Декретом СНК о 8-часовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г. <2> Этим же Декретом вводилась 48-часовая рабочая неделя, предусматривалось сокращенное рабочее время на особо вредных для здоровья работах, запрещался ночной труд женщин. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР об отпусках от 14 июня 1918 г. было декретировано право на двухнедельный отпуск за год работы при условии шести месяцев непрерывной работы <3>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Андрюшкин Е.А. История трудового законодательства СССР и политика советского правительства в области трудовых ресурсов. М., 2012; Борисова Л.В. Трудовые отношения в Советской России (1918 - 1924 гг.). М., 2006; Волкова О.Н. История развития советского трудового законодательства. М., 1986; Горшенин Е.П. Кодификация законодательства о труде. Теоретические вопросы. М., 1967; Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право. М., 2011. С. 29 - 56; Памятники российского права: В 35 т. / Под общ. ред. Р.Л. Хачатурова, А.М. Лушникова. М., 2016. Т. 26; и др.
<2> См.: СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 10.
<3> См.: СУ РСФСР. 1918. N 43. Ст. 527.

Одновременно готовился проект первого советского Кодекса законов о труде (КЗоТа) 1918 г., который стал одним из первых советских кодексов. КЗоТ 1918 г. <1> имел 9 разделов, 137 статей, а также введение и 5 приложений. Его структура была весьма своеобразной. Всю общую часть заменяло достаточно идеологизированное Введение, а раздел I был посвящен трудовой повинности. Следующий раздел посвящался праву на применение труда. Сочетание обязанности трудиться с правом на труд составляло достаточно необычную конструкцию обязанности-права. Раздел III определял порядок применения труда, а раздел IV - предварительное испытание. Разделы с V по IX были посвящены соответственно: переводу и увольнению трудящихся; вознаграждению за труд; рабочему времени; обеспечению надлежащей производительности труда; охране труда. В состав Кодекса было включено 5 приложений, разъясняющих нормы отдельных статей Кодекса. Это: Правила о порядке установления нетрудоспособности (к ст. 5); Правила о выдаче пособий трудящимся во время их болезни (к ст. 78); Правила о безработных и выдачи им пособий (к ст. 79); Правила о трудовых книжках (к ст. 80); Правила о еженедельном отдыхе и о праздничных днях (к ст. 104). Необычно то, что время отдыха регламентировалось нормами раздела о рабочем времени и приложением к ст. 104. Отсутствовали разделы о трудовом договоре, коллективных договорах, трудовых спорах, контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства, дисциплинарной и материальной ответственности. Практически отсутствовала и полноценная общая часть. В то же время непосредственно в Кодексе регулировались многие вопросы, связанные с социальным обеспечением (о порядке установления нетрудоспособности и др.).
--------------------------------
<1> См.: СУ РСФСР. 1918. N 86 - 87. Ст. 905.

Для КЗоТ 1918 г. были характерны черты, в той или иной мере присущие всему советскому трудовому законодательству в дальнейшем:
1) идеологизированность. Конечно, трудовое законодательство по определению зависит от социально-политических факторов, но в советской России на первое место выдвинулась именно идеология. Уже в п. V Введения КЗоТ 1918 г. указывалось: "В предприятиях и хозяйствах, применяющих труд в форме организованного сотрудничества... трудящимся должно быть представлено под руководством Центральной Советской власти самое широкое самоуправление, на котором одном может быть основано плодотворное воспитание трудящихся масс в духе социалистического и коммунистического строя". С этим связана определенная декларативность первого КЗоТа, часть норм которого носила характер благих пожеланий, не подкрепленных объективными возможностями их осуществления;
2) легализация и регламентация принудительного труда, что иногда не без основания называют "первородным грехом" или "родимым пятном" советского трудового законодательства. Еще в январе 1918 г. III Всероссийским съездом Советов была принята Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая предусматривала всеобщую трудовую повинность. Первоначально она применялась, по официальной терминологии, в отношении нетрудящихся классов, эксплуататоров или богатых, но постепенно распространилась на всех трудоспособных граждан с 16 лет. В первом КЗоТе это было выражено особенно четко. Символично, что раздел I назывался "О трудовой повинности", а завершающий его раздел IX - "Об охране труда". Вместе с тем КЗоТ 1918 г. ввел дифференциацию по классовому признаку, установив трудовую повинность в форме принудительного привлечения к выполнению общественных работ в отношении лиц, не занятых общественно полезным трудом, для "нетрудящихся классов, паразитических слоев общества". Впрочем, трудовая повинность в тот период уже ничем не отличалась от обязанности трудиться, и ее должны были отбывать все трудоспособные граждане. Все не имевшие работы объявлялись лицами "без определенных занятий" и направлялись на общественные работы наравне с "буржуями". В период военного коммунизма трудовая повинность стала просто всеобщей на основании Декрета Совнаркома РСФСР от 29 января 1920 г. "О всеобщей трудовой повинности" <1>.
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1920. N 8. Ст. 49.

На смену субъектной дифференциации по классовому признаку пришел принцип равенства привлечения к труду, причем трудовая повинность осуществлялась независимо от наличия постоянной работы в форме выполнения труда фактически сверхурочно и бесплатно. Переводы без согласия работника стали не исключением, а правилом.
Уклонение от учета и явки по трудовой повинности, самовольное оставление работы признавались либо административным проступком, либо уголовным преступлением (злостные и повторные нарушения). Характерно, что за проведением трудовой повинности в жизнь следил Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским;
3) имела место преимущественно публично-правовая составляющая советского трудового права, в отдельные периоды полностью исключающая договорные начала. В КЗоТе 1918 г. даже отсутствовало само понятие трудового договора;
4) большой массив подзаконных актов, которые корректировали, а нередко вытесняли и изменяли нормы КЗоТ. Так, Общие положения о тарифе от 17 июня 1920 г. <1> фактически заменили КЗоТ 1918 г., хотя формально последний не был отменен. Например, на предприятиях, выпускающих продукцию оборонного назначения, были введены обязательные сверхурочные работы и работы в ночное время для женщин и несовершеннолетних. Впрочем, еще Постановлением НКТ РСФСР от 4 октября 1919 г. большинство прогрессивных ограничений в применении труда отдельных категорий работников, предусмотренных КЗоТ 1918 г., временно отменялось в условиях Гражданской войны;
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1920. N 61 - 62. Ст. 276.

5) в первом КЗоТе было ярко выраженное уравнительное начало, выражавшееся, в частности, в запрете труда по совместительству. Направленность Кодекса на обеспечение принудительности и уравнительности была очевидна изначально.
При этом трудовые права мужчин и женщин впервые были уравнены. В то же время беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны были устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни (ст. 78 и приложение к ней). При этом размер пособий для беременных и рожениц устанавливался особым Постановлением Народного комиссариата труда (НКТ). Впрочем, специальный раздел о регулировании труда женщин и подростков в КЗоТ 1918 г. отсутствовал. Это отвечало общей идеологии нового Кодекса и всего советского законодательства.
Согласно п. II Введения КЗоТ 1918 г. его нормы распространялись "на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение".
Декретом СНК РСФСР от 15 октября 1921 г. социальное страхование стало осуществляться за счет средств работодателей, а 9 декабря 1921 г. Декретом "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве" пособие по материнству устанавливается в размере фактического заработка <1>.
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1921. N 76. Ст. 627; N 79. Ст. 682.

3.2. Трудовое законодательство в период нэпа (начало - конец 20-х гг. XX в.). Уже в конце 1920 - 1922 гг. принимается ряд прогрессивных нормативных правовых актов. В их числе Декрет СНК РСФСР "О коллективных договорах" (от 23 августа 1922 г.) <1>, Основные положения о тарифах, одновременно отменяется трудовая повинность и связанная с ней трудовая мобилизация. Резко уменьшается степень милитаризации труда. На протяжении всего 1921 г. трудовые армии, созданные на базе воинских объединений в 1920 г. и доходившие до 180 тыс. человек, непрерывно сокращались, а 30 декабря 1921 г. принимается решение об их расформировании. Помимо учета реалий мирного времени, это означало и признание новой властью неэффективности военизированного принудительного труда.
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1922. N 54. Ст. 889.

В 1922 г. процесс обновления трудового законодательства стал еще более интенсивным. В данный период были приняты акты, расширяющие свободу труда. В них делался акцент на договорные начала в правовом регулировании отношений в сфере труда <1>. Однако это разрушало целостность мобилизационной модели регулирования трудовых отношений. Появление указанных актов, несмотря на всю их актуальность, в то же время способствовало и росту бессистемности трудового законодательства. Помимо лежавших в основе КЗоТ 1918 г. и неактуальных в условиях нэпа принципов принудительности и уравнительности, данный Закон страдал неполнотой и не давал по некоторым вопросам даже основных положений.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 3 марта 1922 г. "О порядке найма и увольнения рабочих и служащих" // СУ РСФСР. 1922. N 22. Ст. 236; Положение СНК РСФСР от 18 июля 1922 г. "О примирительных камерах и третейских судах" // СУ РСФСР. 1922. N 54. Ст. 683.

Как уже указывалось, в Кодексе 1918 г. не были закреплены такие важные отраслевые институты, как коллективный и трудовой договор, трудовые споры, отсутствовали нормы о профсоюзах. Серьезным недостатком КЗоТ 1918 г. также являлся декларативный характер многих его положений, о чем мы уже неоднократно указывали выше.
Таким образом, в начале 20-х гг. XX в. перед законодателем стояла задача сделать Кодекс о труде более последовательным, не формально, а реально действующим, максимально приближенным к социально-экономическим условиям эпохи нэпа.
Принятие нового КЗоТ РСФСР 1922 г. <1> означало в какой-то степени возвращение в рамки цивилизационного подхода к трудовым отношениям. Новая экономическая политика Советского государства потребовала и новации трудового законодательства. Это стало первой и важнейшей предпосылкой принятия нового Кодекса. Невозможность применения строго централизованного, основанного на трудовой повинности трудового законодательства в данных условиях стало просто очевидным. В то же время одной из главных политических причин принятия КЗоТ 1922 г. было ожидание грядущей европейской революции, повышение привлекательности советской модели трудового права для "мирового пролетариата".
--------------------------------
<1> СУ РСФСР. 1922. N 70. Ст. 903.

В КЗоТе РСФСР 1922 г. было первоначально 17 глав и 192 статьи. Он был гораздо лучше структурирован, чем его предшественник, содержавший всего 9 разделов и 137 статей. Существенно лучше была и его юридическая техника. В частности, из нового Кодекса были исключены приложения к статьям, выносимые в конец текста. От существовавшего ранее обязательного для всех тарифа произошел переход к установлению только минимальной зарплаты и ставки оплаты за сверхурочные работы. Реабилитировались договорные начала (впервые на уровне Кодекса были легализованы трудовой договор и коллективный договор), причем условия всех договоров и соглашений о труде не должны были ухудшать положение работников по сравнению с нормами, установленными КЗоТ, и в противном случае они признавались недействительными. Без согласия работника не допускался перевод на другую работу, в том числе изменение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором. Произошел отход от твердо фиксированного рабочего времени в сторону установления максимального 8-часового рабочего дня, причем в коллективных и трудовых договорах могло быть установлено дальнейшее его сокращение.
Наконец, КЗоТ 1922 г. был гораздо менее прямолинеен и идеологизирован, носил в целом компромиссный характер, выполняя не только социально-защитную, но и экономическую функцию. Первоначально действие Кодекса распространялось на территорию всех советских республик. Так, другие советские республики по "дружественному предложению" согласно Постановлению ВЦИК РСФСР от 9 ноября 1922 г. ввели на своей территории КЗоТ РСФСР без изменений. Затем свои КЗоТы на основе российского приняли Украина (КЗоТ УССР 1922 г.), Белоруссия (КЗоТ БССР 1929 г.), Узбекистан (КЗоТ УзССР 1929 г.). В свою очередь, КЗоТ УССР действовал на территории Молдавской АССР до преобразования ее в августе 1940 г. в союзную республику и продолжил действие и в Молдавской ССР. После преобразования Таджикской АССР в союзную республику в 1929 г. в ней продолжал действовать КЗоТ УзССР. Отметим, что все эти Кодексы мало чем отличались от КЗоТ РСФСР.
Кодекс 1922 г. сохранил комплекс норм, принятых еще в 1918 г., которые защищали интересы работников. Их можно отнести к своеобразному "золотому фонду" советского трудового права. Это закрытый перечень оснований увольнения по инициативе работодателя, 8-часовой рабочий день, минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, запрет детского труда и охрана труда женщин и несовершеннолетних, ограничение сверхурочных работ, оплачиваемый отпуск по беременности и родам и др. Достаточную правовую регламентацию впервые получили коллективные договоры, гарантии и компенсации, деятельность профсоюзов. Был закреплен принцип паритетного разрешения трудовых споров, что отразилось на порядке формирования и деятельности расчетно-конфликтных комиссий (РКК), примирительных камер и третейских судов. Две главы - "О коллективных договорах" (IV, ст. ст. 15 - 26) и "О трудовом договоре" (V, ст. ст. 27 - 49) - не имели аналогов в предыдущем Кодексе. При приеме на работу было разрешено проводить предварительные испытания (ст. ст. 38 - 39), расширялся круг оснований увольнения (ст. 47).
В КЗоТе 1922 г. впервые появилась специальная глава XIII "Труд женщин и несовершеннолетних". В этом Кодексе были сохранены нормы об освобождении беременных женщин от трудовой повинности, как и женщин, кормящих грудью, а также имеющих детей до 8 лет, при отсутствии лиц, ухаживающих за ними (ст. 13). Для беременных и кормящих матерей запрещались ночные и сверхурочные работы, женщины освобождались от физического труда на 8 недель до и 8 недель после родов, а от конторского соответственно на 6 недель. Устанавливались дополнительные перерывы для кормления ребенка, а с 5-го месяца беременности запрещались командировки без согласия работницы (ст. ст. 131 - 134).
Декретом СНК СССР от 10 ноября 1928 г. "О сокращенном рабочем дне" <1> для лиц, занятых на особо тяжелых и вредных работах, был введен сокращенный шестичасовой рабочий день, а в отдельных случаях даже 4- и 3-часовой. С принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 2 января 1929 г. о семичасовом рабочем дне <2> начались практические мероприятия по переходу на семичасовой рабочий день. К 1 октября 1933 г. на такой рабочий день были переведены все предприятия промышленности, связи и коммунального хозяйства, часть предприятий транспорта. Восьмичасовой рабочий день сохранился на сезонных работах, в строительстве, торговле, сельском хозяйстве и др. Наконец, для служащих Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. <3>, в соответствии со ст. 95 КЗоТ, вводится 6-часовой рабочий день.
--------------------------------
<1> Известия НКТ СССР. 1928. N 51 - 52.
<2> СЗ СССР. 1929. N 4. Ст. 30.
<3> СЗ СССР. 1931. N 67. Ст. 448.

КЗоТ 1922 г. изначально не был рассчитан на длительный период действия. С образованием СССР трудовое законодательство было отнесено к совместному союзно-республиканскому ведению. В связи с этим 6 июля 1923 г. создается Народный комиссариат труда (НКТ) СССР. Он руководил республиканскими наркоматами, в том числе НКТ РСФСР. В перспективе планировалось разработать и принять КЗоТ СССР, проект которого был подготовлен уже в 1925 г.
Забегая вперед, отметим, что в условиях свертывания нэпа в 1930 г. была реанимирована идея о необходимости союзного КЗоТа, но работа опять не была доведена до конца. В конце 30-х - начале 40-х гг. работала специальная комиссия во главе с Д.М. Генкиным, которая разработала проект КЗоТ СССР, но после начала Великой Отечественной войны вопрос был снят с повестки дня. В 1946 г. Совет Министров СССР рассмотрел вопрос о создании комиссии для подготовки Основ законодательства СССР о труде. Впрочем, союзный КЗоТ так и не был принят, а до принятия Основ законодательства СССР о труде (1970 г.) прошло еще много лет.
3.3. Трудовое законодательство периода форсированного развития страны (начало 1930-х - середина 1950-х гг.). Постепенно в трудовом законодательстве возобладали административные начала, а договорный элемент был фактически вытеснен. Главной целью стало обеспечение форсированного развития экономики. Созданная в 1930 г. система ГУЛАГа была просто выведена из правового поля и не регулировалась трудоправовыми нормами. По некоторым данным, уже к 1940 г. через лагеря прошли около 8 млн человек, а к 1953 г. эта цифра составляла до 18 млн человек. Только по официальным данным, около 2 млн 750 тыс. из них умерло в заключении, часто от непосильного труда <1>.
--------------------------------
<1> См.: Эпплбаум Э. ГУЛАГ. М., 2015. С. 575 - 578 и др.

В первой половине 30-х гг. произошел своеобразный "великий перелом" в советском трудовом праве. Он ознаменовал его преимущественную ориентацию на решение производственных задач. С 1930 - 1931 гг. упростилось привлечение работников к работе в выходные дни, а заработная плата стала выдаваться во внерабочее время (а не в рабочее, как того требовал КЗоТ). Увольнения по собственному желанию не запрещались, но "летуны" (лица, склонные к частой смене места работы) могли быть лишены пособия по безработице, продуктовых карточек и выселены из ведомственного жилья. Эти меры вводились преимущественно подзаконными актами по производственной необходимости и даже со ссылкой, что особенно цинично, на "просьбы трудящихся". Утверждение Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. трудовых книжек для всех работников, проработавших более 5 дней, имело ярко выраженный административный ("в целях учета рабочей силы") и даже карательный характер (выявить "не привлеченных к работе").
Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦ от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" <1> стаж непрерывной работы, дающий право на получение очередного отпуска, был увеличен с пяти с половиной (ст. 114 КЗоТ 1922 г.) до 11 месяцев. Для "летунов, лодырей, прогульщиков", по официальной терминологии, предусматривался целый пакет карательных мер. Это, в частности, уменьшение социально-страховых выплат, выселение из ведомственного жилья, меры "общественного" воздействия и др. В нарушение действующего КЗоТа 1922 г. Постановлением СНК СССР от 25 октября 1940 г. <2> было разрешено использовать труд женщин без ограничений во всех отраслях горнодобывающей промышленности, за исключением особо тяжелых физических работ.
--------------------------------
<1> СП СССР. 1939. N 1. Ст. 1.
<2> СП СССР. 1940. N 30. Ст. 730.

Сфера применения женского труда к началу 40-х гг. расширилась настолько, что почти сравнялась с аналогичной мужской сферой. При этом в 1939 г. декретный отпуск был сокращен до 63 дней по сравнению с ранее установленными 16 неделями (сокращение почти на 40%). Еще в 1933 г. запрещалось улучшать положение работников по сравнению с установленным законодательством. Примирительные камеры и третейские суды, как и трудовые сессии народных судов, к концу 30-х гг. ликвидируются. Распространенной практикой стало принятие норм, противоречащих КЗоТ 1922 г., решениями правительства (Советом народных комиссаров СССР), принимаемыми самостоятельно или совместно с двумя общественными организациями (ЦК большевистской партии и Всесоюзным центральным советом профсоюзов (ВЦ)). Переводы работников без их согласия на другие предприятия и даже в другую местность, приостановленные в начале 30-х гг., возобновились с октября 1940 г. При этом формально не была отменена ст. 37 КЗоТ 1922 г., предполагавшая получение для этого обязательного письменного согласия работников. С 1939 г. упраздняется правовая инспекция, а материальная ответственность работников чаще всего осуществлялась в размере прямого действительного ущерба, а в отдельных случаях - и в повышенном размере.
Профсоюзы все более утрачивали функцию защиты интересов трудящихся и с 1933 г. стали, по сути, государственной структурой. Это было закономерным завершением процесса, начавшегося уже в первые годы советской власти. Слияние Народного комиссариата труда СССР и ВЦ было оформлено Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦ от 23 июня 1933 г. <1> Это означало завершение огосударствления профсоюзов и передачу им функций упраздненного Наркомата труда. При профсоюзных органах создавались инспекции труда, а ВЦ получил право издавать ведомственные акты, но не иначе как с утверждением или предварительной санкцией СНК СССР.
--------------------------------
<1> СЗ СССР. 1933. N 40. Ст. 238.

Отметим, что многие решения ВЦ были явно не в пользу работников и нарушали нормы КЗоТ. Так, Постановлением ВЦ от 19 января 1938 г. разрешалось директорам хлопчатобумажных, трикотажных и бумажных фабрик сохранять за беременными женщинами, переведенными на более легкую работу, среднюю зарплату не полностью (как это предусматривала ст. 132 КЗоТ), а "в соответствии с процентом выполнения норм выработки на новой работе". Реально беременным платили за фактически выполняемую работу. Приказом Народного комиссара легкой промышленности СССР от 17 марта 1940 г. такой порядок был распространен на все предприятия легкой промышленности, где большинство работников составляли женщины. Отметим, что этот Приказ действовал до второй половины 50-х гг. Постановлением Секретариата ВЦ от 13 июня 1940 г. разрешалось применение труда женщин практически на всех работах системы речного флота.
Официально это объяснялось сложной международной обстановкой. В этой связи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. "О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода с работы рабочих и служащих предприятий и учреждений" <1> увеличивалась продолжительность рабочего времени и сводились до минимума договорные начала в трудовых отношениях. Рабочий день для лиц с 16 до 18 лет был увеличен до 8 часов. Отменялось требование об обязательном еженедельном непрерывном отдыхе продолжительностью не менее 42 часов. Вышеназванным Указом от 26 июня 1940 г. запрещалось расторжение трудового договора в одностороннем порядке, что фактически означало прикрепление рабочего к предприятию. Отпал смысл в заключении срочных трудовых договоров.
--------------------------------
<1> ВВС СССР. 1940. N 20.

Устанавливался ведомственный порядок разрешения трудовых споров, связанных с расторжением трудового договора. Соответственно, суды такие дела не рассматривали, а реально разрешение на уход с работы мог дать только руководитель организации. Прогул стал уголовно наказуемым деянием, а не дисциплинарным проступком.
В августе 1940 г. усиливается уголовная ответственность за мелкие преступления (пьянство, хулиганство, хищение и др.), что давало руководителям дополнительный рычаг воздействия на рабочих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. <1> предусматривается мобилизация в промышленность от 800 тыс. до 1 млн юношей и девушек путем обучения их в ремесленных училищах и ФЗО, а их выпускники должны были в обязательном порядке отработать 4 года на производстве. Данная мобилизация молодежи была отменена только в 1955 г. В вышеупомянутом Указе от 26 июня 1940 г. предусматривалось установление уголовной ответственности за прогул без уважительной причины и самовольный уход с работы. До начала войны, т.е. всего за год, по этому Указу было осуждено около 3 млн человек, причем 480 тыс. получили реальный срок до 4 месяцев.
--------------------------------
<1> ВВС СССР. 1940. N 37.

Согласно Указу от 10 июля 1940 г. выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции приравнивался к вредительству. Руководители, уклонявшиеся от предания суду своих работников, сами подлежали уголовной ответственности.
Коллективные договоры превратились в формальность и даже в таком виде в 1934 - 1947 гг. не заключались (т.е. нормы главы IV "О коллективных договорах" не применялись, хотя она осталась в структуре КЗоТ). Можно констатировать, что с начала 30-х гг. возобладал так называемый "остаточный подход" не только ко всей социальной сфере, но и к проблемам трудового законодательства. И хотя в 1931 г. была официально ликвидирована безработица, характер организации труда отчасти стал иметь даже феодальные черты. Отметим, что на колхозников, составлявших в то время около половины работников, КЗоТ практически не распространялся. Они не имели ежегодных оплачиваемых отпусков, им не оплачивались больничные листы, колхозницам не предоставлялся оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Им также не выплачивалась пенсия, а большая часть заработной платы представляла собой зачет трудодней. Даже для рабочих и служащих пенсия по старости была экзотикой. Например, в 1940 г. ее получало 0,2 млн человек при 34 млн рабочих и служащих.
По сути, КЗоТ 1922 г. подвергся принципиальной переработке, причем зачастую без внесения изменений в его содержание, с 1938 по 1952 г. не переиздавался, а в 1952 г. вышел в качестве нумерованного издания, распространявшегося по спискам для работников судов и прокуратуры. Парадоксально, но в стране "победившего пролетариата" пролетарии не имели возможности напрямую ознакомиться со своими трудовыми правами. Такая же судьба постигла и Положение о товарищеских судах.
Отметим, что вступление СССР в Международную организацию труда (МОТ) в 1934 г. не имело позитивных последствий для отечественного трудового законодательства. Впрочем, после начала войны с Финляндией в 1939 г. СССР из этой организации был исключен.
Уникальным в истории советского трудового законодательства является период Великой Отечественной войны. К концу лета 1941 г. в составе Наркомстроя СССР создаются 70 особых строительно-монтажных частей, рабочие и служащие которых переводились на казарменное положение. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря того же года всех работников военной промышленности объявили мобилизованными, в связи с чем самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству. На производстве вводилась военная дисциплина, а численность специальных колонн и строительных батальонов к концу 1941 г. достигла 700 тыс. Они представляли собой по сути тыловые воинские части. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в конце войны существенно выросло и включало 154 тыс. человек. 13 февраля 1942 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и в строительстве. Аналогичные мобилизации проводились Указами Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1942 г., 15 апреля 1943 г. и Постановлением СНК СССР И ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. <1> К 1945 г. по ним было призвано около 18 млн человек. Лица, уклоняющиеся от трудовой мобилизации, подлежали уголовной ответственности. Но полная милитаризация труда в тылу не была проведена. Вероятно, руководителям страны был памятен неудачный опыт с трудовыми армиями времен Гражданской войны. Да и новые "рабочие батальоны" в целом себя не оправдали. Трудовая повинность сохранялась на лесозаготовках и на лесосплаве до начала 1954 г.
--------------------------------
<1> ВВС СССР. 1942. N 6, 38; 1943. N 15; СП СССР. 1942. N 4. Ст. 60.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" <1> увеличивается рабочий день, отменяются отпуска, вводятся обязательные сверхурочные работы (от 1 до 3 часов в день). По сверхурочным исключение составили только женщины начиная с 6 месяца беременности и кормящие грудью в течение 6 месяцев после родов. Лиц моложе 16 лет разрешалось привлекать к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день.
--------------------------------
<1> ВВС СССР. 1941. N 30.

В этом же ключе было и Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г., согласно которому для детей колхозников начиная с 12 лет устанавливался обязательный минимум трудодней. С мая 1942 г. было официально разрешено привлекать к работе подростков с 14 лет при максимальной продолжительности рабочего дня для них в 6 часов. Этот процесс шел по нарастающей. К концу 1942 г. лица с 14 до 17 лет составляли 10,5% общего числа рабочих в промышленности, строительстве и на транспорте. Практикуемое и ранее привлечение учащихся к сельхозработам приняло всеобъемлющий характер. Только в уборке урожая на колхозных полях участвовали 20 млн школьников. Современные исследователи отмечают, что ни одна воюющая страна в таких масштабах не использовала детский труд своих граждан.
Отметим, что чрезвычайное трудовое законодательство сразу после окончания боевых действий никто не спешил отменять, и оно действовало в отдельных случаях и во второй половине 1945 г. (большинство положений отменено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г.), а иногда и позднее. В целом советское трудовое законодательство конца 1930-х - середины 1950-х гг. можно назвать в значительной степени "антирабочим", когда его гуманистическая составляющая была сведена к минимуму или просто изжита.
3.4. Трудовое законодательство в середине 1950-х - середине 1980-х гг. Начиная с середины 1950-х гг. было принято около 10 законов, направленных на гуманизацию советского трудового права и защиту прав работников: уменьшена продолжительность рабочего дня, расширены права профсоюзов и участие рабочих в управлении производством, возрождена система разрешения индивидуальных трудовых споров. В частности, работа в предвыходные и предпраздничные дни сокращалась на 2 часа. Принципиальную важность имели Указы Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля и 26 мая 1956 г. <1> Согласно первому из них отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений без уважительной причины. Работники получили право расторгать трудовой договор в любое время, предупреди
правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!