Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 4. Порядок принятия локальных нормативных актов
работодателем

Исходя из существующего правового регулирования можно выделить три возможных варианта разработки и принятия локального нормативного акта:
- единолично работодателем (в тех случаях, когда законодатель не устанавливает нормы об учете при принятии соответствующего локального нормативного акта работодателя мнения представительного органа работников или при отсутствии такого представительного органа);
- с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации) (ст. 372 ТК РФ);
- по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). В этом случае локальный нормативный акт не может быть утвержден без согласия соответствующего представительного органа <1>.
--------------------------------
<1> См.: Права работодателей в трудовых отношениях. С. 258.

Кроме того, особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 ТК РФ с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров").
Принятие локального нормативного акта в первой ситуации не ограничивается никаким контролем со стороны работников или их представительных органов, в то время как достижение оптимального согласования интересов трудовых отношений достигается в том числе и через соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2006. С. 487.

Рассмотрим порядок принятия локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации).
В литературе уже отмечалась непоследовательность законодателя, употребляющего различную терминологию для определения того органа, учет мнения которого должен быть произведен работодателем при принятии локального нормативного акта <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сойфер В.Г. Правовое регулирование трудовых отношений: запоздалый ответ на вызовы реальности // Трудовое право. 2010. N 10. С. 89 - 99; Хныкин Г.В. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 3. С. 48 - 53.

Так, в ч. 2 ст. 8 ТК РФ указано, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
В той же время ст. 372 ТК РФ устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Однако, как следует из ч. 2 ст. 29, 30 и 31 ТК РФ, интересы работников при реализации права на участие в управлении организацией могут представлять как первичная профсоюзная организация, так и иные представители, избираемые работниками.
В том случае, если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация, однако образован представительный орган в порядке, предусмотренном ст. 31 ТК РФ, возникает ли у работодателя обязанность принимать локальные нормативные акты с учетом его мнения?
По мнению Г.В. Хныкина, если в организации отсутствует первичная профсоюзная организация, то представительство интересов работников может быть поручено иным представителям, избранным на общем собрании (конференции) работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Хныкин Г.В. Указ. соч.

Кроме того, по мнению А.Ф. Нуртдиновой, обязанность работодателя учитывать при принятии локальных нормативных актов мнение второй стороны возникает и тогда, когда интересы работников представляет один из сотрудников, уполномоченный на это в соответствии со ст. 31 ТК РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Права работодателя в трудовых отношениях. С. 255.

Определенную сложность представляют также ситуации, когда интересы работников представляют несколько первичных профсоюзных организаций. Каким образом работодателю определить надлежащий порядок действий по учету их мнения?
Из буквального прочтения ч. 1 ст. 372 ТК РФ следует сделать вывод, что проект локального нормативного акта и обоснование по нему должны направляться работодателем в выборный орган такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников <1>. Судебная практика подтверждает указанный вывод <2>.
--------------------------------
<1> См.: Сошникова Т.А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. N 12. С. 99 - 106.
<2> См.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 11 июля 2014 г. по делу N 33-3806/2014.

Каким образом должен поступить работодатель, если ни одна первичная профсоюзная организация не представляет интересы большинства работников? Освобождается ли он при этом от обязанности согласовывать локальный нормативный акт?
В судебной практике есть примеры, когда суд, установив отсутствие профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, сделал вывод о том, что работодатель не должен согласовывать свой локальный нормативный акт с профсоюзной организацией, не объединяющей более половины работников работодателя <1>. Однако такой формально-юридический подход вряд ли может привести к надлежащему представительству интересов работников при принятии важнейших актов, касающихся их трудовых прав. Поэтому законодателю необходимо устранить существующий пробел в правовом регулировании и предусмотреть такой механизм, который обязывал бы работодателя направлять проект локального нормативного акта и представительному органу, объединяющему менее половины работников организации.
--------------------------------
<1> См.: Апелляционное определение Мурманского областного суда от 29 июля 2015 г. N 33-2209.

В соответствии с ч. 2 ст. 372 ТК РФ выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).
Публикация текста локального нормативного акта для всеобщего сведения законодательством не предусмотрена <1>.
--------------------------------
<1> Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N АКПИ15-782; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N 217-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сычкова Юрия Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "д" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:
с истечением срока действия;
отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).
Полномочия по принятию и подписанию локального нормативного акта могут быть делегированы руководителем иным лицам.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!