Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 4. Актуальные проблемы регулирования охраны труда
в Российской Федерации

Российское законодательство об охране труда переживает сегодня период активных реформ. За последние годы существенно изменился не только раздел X Трудового кодекса РФ <1>, но и появились новые федеральные законы по этим и смежным вопросам: о специальной оценке условий труда <2>, об основах охраны здоровья граждан РФ <3>, об ограничении курения <4> и др., приняты новые подзаконные акты <5> (в том числе государственные технические стандарты, санитарные нормы, гигиенические нормативы, правила по охране труда в различных видах деятельности и др.), разработаны разъясняющие <6> и рекомендательные <7> документы, заключены <8> новые и ратифицированы <9> актуальные международные соглашения.
--------------------------------
<1> Наиболее масштабные изменения в данный раздел и иные акты, регулирующие вопросы охраны здоровья и безопасности населения (о психиатрической помощи, о профилактике распространения ВИЧ-инфекции, о социальной защите инвалидов, о социальном и пенсионном страховании, КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ, и др.), были внесены Федеральными законами от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ; от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ (в связи с реформой законодательства об образовании); от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ (в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда") и от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ.
<2> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
<3> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
<4> Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
<5> Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей"; от 10 апреля 2015 г. N 340 "О порядке утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)"; от 3 июля 2014 г. N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования"; от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников"; Приказ Минтруда России от 25 февраля 2016 г. N 76н "Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве"; и др.
<6> Информационное письмо Минтруда России от 13 февраля 2013 г. "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870"; разъяснение Минтруда России в связи с введением специальной оценки условий труда // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2014. N 11; письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. N 15-1/В-1829 "О сроках проведения специальной оценки условий труда" // Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. 2015. N 4; и др.
<7> Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда (одобрены Ученым советом ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России, протокол от 20 мая 2015 г. N 2); письмо Минтруда России от 14 августа 2014 г. N 15-3/10/П-4574 "О разработке проекта государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 - 2017 годы" (вместе с Типовой государственной программой субъекта РФ (подпрограммой государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 - 2017 годы); и др.
<8> Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства - члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства - члена Евразийского экономического сообщества (Минск, 31 мая 2013 г.).
<9> Конвенция МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (2006 г.), ратифицирована Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ.

Из всех последних изменений наибольшее число дискуссий вызвали концепция профессионального риска и управления им, внедренная в законодательство об охране труда в 2011 г., и состоявшаяся в 2013 г. замена процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда на специальную оценку условий труда.
Понятие профессионального риска само по себе не является новеллой ни для российского законодательства, ни для российской науки в целом. Понятие риска используется в уголовном (ст. 41 "Обоснованный риск" Уголовного кодекса РФ) и предпринимательском (осуществление деятельности "на свой риск" в ст. 2 и страховые риски по договорам имущественного страхования в ст. 929 ГК РФ) праве, в законодательстве о техническом регулировании (по сути, родовое понятие риска как вероятности причинения вреда жизни, здоровью, имуществу или окружающей среде в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), о рынке ценных бумаг (риски возникновения убытков в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг") и др.
В то же время интенсификация использования данного понятия в российском трудовом праве во многом связана с обращением к мировой практике регулирования охраны труда, включая ратификацию Россией охранно-трудовых конвенций МОТ N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1977 г.) <1> и N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (2006 г.). Еще одним источником вдохновения для законодателя стали акты Евросоюза и, в частности, Директива 89/391/ЕЭС "О введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья трудящихся на работе" (1989 г.) <2>. Этот документ хотя и не использует сам термин "профессиональный риск", однако упоминает об "оценке рисков" (risk assessment - п. 3 ст. 10), "риск для безопасности и здоровья" (risk to safety and health - п. 2 ст. 13) и др. На сегодняшний день Европейское агентство по безопасности и здоровью в труде создало базу данных методического инструментария стран ЕС по оценке профессиональных рисков <3>. Помимо собственно методик оценки рисков содержатся также публикации, справочник по законодательству и практике охраны труда стран ЕС, инфографика и многое другое, включая и бесплатный онлайновый интерактивный инструмент по оценке рисков (OiRA). Этот инструмент предоставляет любому работодателю оценить свои профессиональные риски онлайн, без привлечения дорогостоящих специалистов и фирм. У этой технологии существует также мобильное приложение, дифференциация по отраслям экономики (видам деятельности), а сам инструментарий оценки содержит возможность индивидуальной подстройки под специфику конкретного работодателя. В результате использования инструмента автоматически формируется индивидуализированный план действий по улучшению охраны труда и перечень мер по его реализации.
--------------------------------
<1> Ратифицирована СССР - см. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8694-XI. Интересно, что в официальных текстах данной Конвенции термины, используемые для наименования ее предмета, различаются: если французский задействует дословно тот же термин, что присутствует и в русском переводе - "профессиональный риск" (фр.  professionnel), то английский вместо этого оперирует термином "hazard", обозначающий не только сам риск как вероятность наступления негативных последствий, но и фактор риска, а также "угрозу", "преграду", "помеху" и т.п. При этом в самой Конвенции данное понятие не определено, что осложняет уточнение трактовки данного понятия в русском переводе и применении данного акта. Ситуация усугубляется еще и тем, что в некоторых других актуальных конвенциях МОТ по охране труда эти термины также перепутаны между собой не только в переводе на русский язык, но и в самих официальных текстах конвенций. Так, в ст. 3 Конвенции МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (2006 г.) термин, переведенный на русский язык как "профессиональные риски", в английском исходнике звучит как "occupational risks" (т.е. также "профессиональные риски"), а во французском - как "risques... imputables au travail" (т.е. как "риски, связанные с работой/трудом"); при этом в ст. 5 этой же Конвенции терминологическая конструкция, переведенная на русский язык как "производственные риски и опасности", в английском оригинале звучит как "work-related hazards and risks" (т.е. "относящиеся к работе/труду угрозы и риски", причем, как можно заметить, в русском переводе ст. 5 термины hazard и risk "обменялись" своими значениями), а во французском - как "dangers et les risques  au travail" (т.е. опасности и риски, связанные с работой/трудом); очевидно, что о строго производственном характере этих рисков в оригинальных текстах Конвенции речь не идет вообще. Очевидно, что такая путаница затрудняет не только точный перевод официального текста, но и установление действительного смысла используемых терминов и, как следствие, точное исполнение конвенций.
<2> Council Directive N 89/391/EEC On the introduction of measures to encourage improvements in the safety and health of workers at work (Luxembourg, 12.VI.1989).
<3> База данных размещена в свободном доступе на сайте Агентства - см. EU-OSHA - European Agency for Safety and Health at Work, Risk Assessment Tools. Available at: http://osha.europa.eu/en/practical-solutions/risk-assessment-tools.

Представление об управлении профессиональными рисками, отраженное с 2011 г. в ТК РФ, до известной степени базируется именно на европейском представлении о совокупности мероприятий, выполняемых в рамках оценки таких рисков и управления ими. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Социально-трудовые нормы российского законодательства оперировали этим понятием задолго до его введения в ТК РФ. Так, например, п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1> с конца 1990-х гг. определяет профессиональный риск как "вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного", связанную с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях. Как можно заметить, различия с определением понятия "профессиональный риск", закрепленном в ч. 14 ст. 209 ТК РФ, минимальны: вместо "застрахованного" (под которым, ввиду указания в Законе на его работу по трудовому договору, что очевидно, также понимается работник) в Кодексе фигурирует "работник", вместо "повреждения (утраты) здоровья" - "причинение вреда здоровью", а вместо гибкой формулировки, не конкретизирующей характер связи этой вероятности с исполнением застрахованным (работником) обязанностей по трудовому договору, - установление прямой причинно-следственной связи с воздействием "вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору". Кроме того, расширен и перечень источников, регулирующих эти вопросы: помимо собственно Кодекса в него включен не только упомянутый Федеральный закон, но и иные федеральные законы.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

Кроме того, с 2003 г. представления о методике оценки профессионального риска отражены в Руководстве Р 2.2.1766-03.2.2 "Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г.). Интересно, что в перечне нормативной базы для этого Руководства упомянут и Федеральный закон "О техническом регулировании", а также приведено закрепленное в нем определение понятия "риск" (что в какой-то степени и позволило нам назвать его выше "родовым" для более узких понятий из сферы охраны труда). Предвосхищая идею деления всех аспектов трудовой деятельности по уровню профессионального риска, реализованную шестью годами позже, в 2005 г. Правительство РФ приняло Постановление "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" <1>. Уже после внесения изменений 2011 г., этот документ был дополнен Приказом "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713.
<2> Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. N 625н.

Таким образом, обсуждаемая новелла была, по сути, новеллой только в части управленческого подхода, но не в части представлений о самом риске как таковом. По мнению С.Ф. Вельмяйкина <1>, бывшего в 2011 г. директором Правового департамента Минздравсоцразвития России, российское законодательство об охране труда не содержало механизмов "...экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда" и для решения этого вопроса необходимо было "внедрение методологии выявления, оценки и управления профессиональными рисками на рабочих местах", причем именно по европейскому образцу. Именно на это, по его мнению, и были направлены новеллы 2011 г. Их принятие должно было обеспечить "законодательно закрепленную связь между условиями труда, травмоопасностью на рабочих местах и состоянием здоровья занятых на них работников", что должно было способствовать "повышению эффективности профилактических мероприятий в сфере охраны труда и усилению социальной защиты работающего населения". Кроме того, предполагалось, что идея управления профессиональными рисками заложит основы методологии такого управления и позволит в дальнейшем "осуществлять оценку и управление профессиональными рисками в организации с последующим делением организаций, профессий, видов экономической деятельности, отраслей, административных и территориальных единиц по уровню профессионального риска, а также обосновывать величину страховых тарифов в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
--------------------------------
<1> Актуальные правовые вопросы в сфере здравоохранения, социального развития и труда (интервью с С.Ф. Вельмяйкиным, директором Правового департамента Минздравсоцразвития России) // "". 2011.

Вторая из спорных новелл законодательства об охране труда - специальная оценка условий труда (спецоценка, СОУТ), введенная в 2013 г. и, как известно, заменившая собою аттестацию рабочих мест по условиям труда, - была заявлена как еще один шаг по пути экономического стимулирования работодателей к улучшению охраны труда и снижению уровня производственного травматизма. По мнению специалистов Минтруда России, "ответственный работодатель, нацеленный на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, используя результаты спецоценки, может снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест" <1>, поскольку Закон о спецоценке приводит уровень воздействия неблагоприятных производственных факторов в соответствие с тарифами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом предполагалось исключить случаи, когда работодателю выгоднее нести ответственность в виде штрафа, нежели проводить дорогостоящую процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.
--------------------------------
<1> Корж В.А. Эксклюзивное интервью: Специальная оценка поможет снизить издержки // Главная книга. Журнал и сервисы для бухгалтеров. 2014. 5 авг. http://glavkniga.ru/news/2514 (дата обращения: 15.09.2016).

В то же время практическая реализация спецоценки вызывает множество вопросов. Так, например, на профессиональных мероприятиях специалисты по охране (в том числе представители российских профсоюзов) труда отмечают <1> нежелательность отмены Списков N 1 и N 2 <2>, на основании которых с 1991 г. предоставлялись гарантии и компенсации за работы во вредных и опасных условиях. Высказываются мнения, что необходимо было сохранить эти списки, лишь актуализировав их с учетом новых видов деятельности и профессий. На данный момент согласно подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона о спецоценке в общем случае все компенсации предоставляются на основании результатов СОУТ, что стимулирует злоупотребления со стороны работодателей в направлении сокращения затрат на такие выплаты и гарантии за счет манипуляций процессами спецоценки. В некоторых случаях ситуация настолько серьезна, что профсоюзные комитеты предприятий вынуждены обжаловать действия работодателя в инспекцию труда.
--------------------------------
<1> Спецоценка условий труда: неутешительные результаты: Работодатели пользуются СОУТ для экономии, заключил пленум Центрального совета Горно-металлургического профсоюза России // Солидарность. Центральная профсоюзная газета. 2014. 24 дек. URL: http://www.solidarnost.org/articles/articles_5038.html (дата обращения: 12.09.2016).
<2> Список N 1 "Перечень работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда"; Список N 2 "Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда". Оба списка утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Специалисты указывают и на парадоксальность положений Закона о спецоценке, позволяющих работодателю "улучшить" условия труда, ничего не меняя в самих условиях и лишь проведя СОУТ. Нарекания вызывает и сокращение в СОУТ количества параметров оценки тяжести и напряженности труда, замеряемых и учитываемых для определения класса условий труда, вследствие чего также снижаются гарантии работникам. Не учтены в Законе о спецоценке и специфика работы в неблагоприятных условиях по направлению к другому работодателю, климатические факторы при работе на открытых пространствах и др.
Представители профсоюзных организаций отмечают стремление работодателей проигнорировать указание Закона об обязательном включении представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии, проводящей спецоценку, в количестве не менее двух человек, лишь формально получая подпись такого представителя на уже готовой карте СОУТ. При этом подчеркивается, что сами профсоюзы должны занимать активную позицию по этому вопросу, своевременно организуя присутствие профсоюзных представителей при проведении СОУТ и вовремя информируя работников о значимых для них последствиях проведения СОУТ. В качестве информационной поддержки первичным профсоюзным организациям отраслевые профсоюзы издают собственные методические рекомендации профсоюзным представителям в составе комиссий, проводящих СОУТ.
Критика действующего законодательства об охране труда и его последних изменений была озвучена на проведенном 9 сентября 2016 г. совещании у Председателя Правительства РФ, по итогам которого ряду федеральных ведомств необходимо представить в Правительство РФ свои предложения <1> до 1 декабря 2016 г. В частности, Минтруду России, Минздраву России и Роспотребнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были даны следующие указания:
--------------------------------
<1> Информация Правительства РФ от 21 сентября 2016 г. "О решениях по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях" // Сайт Правительства РФ. http://government.ru/orders/selection/401/24598/ (дата обращения: 22.09.2016).

- представить в Правительство РФ предложения по внесению изменений в трудовое законодательство РФ, направленных на повышение уровня безопасности труда, предусматривающих усиление профилактики травматизма и заболеваемости работников на производстве, повышение роли коллективных договоров;
- внести до 1 марта 2017 г. в Правительство РФ проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в законодательство РФ в части устранения дублирующих обязательных требований в сфере обеспечения безопасных условий труда, а также исключения устаревших требований трудового законодательства.
Кроме того, Минтруду России, Минздраву России, Минэкономразвития России и Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было дано указание представить в Правительство РФ предложения о внесении изменений в законодательство об обязательном социальном страховании, направленных на:
- усиление роли профилактики страховых случаев в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- развитие системы комплексной реабилитации пострадавших на производстве с дифференциацией периодов ее проведения для восстановления трудоспособности и возвращения к труду;
- формирование в системе обязательного социального страхования службы, осуществляющей контроль за выполнением индивидуальных программ реабилитации, координирование деятельности по эффективному оказанию медицинской и социальной помощи застрахованному, содействие его трудовой занятости.
Роспотребнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями было предписано представить до 1 апреля 2017 г. в Правительство РФ проект федерального закона, направленный на внедрение в практику подходов, предусматривающих установление критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания.
Минздраву России и Роспотребнадзору с участием заинтересованных органов исполнительной власти, ФНПР, РСПП с учетом состоявшегося обсуждения было поручено также проанализировать качество медицинской помощи, оказываемой работникам при проведении периодических медицинских осмотров, в том числе провести проверки по выявленным случаям сокрытия медицинскими организациями, проводящими указанные осмотры, профессиональных заболеваний. Кроме того, Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ФНПР и РСПП предстоит проработать вопрос о механизмах мотивирования работодателями работников к формированию здорового образа жизни.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!