Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 2. Трудовое законодательство России в досоветский период

Во второй половине XIX в. ярко проявили себя предпосылки, которые и предопределили объективизацию отечественного трудового законодательства. Отметим основные из них.
1. Отмена крепостного права в 1861 г. привела к появлению обширного слоя лично свободных лиц и формированию относительно емкого рынка труда. Это отвечало потребностям бурно развивающихся капиталистических отношений.
2. Акции протеста самих рабочих, особенно в 1875 - 1882 гг., направленные против плохих условий труда и произвола администраций, оказали мощное давление "снизу" и активизировали законотворческую деятельность. На примере России получило подтверждение высказывание известного немецкого экономиста Г. Шульце-Геверница: "Научная история фабричного законодательства всех стран приводит к выводу, что оно всюду и всегда представляет плод реакции самого рабочего класса против совершенно невыносимых условий, в которые ставит его необузданное капиталистическое производство" <1>.
--------------------------------
<1> Шульце-Геверниц Г. Крупное производство, его значение для экономического и социального прогресса. СПб., 1897. С. 1 - 2.

3. С конца 50-х гг. XIX в. работало множество бюрократических комиссий по рабочему вопросу, которые накопили значительный аналитический материал, а количество фабричных законопроектов исчислялось десятками. Наиболее известными были комиссии под руководством А.Ф. Штакельберга (1859 - 1862 гг.), П.Н. Игнатьева (1870 - 1872 гг.), П.А. Валуева (1874 - 1875 гг.), а уже в 80-х гг. - М.А. Саблина и В.А. Плеве. К работе этих комиссий привлекались ведущие научные силы страны <1>, и количество законопроектов о труде начало постепенно переходить в их качество.
--------------------------------
<1> О вкладе российских ученых в законотворческую деятельность см.: Лушников А.М., Лушникова М.В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени: В 2 т. Ярославль, 2010.

4. Определенную роль сыграло противостояние Московской и Петербургской группировок фабрикантов. Имеющие дефицит рабочий силы петербургские промышленники были сторонниками выравнивания конкурентных условий посредством введения относительно общих стандартов и уровня затрат на использование труда наемных работников. Очевидно, что законотворческая инициатива предпринимательских организаций в этой связи также сыграла определенную роль в создании фабричного законодательства.
5. Инициативу в разработке трудового законодательства проявили некоторые губернаторы (например, Московский генерал-губернатор А.А. Закревский и др.), часть высшего чиновничества и полиции. Это было связано с тем, что они были хорошо знакомы с положением на местах и желали правовыми средствами предотвратить назревающие противоречия между трудом и капиталом. Вследствие этого первые российские трудовые законы имели явную полицейскую направленность.
6. Определенную роль сыграли гуманистические побуждения части российской бюрократии и общественных деятелей, осознававших действительно плачевное положение рабочих, особенно безудержную эксплуатацию женщин и детей.
Отметим, что развитие российского трудового законодательства в досоветский период шло в русле аналогичного процесса на Западе. В целом оно касалось тех же проблем и шло в той же последовательности, но обычно на полвека позже <1>. Сначала подверглась правовой регламентации охрана труда женщин и детей. Затем были сформированы некоторые минимальные требования к условиям индивидуального трудового договора (максимальная продолжительность рабочего дня сначала для некоторых, а затем для всех категорий работников, периодичность выплаты заработной платы, в отдельных случаях - ее минимальный размер, санитарно-гигиенические требования к условиям труда и др.). Параллельно легализовались профсоюзы, коллективные договоры, различные формы коллективных действий, направленные на улучшение условий труда (от коллективных переговоров до экономических стачек).
--------------------------------
<1> См. подробнее: Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 84 - 195.

С 80-х гг. XIX по начало XX в. в Российской империи происходит формирование относительно обособленного законодательства о труде. За 21 год, с 1882 по 1903 г., был принят ряд принципиально важных законов, поставивших правовое регулирование труда на новый уровень. Каждый из принятых законов был в какой-то степени связан с предыдущим. В этой связи можно говорить уже о появлении системы трудового законодательства.
Очевидно, что в полном объеме первыми трудоправовыми законами можно признать только акты, принятые в 80-х гг. XIX в., о которых речь пойдет далее. Первым фабричным законом был Закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах". Согласно ему дети до 12 лет к работе не допускались, а с 12 до 15 лет не могли работать более 8 часов в сутки. Они также не допускались к вредному и изнурительному труду, работе в праздничные и воскресные дни, в ночное время. Наконец, для надзора "за исполнением постановления о работе и обучении малолетних" учреждалась особая фабричная инспекция, подчиненная Министерству финансов. Закон вступил в силу с 1 мая 1884 г., но в порядке исключения министру финансов по согласованию с министром внутренних дел разрешалось привлекать к труду малолетних с 10 лет, а детей с 12 до 15 лет - к работе в ночную смену <1>.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 2. N 931.

Отметим, что этот Закон заложил правовые основы института контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Лушников А.М., Лушникова М.В. Охрана труда и трудоправовой контроль (надзор). М., 2015. С. 6 - 44.

Закон от 12 июня 1884 г. "О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах" предоставлял владельцам данных заведений право (но не обязывал) открывать при них школы. Они предназначались для первоначального обучения малолетних работников в возрасте от 12 до 15 лет. На работодателя возлагалась только одна обязанность - отпускать малолетних в народные училища <1>.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 4. N 2316.

Закон от 3 июня 1885 г. "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах" вступил в силу с 1 октября того же года. Он воспрещал в виде опыта на 3 года для женщин и подростков, не достигших 17 лет, ночные работы (с 9 часов вечера до 5 часов утра) на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках <1>. Вскоре понятие "ночная работа" было установлено с 10 часов вечера до 4 утра. Среди предпринимателей эти Законы вызвали "некоторый переполох", а "умственная неразвитость рабочих", как писал известный экономист В.П. Безобразов, способствовала "наивному непониманию ими новых законов" <2>. Поэтому после оживления промышленного производства против Закона от 3 июля 1885 г. выступили не только хозяева предприятий, что понятно, но и рабочие. Последние боялись полного устранения ночных работ, на которых женщины и дети занимали видное место, что грозило потерей заработка и даже увольнением. Инициатор большинства фабричных законов Н.Х. Бунге вскоре был смещен с поста министра финансов.
--------------------------------
<1> ПСЗ. Собр. 3. Т. 5. N 3013.
<2> См.: Безобразов В.П. Наблюдения и соображения относительно действия новых фабричных узаконений и фабричной инспекции. СПб., 1888. С. 5, 35.

Закон от 24 апреля 1890 г. "Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения" придал предыдущему Закону 1885 г. постоянный характер <1>.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 10-1. N 6742.

При этом он скорректировал Законы 1882 и 1885 гг. в пользу работодателей. Так, расширилась возможность применения труда малолетних, в том числе ночью, допускалась в ряде случаев ночная работа для женщин.
Наконец, Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимном соглашении фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции" <1> определял, во-первых, порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих. Каждому из них не позднее 7 дней по допущению к работе должна была выдаваться расчетная книжка, что признавалось актом заключения договора о найме на условиях, предложенных в этой книжке. До окончания сроков заключенного договора (если он срочный) или без предупреждения за 2 недели для рабочих, нанятых на неопределенный срок, воспрещалось понижать зарплату, изменять число рабочих дней в неделю и другие его условия. Равным образом и рабочим запрещалось до окончания договора требовать каких-либо изменений в условиях оного. За врачебную помощь плату взимать с рабочих запрещалось. Во-вторых, в целях поддержания должного порядка предписывалось заводским и фабричным управлениям составлять правила внутреннего распорядка. За нарушение этих правил рабочими заведующим заведениями предоставлялось право налагать на них штраф в размере 1 рубля за каждый случай или увольнять с работы. В-третьих, Закон возлагал надзор за соблюдением фабричного порядка на местное губернское начальство. Осуществлять его должны были губернские по фабричным делам присутствия, чины фабричной инспекции и полиции.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. N 3769.

По сути, Закон от 3 июня 1886 г. заложил правовые основы формирования института трудового договора. Самовольное оставление работы до истечения срока запрещалось и каралось штрафом в размере суммы, вдвое превышающей зарплату за все неотработанное время. Тут мы имеем дело с гражданско-правовой конструкцией, аналогичной задатку. Минимальный размер зарплаты Закон не устанавливал, но периодичность ее выплаты не должна была быть менее 1 раза в месяц. Ранее ее выплаты приурочивались к большим праздникам и могли иметь периодичность всего несколько раз в год, а в отдельных случаях расчет производился только при увольнении. Рабочие получили право через суд требовать не выплаченную своевременно зарплату и расторжение заключенного с ними договора. Если суд признавал обоснованность иска, то в пользу рабочего присуждалось сверх должной суммы особое вознаграждение в размере, не превышающем двухмесячного заработка.
Закон установил максимальные пределы штрафов за нарушения трудовой дисциплины в одну треть заработка. Обжалованию штрафы не подлежали, но штрафные деньги должны были поступать в особый фонд при каждой фабрике и употребляться с разрешения фабричной инспекции только на удовлетворение нужд самих рабочих. По Правилам, изданным 4 декабря 1894 г., штрафные деньги должны были расходоваться на пособия рабочим, потерявшим навсегда способность к труду или временно нетрудоспособным по болезни, роженицам за 2 недели до и 2 недели после родов. Размер пособия не должен был превышать половины зарплаты.
Ответственность работодателей и работников за необоснованное расторжение договора была неодинаковой. Первые отделывались штрафом. Для рабочих с 1886 г. в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривалось следующее: лиц, виновных в самовольном отказе от работы до истечения срока найма или без предупреждения хозяина (при бессрочном договоре), подвергать аресту на срок до 1 месяца. В Уложение о наказаниях 1886 г. в целях борьбы с забастовками и стачками была внесена специальная статья об уголовной ответственности "за беспорядки скопом".
Однако о единстве трудового законодательства в то время говорить еще не приходилось. Так, свои особенности имело регулирование условий труда при выполнении сельских работ. В частности, Положение о найме на сельские работы от 12 июня 1886 г. допускало наем на работы мужчин и женщин любого возраста. В то же время законодатель ограничивал свободу заключения договора найма в ст. 9: "Не могут быть отдаваемы в наем несовершеннолетние их родителями или опекунами, а замужние женщины - их мужьями, без их согласия". Статьи 35 - 37 Положения предполагали следующие обязанности работника: 1) повиноваться нанимателю, беспрекословно и усердно исполнять его требования; 2) охранять хозяина и его семью при угрожающей кому-либо из них опасности; 3) вести себя благопристойно, трезво и почтительно к хозяину, его домашним и лицам, приставленным от него для надзора за работами и рабочими <1>. Следовательно, закон допускал получение вознаграждения не только в соответствии с результатами труда и профессиональными качествами работника, но и за личную преданность. Такие положения можно считать пережитком крепостного права.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. N 3803.

Закон от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности" <1> заложил правовые основы формирования институтов рабочего времени и времени отдыха. Отметим, что до этого для взрослых рабочих отсутствовали какие-либо ограничения на сей счет, и в начале 80-х гг. XIX в. продолжительность рабочей недели в России составляла около 74 ч, что было в среднем на 10 - 14 ч больше, чем в развитых странах. По Закону 1897 г. дневное рабочее время не должно было превышать 11,5 часов в сутки, а по субботам и накануне праздников - 10 часов. Там же определялось 66 обязательных дней отдыха в году: 52 воскресных и 14 общегосударственных праздников. В 1900 г. было добавлено еще 3 праздничных дня.
--------------------------------
<1> ПСЗ. Собр. 3. Т. 17. N. 14231.

Закон дал определение ночного времени работы: при односменной работе с 9 часов вечера до 5 утра; при двухсменной и более работе с 10 часов вечера до 4 утра (ст. 3). Для рабочих, занятых хотя бы отчасти в ночное время, рабочий день не должен был превышать 10 часов в день (ст. 5). Впервые регламентировался институт сверхурочной работы. Согласно ст. 8 Закона, "сверхурочной работой считается работа, производимая рабочими в промышленном заведении в такое время, когда по правилам внутреннего распорядка ему не полагается работать". Сверхурочная работа разрешалась только по особому соглашению с рабочим. Впрочем, положение о сверхурочной работе могло было быть включено в договор найма, следовательно, в этом случае согласие рабочего было необязательно.
Историк и литератор В.И. фон Штейн писал о русском фабричном законодательстве: "Созданное едва ли не исключительно в целях охранения порядка, оно с положительною помощью рабочим выступает лишь там, где это совпадает с полицейскими целями или где сама жизнь особенно настойчиво выставляет свои властные требования" <1>. Отсутствие профессиональных союзов и иных легальных объединений работников не позволяло выявить и учесть корпоративные интересы. Тем более не допускалось их участие в коллективно-договорных отношениях. Рабочие в этой связи были вынуждены бороться за улучшение своего положения незаконными методами, т.к. законные практически отсутствовали. Это, в свою очередь, вынуждало работодателей идти на уступки, а государство - принимать законодательные меры. Но это обедняло и усложняло законодательный процесс, придавало мерам Правительства вынужденный и половинчатый характер.
--------------------------------
<1> Штейн В.И. (Морской А.). Зубатовщина. Странички из истории рабочего вопроса в России. М., 1913. С. 7.

Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности от 2 июня 1903 г. <1> вводили материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве. Согласно закону, вознаграждение потерпевшим предусматривалось в двух формах: пособия (при временной утрате трудоспособности) и пенсии (при постоянной утрате трудоспособности). Впрочем, этот закон относится скорее к формирующемуся социально-обеспечительному законодательству <2>.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 23-1. N 23060.
<2> См. подробнее: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 12 и далее.

Закон от 10 июня 1903 г. "Об учреждении старост в промышленных предприятиях" <1> представлял собой первый шаг в области организации рабочих и их самостоятельности на началах представительства. Суть Закона сводилась к предоставлению фабрикантам права разрешать своим рабочим выбирать особых старост для сношения с властями и с фабричной администрацией по делам, возникающим в сфере трудовых отношений. Это создавало нормативную основу для легализации деятельности постоянных выборных представителей рабочих.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 23-1. N 23122.

Революция 1905 - 1907 гг. сделала рабочий вопрос одним из наиболее актуальных в политике Правительства. Массовый социальный протест де-факто делал неработающими некоторые ограничительные правовые нормы. Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. <1> позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной регистрации, но со значительными ограничениями политического характера. Временными правилами, с одной стороны, признавалось, что цель профессиональных союзов заключается в выяснении и согласовании экономических интересов, улучшении условий труда своих членов, но, с другой стороны, запрещалось соединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз. Кроме этого, запрещалось управлять профессиональными союзами лицам и учреждениям, находящимся за границей. Эти Временные правила распространялись как на объединения работников, так и на объединения работодателей.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 26-1. N 27479.

Законы от 23 июня 1912 г. "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев" <1> регулировали также в основном социально-обеспечительные отношения.
--------------------------------
<1> См.: ПСЗ. Собр. 3. Т. 32-1. N 37446, 37447.

Первая попытка систематизации отечественного трудового законодательства была предпринята в конце XIX - начале XX в. Всего к началу 1810-х гг. в России было принято 10 основных фабричных законов. Если учитывать законодательные акты, где напрямую в той или иной мере затрагивался рабочий вопрос, то с 1866 г. до начала 1907 г. их число достигло 36 <1>. По другим подсчетам, их уже к началу 1898 г. было 25, причем только 4 были включены в Устав о промышленности <2>.
--------------------------------
<1> Подсчитано по: Законы об отношениях между предпринимателями и рабочими в области фабрично-заводской промышленности / Сост. Л.С. Элияссон. СПб., 1908. С. 557 - 564.
<2> Подсчитано по: Справочная книга для чинов фабричной инспекции, фабрикантов и заводчиков... / Сост. А.И. Кобеляцкий. СПб., 1898. С. XVII - XVIII, XXIII - XXIV.

Первые акты фабричного законодательства в большинстве носили половинчатый и эклектичный характер, были в части своей казуистичны и содержали значительное число оценочных категорий. Юридическая техника была по меньшей мере небезупречна, что оставляло широкий простор для судебной и административной практики. К тому же непрерывно росло число законодательных и подзаконных актов, что делало необходимой систематизацию фабричного законодательства. Эта потребность усугублялась и различной отраслевой принадлежностью названных актов. Так, договор личного найма регулировался в рамках гражданского права, деятельность фабричной инспекции и профсоюзов регламентировалась полицейским (административным) правом, коллективные договоры, фактически заключаемые с 1904 г., вообще не подверглись правовой регламентации, наем на сельские работы регламентировался специальным Положением от 12 июня 1886 г. Дополнительную сложность вносила структурная разнородность фабричных законов. Некоторые из них были помещены в различные части Свода законов, некоторые располагались в Уставе о промышленности, Горном уставе, Положении о найме сельскохозяйственных рабочих и др.
Достаточно полномасштабная официальная тематическая инкорпорация фабричного законодательства была завершена только в 1913 г. Устав о промышленном труде (изд. 1913 г.) (УПТ) <1> вполне обоснованно можно считать прообразом будущих российских кодексов законов о труде и своеобразным каркасом всего будущего трудового законодательства, т.к. он содержал зачатки практически всех основных институтов трудового права. Отметим, что это был первый в мире акт подобного рода <2>.
--------------------------------
<1> См.: Устав о промышленном труде // СЗ РИ. Т. XI Ч. II.
<2> Французский Кодекс труда был разработан в 1910 - 1927 гг. внепарламентской комиссией и представлял собой скорее результат тематического инкорпорирования. Он состоял из 4 книг.

Устав состоял из 597 статей, поделенных на четыре раздела, разделы, в свою очередь, делились на главы, а те - на отделения. В Уставе практически не содержалось новых норм права, большинство статей имели аналоги в более ранних законах. Важное практическое значение Устава заключалось не только в собирании норм о труде воедино, но и в приложениях (всего до 40% от общего объема текста), содержавших инструкции и правила для должностных лиц.
Устав о промышленном труде был составлен на основе Устава о промышленности (1893 г.), Сводного продолжения по Уставу о промышленности (1912 г.), Горного устава (1912 г.), а также некоторых других законодательных актов (например, Уложения о наказаниях). Устав содержал положения, регулирующие трудовые отношения в промышленности на частных и казенных предприятиях, т.е. являлся актом ограниченной сферы действия. Устав состоял из четырех разделов: 1) "О надзоре за промышленными предприятиями"; 2) "Об условиях труда в промышленных предприятиях"; 3) "О взысканиях за нарушения постановлений о промышленном труде и о порядке производства дел по этим нарушениям"; 4) "Виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях".
В этом акте относительно четко была прописана специфика субъектной дифференциации. В Разделе втором (Глава первая) содержалось Отделение второе "О работах подростков и лиц женского пола в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях". Согласно ему всем лицам женского пола и подросткам от 15 до 17 лет запрещались следующие виды работ (ст. ст. 64 - 68):
1) работа между 10 часами вечера и 5 часами утра на предприятиях, в учреждениях для производств: хлопчатобумажного, полотняного, шерстяного, льнопрядильного, льнотрепального и смешанных тканей. Действие этого ограничения могло распространяться Главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием и на другие предприятия с предупреждением их владельцев до срока обычного найма рабочих;
2) работа от 10 часов вечера до 4 часов утра в тех фабрично-заводских заведениях, в которых введена 18-часовая непрерывная дневная работа двумя сменами;
3) ночные работы на горных промыслах, а равно работы внутри рудников (в отношении женщин);
4) работы в пороходельных мастерских частных пороховых заводов и на заводах для изготовления взрывчатых веществ (для лиц до 17 лет);
5) работа в частных заведениях для изготовления капсюлей к охотничьему ружью (для несовершеннолетних).
Впрочем, предусматривалось исключение, когда губернские или областные по фабричным и горнозаводским делам присутствия и губернаторы могли разрешить работу женщинам и подросткам с 15 до 17 лет в вышеназванных фабрично-заводских заведениях (ст. ст. 69 - 71).
Отметим, что ряд норм УПТ не только вошли в КЗоТ РСФСР 1918 и 1922 гг., но и дошел до наших дней. В этом акте содержался перечень оснований (законных поводов) для расторжения трудового договора между работодателем и работником, устанавливались двухнедельный срок взаимного предупреждения об увольнении, регламентация найма на конкретный срок, бессрочно и на время исполнения какой-либо определенной работы. В Декрете о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г. (о нем - далее) есть прямые ссылки в трех статьях на УПТ. Он содержал некоторые правовые нормы, которые и сейчас можно признать весьма актуальными: запрет выдачи заработной платы в натуральной форме, оплату простоя не по вине работника в полном объеме и др.
Временное правительство менее чем за 9 месяцев 1917 г. успело принять целый ряд трудоправовых нормативных актов, но большинство законопроектов и поправок в УПТ так и не были приняты. Вместе с тем эти наработки были использованы в процессе подготовки КЗоТ 1922 г. Октябрьские события 1917 г. открыли новую страницу как в истории нашей страны, так и в развитии отечественного трудового законодательства.
Сделаем некоторые выводы.
1. Первые нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, принимались начиная с 80-х гг. XIX в. Первым из них стал Закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах".
2. Законодательство о труде первоначально не отличалось единством и универсальностью. Помимо фабрично-заводского можно выделить законодательство о найме в сельском хозяйстве, о работе в горных промыслах, о социальном страховании и др.
3. Первым систематизированным российским актом трудового законодательства стал Устав о промышленном труде 1913 г. Его можно признать результатом тематической инкорпорации. В дальнейшем он оказал определенное влияние на формирование советского трудового законодательства.
4. Связывать возникновение отрасли отечественного трудового права именно с принятием УПТ не представляется обоснованным. Это же можно сказать и о жесткой привязке возникновения отрасли к принятию первого КЗоТ РСФСР 1918 г., о котором речь пойдет далее. Точная датировка возникновения любой отрасли права крайне затруднена, да и необходимость хронологической привязки неочевидна. Это сложный и длящийся процесс. Вместе с тем после принятия УПТ мы можем говорить о завершении в основном формирования системы российского фабричного (трудового) законодательства как относительно автономного массива систематизированных нормативно-правовых актов.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!