Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 1. Понятие локального нормативного регулирования
и его роль на современном этапе развития трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).
Наличие в трудовом праве такого вида источника, как локальные нормативные акты, является его характерной чертой <1>.
--------------------------------
<1> См.: Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 178; Лушникова М.В., Лушников А. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2006. С. 476.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит легального определения локального нормативного акта, принимаемого работодателем <1>. Однако некоторые авторы, перефразируя положения ч. 1 ст. 8 ТК РФ, указывают, что "в ТК РФ впервые дано легальное определение локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (статья 8 ТК РФ)" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Рогалева Г.А. Локальное регулирование условий труда и система источников трудового права: Монография. М.: Интел-синтез АПР, 2003. С. 79.
<2> Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. Т. 1: Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. С. 611.

В учебной литературе локальный нормативный акт определяется как правовой акт внутрикорпоративного характера, издаваемый работодателем в пределах его компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями <1>.
--------------------------------
<1> См.: Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 178 - 179.

По мнению Г.А. Рогалевой, под локальными нормативными правовыми актами в трудовом праве следует понимать принятое в организации в установленном порядке и санкционированное государством правило общеобязательного поведения субъектов трудового правоотношения, регулирующее основные условия труда работников данной организации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рогалева Г.А. Указ. соч. С. 79.

Кроме того, в юридической литературе можно найти попытки дать общеотраслевое понятие локального нормативного акта.
Так, Е.Ю. Калюжнов дает следующее определение: "локальные нормативные акты - имеющие регулятивное (абстрактно-неиндивидуальное) содержание внутренние (уровневые) документы юридических лиц и использующих наемный труд частнопрактикующих субъектов" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Калюжнов Е.Ю. Теоретико-правовые основания правил техники локального нормотворчества: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2015. С. 8.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Из приведенной нормы следует, что локальные нормативные акты носят односторонний характер, так как принимаются одной стороной трудового отношения, что позволяет отличать их от коллективного договора, также принимаемого на локальном уровне. При этом следует согласиться с В.В. Коробченко и В.А. Сафоновым, которые полагают, что участие представительных органов работников не изменяет односторонний характер этих актов, так как субъектами локального нормотворчества являются работодатели <1>.
--------------------------------
<1> См.: Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 180.

Рассматривая вопрос о юридической природе локальных актов, некоторые авторы активно критикуют выработанный в советское время и поддерживаемый многими современными учеными подход, при котором локальное нормотворчество рассматривается как санкционированное или делегированное государством.
Так, А.М. Лушников и М.В. Лушникова указывают, что в современных условиях развития трудового права для такого подхода нет оснований, поэтому предлагают рассматривать право работодателя издавать локальные нормативные акты как "позитивное естественное право" работодателя, основанное не на воле государства, а на присущих самому работодателю свойствах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лушников А.М., Лушникова М.В. Указ. соч. С. 611 - 612.

Занимая такую позицию, они, по сути, возвращаются к определению "хозяйской власти" работодателя, сформулированной Л.С. Талем. Такая власть основана на положении работодателя, являющегося главой предприятия, организатором производства и трудового процесса <1>. Аналогичной точки зрения придерживается и А.Ф. Нуртдинова, отмечая при этом, что социально-экономической основой локального регулирования является способность работодателя (юридического лица) к самоорганизации и реально существующая потребность в такой самоорганизации <2>.
--------------------------------
<1> См.: Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 28 - 29, 30 - 31, 49.
<2> См.: Права работодателей в трудовых отношениях / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Российской Федерации; под ред. А.Ф. Нуртдиновой, Л.А. Чикановой. М.: Эксмо, 2010. С. 228.

В свою очередь, М.А. Драчук полагает, что локальные юридические нормы являются результатом санкционирования государством актов корпоративной саморегуляции <1>. Г.А. Рогалева указывает, что без дозволения государства в лице его высших органов государственной власти и управления никакое локальное нормотворчество недопустимо <2>.
--------------------------------
<1> См.: Драчук М.А. Субъекты трудового права: Монография. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. С. 238.
<2> См.: Рогалева Г.А. Локальное регулирование условий труда и система источников трудового права. С. 87.

Однако не все субъекты, являющиеся в силу закона работодателями, способны к самоорганизации и управлению трудовым процессом, что объясняется позицией законодателя, не предоставившего работодателю - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, право принимать локальные нормативные акты <1>.
--------------------------------
<1> См.: Права работодателей в трудовых отношениях. С. 235.

А.Ф. Нуртдинова выделяет несколько функций, которые выполняют локальные нормативные акты на современном этапе развития трудового права:
1) определяют внутренний правопорядок у конкретного работодателя (установление определенного режима труда и отдыха, систем оплаты труда, должностных обязанностей работников);
2) устанавливают дополнительные гарантии и льготы для работников;
3) повышают уровень минимальных гарантий трудовых прав, предусмотренных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами <1>.
--------------------------------
<1> Права работодателей в трудовых отношениях. С. 246 - 247.

К указанным функциям следует добавить функцию непосредственного регулирования трудовых отношений в тех случаях, когда законодатель определил, что установление соответствующих норм должно быть произведено на локальном уровне (например, в случае, предусмотренном ст. 134 ТК РФ).

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!