Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 3. Государственная политика в сфере охраны труда

Как известно, идея государственной поддержки мер по охране труда нашла отражение во многих программных документах международного уровня. Так, еще в Версальском мирном договоре 1919 г. стороны отмечали, что для сохранения мира и гармонии необходимо среди прочего улучшать условия труда, в том числе и с помощью защиты трудящихся от плохого самочувствия, болезней и травм, вызванных их трудовой деятельностью. Физическое, моральное и интеллектуальное благополучие промышленных рабочих было признано вопросом, имеющим высшее международное значение <1>. Позднее эти тезисы <2> нашли отражение в преамбуле Устава Международной организации труда (МОТ) и в тексте Филадельфийской декларации 1944 г., ставшей неотъемлемым приложением к тексту Устава. Например, согласно подп. "g" п. 3 Филадельфийской декларации, содействие принятию государствами мира "программ, имеющих целью, необходимую защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий", является торжественным обязательством МОТ.
--------------------------------
<1> 1. The Treaty of peace between the allied and associated powers and Germany, etc. Signed at Versailles, June 28th, 1919. London: His Majesty's Stationery Office, 1919. Art. 427 of the Section II of the Part XIII.
<2> В русском тексте Устава МОТ данные тезисы приводятся в следующей формулировке: "...необходимость улучшения этих условий путем, например... защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве". См.: Международная организация труда. Конвенции. Документы. Материалы / Сост. и авт. предисл. и вступ. З.С. Богатыренко. М.: Дело и сервис, 2007. С. 456.

Таким образом, еще в середине XX в. мировое сообщество официально признало важность и целесообразность разработки и реализации государственных программ в сфере охраны труда. Выполняя свои уставные обязательства, МОТ за прошедшие десятилетия приняла ряд соответствующих конвенций и рекомендаций <1>, закрепивших в том числе порядок и принципы разработки и осуществления "согласованной национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды" <2>.
--------------------------------
<1> На сегодняшний день к числу актуальных актов МОТ в данной области относятся: Конвенции МОТ N 115, 120, 139, 148, 155 с протоколом 2002 г., 161, 162, 167, 170, 174, 176, 184, 187 и Рекомендации МОТ N 97, 102, 114, 120, 147, 156, 164, 171, 177, 181, 183, 192, 194, 197.
<2> Конвенция о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция N 155) // Международная организация труда. Конвенции. Документы. Материалы / Сост. и авт. предисл. и вступ. З.С. Богатыренко. С. 408.

Одними из первых наднациональных норм по охране труда стали положения актов ЕС, самые ранние из которых были приняты в 1970 - 1980-е гг. <1>. И хотя конкретных задач по формированию европейскими государствами собственной политики в данной сфере на тот момент не ставилось, уже в 1974 г. подп. "b" п. 2 ст. 2 Решения Европейского совета ЕС N 74/325/ЕЕС <2> закрепил за создаваемым Консультативным комитетом по безопасности, гигиене и охране здоровья на работе <3> функцию по содействию разработке общего подхода к проблемам в этой области, а также установлению соответствующих приоритетов Европейских сообществ и разработке мер по его реализации. Таким образом, можно считать, что первые инициативы по унификации современных внутригосударственных подходов к регулированию вопросов охраны труда были высказаны на наднациональном (европейском) уровне. Закономерно, что на те же годы приходится разработка и принятие комплексной Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" 1981 г. <4>, в разделе II которой были сформулированы принципы государственной политики в сфере охраны труда для стран, входящих в МОТ. Эти принципы во многом совпадают с принципами, признанными в ЕС.
--------------------------------
<1> Council Directive 89/391/EEC on the introduction of measures to encourage improvements in the safety and health of workers at work // Official Journal. 29.06.1989. L. 183. P. 0001 - 0008; Council Directive 80/1107/EEC on the protection of workers from the risks related to exposure to chemical, physical and biological agents at work // Official Journal. 03.12.1980. L. 327. P. 0008-0013; Council Decision 74/325/EEC on the setting up of an Advisory Committee on Safety, Hygiene and Health Protection at Work // Official Journal. 09.07.1974. L. 185. P. 15 - 17; и др.
<2> В настоящее время прекратило действие.
<3> В настоящее время - Консультативный комитет по безопасности и здоровью на работе (Advisory Committee on Safety and Health at Work) - см.: Council Decision 2003/C 218/01 of 22 July 2003. Интересно, что этот функционирующий до сих пор Комитет, подобно МОТ, действует на трехсторонней основе, где каждое государство было представлено шестью делегатами - по два от правительства, профсоюзов и объединений работодателей.
<4> ILO Convention concerning occupational safety and health and the working environment N 155 (в дословном переводе: Конвенция МОТ о профессиональной безопасности и здоровье и рабочей среде). Вступила в силу 11 августа 1983 г. Ратифицирована РФ 2 июля 1998 г.

К 1994 г., когда в Европе уже создается специализированное Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе, вопросами здоровья работников начинают заниматься не только другие регионы, но и глобальные международные организации. В том же году был принят ряд программных документов МОТ и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) <1>, а в рамках СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда. Несколько позднее был принят Модельный закон СНГ "Об охране труда" и другие подобные документы.
--------------------------------
<1> Declaration on Occupational Health for All. Geneva: WHO, 1994; Global Strategy on Occupational Health for All: The Way to Health at Work. Geneva: WHO, 1995; и др.

Работа по данному направлению продолжается и в нынешнем веке. За прошедшие годы были приняты такие акты, как Руководство МОТ по системам управления профессиональной безопасностью и здоровьем 2001 г., Протокол 2002 г. к Конвенции МОТ N 155 <1>, Глобальная стратегия МОТ по профессиональной безопасности и здоровью 2003 г., Глобальная программа МОТ по безопасности, здоровью и окружающей среде SafeWork 2003 г. с одновременным созданием Информационной сети МОТ по здоровью и безопасности ILO/CIS, Конвенция МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" 2006 г. <2>, Декларация здоровья трудящихся (ВОЗ) 2006 г., Глобальный план действий ВОЗ "Здоровье трудящихся" на 2008 - 2017 гг. и др., а также ряд соответствующих региональных актов <3>. В 2007 г. был обновлен международный стандарт OHSAS 18001 по системам управления в области профессиональной безопасности и здоровья <4>. Эти документы в той или иной степени призваны обеспечить единство подходов к государственному регулированию охраны труда в отдельных странах.
--------------------------------
<1> Protocol of 2002 to the Occupational Safety and Health Convention (в дословном переводе: Протокол 2002 г. к Конвенции о профессиональной безопасности и здоровье). Вступил в силу 9 февраля 2005 г. Не ратифицирован РФ. Содержит дополнительные указания по регистрации и статистическому учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
<2> ILO Convention concerning the promotional framework for occupational safety and health N 187 (название может быть более точно переведено как Конвенция МОТ об инфраструктуре, содействующей профессиональной безопасности и здоровью). Вступила в силу 20 февраля 2009 г. Ратифицирована РФ. См.: Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ. Обращаем внимание на описанную ранее проблему с переводом названия данной Конвенции вследствие перевода термина health как "гигиена".
<3> См., например, соответствующие разделы официальных интернет-сайтов Европейского агентства за безопасность и здоровье на работе. URL: http://osha.europa.eu/en/legislation; Организации по производственной безопасности и здоровью Азиатско-Тихоокеанского региона. URL: http://www.aposho.org/; Сети по профессиональному здоровью и безопасности Балтийского региона. URL: http://www.balticseaosh.net/; базу данных по актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ. URL: http://www.iacis.ru/htm1/?id=22 и др. а также международные двусторонние и многосторонние договоры, заключаемые вне конкретных международных сообществ.
<4> С новой версией стандарта можно ознакомиться на сайте разработчика государственных стандартов по охране труда - НПКФ "Электрон". URL: http://www.npkfelecton.ru/docs/OHSAS%2018001-2007%20rus.pdf.

Основными программными документами, определяющими единые принципы государственной политики стран мира в сфере охраны труда, как правило, считаются конвенции МОТ.
Конвенция МОТ N 155 предписывает государствам сформулировать, реализовать и регулярно пересматривать последовательную политику в области профессиональной безопасности, здоровья и рабочей <1> среды. Для эффективной реализации данной политики необходимо разработать соответствующие нормативные акты, предусмотреть систему инспекционных проверок и штрафных санкций за нарушения. Одновременно работодатели и трудящиеся должны иметь возможность получать информацию, которая способствовала бы более эффективному соблюдению указанных нормативных актов. Вопросы охраны труда должны быть интегрированы во все программы образования и подготовки всех уровней (включая высшее техническое, медицинское и профессиональное образование).
--------------------------------
<1> То есть среды, в которой человек работает вообще, а не только там, где производится некоторая продукция. В русском переводе этот нюанс опущен, среда названа "производственной".

Конвенция устанавливает обязанность государственных органов по мониторингу целого ряда определенных аспектов безопасной организации труда, включая особенности проектирования помещений, использование защитных средств и оборудования, применение рекомендованных мер по снижению уровня опасности и др. Согласно Протоколу 2002 г., к данной Конвенции, компетентные органы должны установить и периодически пересматривать требования и процедуры, предусматривающие регистрацию работодателем всех несчастных случаев (на работе, а также по дороге на работу и с нее), профессиональных заболеваний и событий, потенциально опасных для работников или общества в целом, равно как и все предполагаемые случаи профессиональных заболеваний. Работодатель также должен быть обязан извещать обо всех таких случаях компетентные органы и предоставлять соответствующую информацию работникам и их представителям. Кроме того, каждое государство, ратифицировавшее Протокол, обязано ежегодно публиковать статистику по данному спектру вопросов.
Согласно Протоколу, при установлении запретов и ограничений в отношении вредных и опасных факторов рабочего процесса необходимо принимать во внимание последствия их одновременного воздействия на работников. Конвенция требует от государств публиковать ежегодные отчеты о мерах по реализации соответствующей государственной политики, а также о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и ином ущербе здоровью, нанесенном в процессе работы или в связи с ней. Кроме того, Конвенция предусматривает ежегодное представление компетентными государственными органами статистических данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Протокол дополняет эти требования предписанием публиковать также представительную общегосударственную статистику не только по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, но и в зависимости от обстоятельств аварийным ситуациям, несчастным случаям в пути на работу и с работы. Кроме того, в том же режиме необходимо публиковать и анализ этих данных. В обязанности государств, ратифицировавших Протокол, входит также проведение исследовательских работ, необходимых для обеспечения условий труда, соответствующих современному уровню научно-технических знаний.
Протоколом предусмотрено, чтобы работники, уклоняющиеся от работы в условиях, которые, по их обоснованному убеждению, представляют серьезную и неотвратимую опасность для их жизни или здоровья, были защищены от нежелательных последствий. На работодателей должна быть наложена обязанность обеспечивать безопасность и отсутствие угрозы здоровью работников на рабочих местах, а также необходимые меры при чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях. При этом все мероприятия, предусмотренные Конвенцией N 155 для отдельных предприятий, должны проводиться с привлечением представителей работников (в рамках консультаций, иных форм обмена информацией и др.), а мероприятия по охране труда не должны требовать затрат со стороны последних.
В свою очередь, согласно Конвенции МОТ N 187, государства обязаны создать единую инфраструктуру, включающую в себя государственную политику, государственную систему и государственную программу по охране труда на основе принципов, изложенных в актах МОТ. Все три элемента такой инфраструктуры разрабатываются на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Базовыми принципами такой политики являются оценка профессиональных рисков и опасностей, борьба с ними по месту их возникновения, а также развитие общегосударственной превентивной культуры безопасности и здоровья, предполагающей в том числе обмен информацией, проведение консультаций и организацию обучения.
Государственная система охраны труда должна включать среди прочего: 1) соответствующие правовые нормы (законы, подзаконные и коллективно-договорные акты и др.); 2) компетентные органы по профессиональной безопасности и здоровью; 3) механизмы, обеспечивающие соблюдение указанных законодательных и нормативных правовых актов (включая системы инспектирования); 4) меры, направленные на обеспечение сотрудничества руководства предприятия с работниками и их представителями как основного элемента профилактических мер по охране труда на рабочих местах. Кроме того, в соответствующих случаях государственная система охраны труда объединяет в себе трехсторонние консультативные органы по охране труда, информационные и консультативные службы, а также службы по вопросам профессионального здоровья, профессиональную подготовку по данным вопросам, научно-исследовательскую деятельность, механизм сбора и анализа данных по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям и др.
Государственная программа по охране труда должна быть направлена на содействие развитию культуры профилактического отношения к вопросам безопасности и здоровья. В ее задачи входит сведение к минимуму профессиональных рисков и опасностей. Программа должна быть гласной и по возможности подкрепляться дополнительными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой рабочей среды.
Несмотря на то что ратификация Конвенций МОТ N 155 и N 187 происходит не слишком активно <1>, к настоящему моменту многие экономически развитые государства приняли собственные стратегии по безопасности и профессиональному здоровью, во многом учитывающие положения этих конвенций даже в тех случаях, когда государство пока воздерживается от их ратификации. Так, соответствующие стратегии, программы или планы разработаны в большинстве стран Европейского союза и Британского содружества. А в США государственная программа по охране труда интегрирована в общие шестилетние стратегические планы, разрабатываемые Департаментом труда по вопросам, входящим в его компетенцию. Сходные шаги предприняты и на региональном международном уровне <2>. Рассмотрим подробнее общие направления государственной политики зарубежных стран в области охраны труда.
--------------------------------
<1> На 25 сентября 2016 г. Конвенция МОТ N 155 ратифицирована 66 государствами, Протокол 2002 г. - 11 государствами, Конвенция МОТ N 187 - 40 государствами. Все эти государства относятся к различным регионам мира и находятся на разном уровне экономического развития.
<2> Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (СНГ, 1994); Community strategy 2007 - 2012 on health and safety at work (EU); Plan of action on national occupational safety and health frameworks for ASEAN (2007); CARICOM model law on occupational safety and health and the working environment (1997); WHO Regional Strategy on Occupational Health and Safety in SEAR Countries (2005); и др.

В странах, конституции которых имеют социальный или промежуточный, социально-либеральный характер (т.е. включают определенное число положений, связанных с социально-трудовой проблематикой, - см. конституции Италии, Испании, Мексики и др.), общая обязанность государства охранять здоровье граждан закреплена в качестве конституционной нормы. Если в стране принят трудовой кодекс или иной комплексный закон о труде, базовые положения государственной политики могут найти отражение в этом документе. Например, подобная информация включена в раздел II федерального Трудового кодекса Канады. Однако чаще акты такого рода устанавливают спектр взаимных прав и обязанностей работников и работодателей по охране труда, не вдаваясь в подробности государственной политики в данной сфере. Таковы, например, титул 3 Кодекса труда Франции, британский Закон о здоровье и безопасности на работе 1974 г. и др.
В то же время конституции и законы данной категории устанавливают лишь самые общие принципы и основы государственной политики в области охраны труда. Детальное описание содержательной части такой политики (включая конкретные действия, необходимые для ее реализации, и показатели, характеризующие степень ее выполнения) закрепляется, как правило, в узкоспециальных актах, целенаправленно посвященных только этому вопросу. Такие акты обычно именуются стратегиями, планами или непосредственно "политиками" <1>.
--------------------------------
<1> См., например: National OHS Strategy 2012 - 2022 (Australia); National Workplace Safety and Health Strategy 2018 (Singapore); Department of Labour Strategic Plan 2012 - 2018 (USA); WorkSafe's Strategic Plan for Work-Related Health 2016 to 2026; Arbeitsschutzstrategie 2013 - 2018 (Austria); Strategy of Cyprus on safety and health at work for the period 2013 - 2020; Occupational Safety and Health Strategy (Finland); Plan for health at work 2015 - 2019 (France); Gemeinsame Deutsche Arbeitsschutzstrategie (Germany), OSH Strategic Plan 2013 - 2018 (Malta); и др.

Прежде всего государственные стратегии и иные документы, устанавливающие основные направления государственной политики в сфере охраны труда, определяют соответствующие задачи и цели государства. Как правило, в качестве таких задач называются те или иные направления и методы качественного и количественного сокращения негативных последствий работы для трудящихся. При этом стратегия на каждый следующий период, как правило, формулирует программу действий более развернуто. Так, предыдущая австралийская Стратегия 2002 - 2012 гг. ставила задачу по поддержанию существенного и непрерывного сокращения числа травм на рабочих местах и смертных случаев, связанных с работой. Действующая сегодня Стратегия 2002 - 2012 гг. не только определяет в качестве своих целей улучшение здоровья, безопасности и производительности трудящихся, но и указывает способ их достижения: эффективное систематическое управление рисками, осуществляемое через (а) профилактику и снижение числа и тяжести травм, заболеваний, а также связанных с ними затрат, (б) поддержку здоровья, благополучия и трудоспособности трудящихся, (в) стимулирование инноваций, качества и эффективности в данной сфере. Сингапурская стратегия на 2015 г. ставила достаточно конкретные цели по двойному сокращению числа несчастных случаев со смертельным исходом, тогда как Стратегия 2018 г. достаточно амбициозно позиционирует страну как будущего регионального лидера в вопросах обеспечения всеобщей безопасности и здоровья на рабочих местах, известного своей передовой практикой в сфере охраны труда. Мальтийские стратегии на 2007 - 2012 и 2013 - 2018 гг. не только описывают задачи государства по совершенствованию охраны труда, но и предлагают анализ современной ситуации в данной сфере, желаемые результаты от реализации Стратегии, конкретные шаги по ее воплощению в жизнь и существующие препятствия к этому. Похожая детально проработанная структура характерна и для аналогичных документов некоторых других стран (Бельгии, Чехии, Новой Зеландии и др.).
Важным элементом большинства государственных стратегий в области охраны труда является установление конкретных показателей и сроков их достижения. Так, например, сингапурская Стратегия WSH 2018 предусматривает достижение к 2018 г. уровня смертности от несчастных случаев на рабочих местах ниже 1,8 смертей на каждые 100 000 работников и показателей профессиональных травм ниже 280 травм на каждые 100 000 работников.
Столь жесткое закрепление показателей и сроков, безусловно, имеет свои недостатки. В частности, при не вполне отрегулированных либо сильно коррумпированных системах обеспечения соблюдения установленных государством требований существует опасность формального стремления к достижению установленных количественных характеристик без реального, качественного улучшения ситуации на рабочих местах. Однако в перечисленных странах, как правило, эти системы функционируют весьма эффективно, позволяя получать достоверную информацию о реализации поставленных задач и оперативно решать возникающие проблемы.
Обязательным элементом государственной политики всех рассматриваемых стран является требование осуществления предусмотренных в ней мер с привлечением работников, работодателей и их объединений. Это полностью соответствует положениям Конвенций МОТ N 155 и N 187 и общей процедуре, заложенной в акты МОТ. Однако порядок воплощения данной концепции в жизнь происходит в различных странах по-разному.
Все упоминаемые стратегии и иные подобные документы практически всегда уделяют внимание вопросам разработки и соблюдения соответствующих законодательных мер, а также порядку формирования и деятельности органов, ответственных за их реализацию. На сегодняшний день основной идеей, которую государства закладывают в разработку и совершенствование правовых норм по охране труда, является идея облегчения их соблюдения. Для этого обычно предлагается: 1) упростить и сократить документооборот; 2) обеспечить государственную консультативную помощь желающим более корректно соблюдать требования законодательства; 3) отслеживать эффективность законодательно установленных процедур и их соответствие реальным производственным и организационным условиям, а также современному состоянию науки и техники.
Этот подход характерен для большинства экономически развитых стран мира. Так, в ходе реализации немецкой Объединенной стратегии предписывается сформировать прозрачный, обоснованный и удобный в использовании комплект положений и нормативных актов. Данный подход призван создать чувство уверенности как у работодателей, так и у работников. Аналогично Долгосрочная стратегия трудовой инспекции Нидерландов на 2008 - 2011 гг., рассматривая полностью добровольное соблюдение законодательства и подзаконных актов в сфере труда как иллюзию, называла надзор и обеспечение соблюдения этих норм ключевым моментом в деле борьбы с неприемлемыми факторами производственной среды. Вместе с тем в 2012 г. Секретарь по социальным вопросам и занятости объявил <1>, что новая стратегия страны в сфере охраны труда будет больше опираться на доверие к гражданам и компаниям (работодателям и работникам), прежде всего ответственным за здоровье и безопасность на рабочих местах, и воздерживаться от избыточного вмешательства государства. Приоритетом этой политики было названо установление на государственном уровне целей и стандартов (doelvoorschriften) при одновременном снижении государственного регулирования средств их достижения, т.е. процедурных вопросов (middelvoorschriften).
--------------------------------
<1> См. подробнее: Stelsel Voor Gezond En Veilig Werken. 21.12.2012. Sociaal Economische Raad Website (официальный веб-сайт Социально-экономического совета Нидерландов). URL: http://www.ser.nl/nl/publicaties/adviezen/2010-2019/2012/stelsel-gezond-en-veilig-werken.aspx (дата обращения: 12.09.2016).

В тех странах, где система контрольно-надзорных органов развита недостаточно, политика государства, как правило, предполагает ее совершенствование. Такой подход демонстрируют, например, Стратегия Республики Кипр на 2013 - 2018 гг. и аналогичные документы ряда стран Восточной Европы. В отдельных случаях упоминается также необходимость совершенствования структуры и компетенции существующих государственных органов по охране труда. Положения такого рода можно встретить, например, в испанской и португальской стратегиях.
Политика государств в области охраны труда как вопрос, имеющий особую социальную значимость, нередко включает пункты о важности развития и упрочения в обществе превентивной культуры, превентивного подхода к профессиональным рискам. Так, мальтийские Стратегии предписывают государству предпринять определенные меры по изменению преобладающего на сегодняшний день восприятия сущности охраны труда широкой общественностью и, в частности, формировать в обществе превентивную культуру на базе комплексного подхода к данной проблематике и в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами. Мальтийская концепция превентивной культуры охватывает такие вопросы, как популяризация здорового образа жизни, доведение до сведения общественности преимуществ удовлетворительного состояния здоровья и безопасности, распространение информации о характере профессиональных рисков и соответствующих контрольных мерах, и др.
Значительная часть стратегий уделяет внимание необходимости регистрировать все несчастные случаи и профессиональные заболевания, а также широко и регулярно обнародовать подобную информацию. При этом стратегии и планы европейских государств отдельно указывают, что качество такой информации должно позволять сопоставлять ее с аналогичными данными по другим странам ЕС. Для этих целей Европейское агентство по безопасности и здоровью на работе создало онлайновый обзорный ресурс по профессиональным рискам в сфере труда - European Risk Observatory <1> - призванный описывать признаки изменения рабочей среды и изучать новые типы угроз здоровью работников, исследовать актуальные тенденции в данной области и факторы, лежащие в их основе, прогнозировать их вероятные последствия, а также разрабатывать методы предотвращения или смягчения их негативного воздействия на работающих. Сходные инициативы, хотя и сравнительно менее детально проработанные, имеются в других регионах мира. Чаще всего они функционируют под эгидой МОТ, ВОЗ или неправительственных международных организаций, объединяющих ученых и практиков, специализирующихся на вопросах охраны труда. К таким организациям относятся, в частности, Всемирная организация по безопасности (WSO), Международная комиссия по производственному здоровью (ICOH), Женевский социальный обзор (GSO) и др.
--------------------------------
<1> Сайт Европейского обзора рисков (European Risk Observatory). URL: http://osha.europa.eu/en/riskobservatory.

Подобные центры и созданные ими информационные ресурсы консолидируют значительные объемы информации по множеству различных аспектов здоровья на рабочих местах. В частности, именно там концентрируется и размещается в открытом доступе информация о профессиональных травмах, производственной гигиене, психосоциальных проблемах на рабочих местах, проблемах профессиональной безопасности и здоровья в отдельных отраслях (строительство, медицина, металлообработка и проч.), особенностях организации охраны труда на малых предприятиях, программных комплексах по охране труда и др.
Кроме того, международные организации и созданные ими центры осуществляют целевые программы по улучшению ситуации в сфере охраны труда. Так, например, международная неправительственная организация "Женевский социальный обзор" в сентябре 2008 г. разработала специализированную Стратегию по мерам сдерживания диабета и созданию благополучной обстановки на рабочих местах <1>, пилотный проект которой в настоящее время проходит апробацию в Польше, России и Турции. От Российской Федерации координацию работ по данному проекту осуществляет Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН, под эгидой которого в сентябре 2009 г. прошло рабочее совещание по адаптации Стратегии "Женевского социального обзора" для России. В 2010 г. участниками данного проекта разработаны рекомендации по дальнейшей работе и принята окончательная версия Стратегии.
--------------------------------
<1> GSO Programme on Diabetes and Social Responsibility: Workplace Strategy on Diabetes and Wellness. Geneve: Geneve Social Observatory, 2008. URL: http://gsogeneva.ch/?page_id=59 (дата обращения: 16.08.2016).

Очевидно, что одной из главных целей сбора указанной информации является ее дальнейший анализ и изучение. Необходимость углубленных исследований в данной области отмечена в подавляющем числе государственных стратегий по охране труда.
Некоторые страны выделяют вопросы участия в международных программах в самостоятельное направление своей государственной политики в сфере охраны труда. Особенно это характерно для стран, входящих в те или иные международные межгосударственные сообщества. Так, стратегии Республики Кипр отмечают важность активного участия государства в деятельности соответствующих органов ЕС, МОТ и Международной ассоциации трудовой инспекции. Финансирование подобных научно-исследовательских мероприятий обычно осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе и путем создания специализированных фондов (возможно, с участием негосударственных организаций) или в рамках проектов, проводимых под эгидой соответствующих международных структур.
Исследовательские проекты теснейшим образом связаны с вопросами образования и профессиональной подготовки специалистов по охране труда. Эти вопросы во многих странах также рассматриваются как составляющая государственной политики в данной области. Так, португальские стратегии упоминают задачу по включению проблематики охраны труда в образовательные программы в перечне мероприятий по достижению поставленных стратегических целей, а испанские, среди прочих мер, предписывают разработку государственного плана по подготовке в области профилактики профессионального риска, обеспечение доступа к такой подготовке для самозанятых лиц, а также включение этих вопросов в программы профессиональной подготовки и высшего образования.
Стратегии ряда стран указывают на необходимость осуществления координации между различными государственными органами и общественными организациями, занимающимися вопросами охраны труда. Практически повторяя формулировки международных актов, многие стратегии подчеркивают важность формирования и совершенствования единой общегосударственной системы охраны труда. Кроме того, в этих документах нередко предлагается создание совместных комитетов и комиссий, ориентированных на поддержание и развитие сотрудничества между заинтересованными структурами, проведение конференций и симпозиумов по отдельным аспектам охраны труда и др. Согласованные усилия по улучшению ситуации в данной области включены в стратегии некоторых европейских государств, а также в австралийскую Стратегию.
Что касается нашей страны, то основные направления российской государственной политики в области охраны труда закреплены непосредственно в ст. 210 ТК РФ. В качестве основной задачи ТК РФ устанавливает приоритет сохранения жизни и здоровья работников. Такая формулировка в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формулировке подобных задач, поскольку демонстрирует широкую трактовку понятия "охрана труда", включающую не только вопросы безопасности и гигиены, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом.
Трудовой кодекс РФ как документ общего, комплексного характера, закономерно не устанавливает конкретных показателей и сроков достижения целей государственной политики в данной сфере. Эта информация была приведена в Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586 <1>, далее - Программа действий), которую в полной мере можно считать аналогом проанализированных выше зарубежных государственных стратегий по охране труда. В разделе III Программы установлены определенные количественные показатели сокращения численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности, удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, роста доли выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров, а также повышения удельного веса устраненных нарушений в общем колич
правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!