Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 5. Источники трудового права

5.1. Понятие и классификация источников трудового права. В общей теории права понятие источника права истолковывается неоднозначно. Так, еще Н.М. Коркунов определил данное понятие как форму, в которой объективировано правило поведения - юридическая норма. При этом он категорически отрицал, что "право творится законом", т.е. государственной властью <1>.
--------------------------------
<1> См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 66.

Н.Г. Александров определял источник права как вид деятельности государства по установлению социальных норм <1>. Он отождествил источники права с трудовым законодательством, нормативными актами о труде. Впоследствии эта позиция стала доминирующей в теории советского трудового права <2>.
--------------------------------
<1> См.: Александров Н.Г. Понятие источника права // Ученые труды ВИЮН. М., 1946. N 8. С. 8.
<2> См.: Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1959. С. 7 - 25; Хохрякова О.С. Источники советского трудового права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 4.

Современные ученые в области теории права в качестве источников права рассматривают официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000. Т. 2. С. 133.

В России традиционно источниками права признаются нормативные правовые акты.
Между тем следует говорить и о некотором значении судебного прецедента и правового обычая, в том числе для сферы трудового права.
Так, например, руководящая судебная практика в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ содержит отдельные признаки источника права. Другой пример: подача заявления трудоустраивающимся гражданином при приеме на работу считается устоявшимся обычаем в отечественном трудовом праве.
Трудовой кодекс РФ позволяет предложить следующее определение понятия источников трудового права.
Источники трудового права - это нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства, например решения районного суда о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула или трудового договора как акта реализации права, не имеющего нормативного характера.
Классификация источников трудового права может проводиться по нескольким основаниям.
Во-первых, источники трудового права можно дифференцировать по их юридической силе. В зависимости от данного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.
Различаются следующие разновидности законов:
а) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);
б) федеральные конституционные (Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении");
в) федеральные (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда");
г) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ (Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве").
Законы, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (ТК РФ) и текущими, относящимися к отдельным институтам отрасли трудового права (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений, приказов, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления.
Во-вторых, источники трудового права подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:
1) международные (Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.);
2) общефедеральные (Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы");
3) региональные (Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве");
4) межотраслевые (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты");
5) отраслевые (Приказ Минтруда России от 2 августа 2013 г. N 341н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам действующих и строящихся шахт, разрезов и организаций угольной и сланцевой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением");
6) муниципальные, или местные (решения главы администрации города о режиме работы организаций транспорта);
7) локальные (правила внутреннего трудового распорядка).
В-третьих, источники трудового права классифицируются по принявшим их органам. Так, различаются нормативные правовые акты, принятые:
- высшим органом законодательной власти - Федеральным Собранием РФ;
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами государственной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления;
- локальные нормативные акты.
В-четвертых, источники трудового права делятся по форме акта на хартии, конвенции, законы, указы, постановления, правила, положения, решения, приказы, инструкции, стандарты, предписания, разъяснения, рекомендации, соглашения.
В-пятых, источники трудового права группируются в зависимости от контингента работников на общие, распространяющиеся на всех работников (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"), и специальные, действующие в отношении отдельных категорий работников (Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
5.2. Система источников трудового права и ее особенности. Система источников трудового права - это состав, соотношение и взаимосвязь всех нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в зависимости от предмета трудового права.
В теории трудового права вполне обоснованно выделяются принципы построения системы источников трудового права:
а) принцип приоритета международно-правовых источников (ст. 10 ТК РФ);
б) принцип приоритета трудового законодательства в регулировании трудовых отношений (ст. 5 ТК РФ);
в) принцип федерализма в сфере трудовых отношений (ст. 6 ТК РФ);
г) принцип иерархии в сочетании, единстве с принципом запрета ухудшать положение работника <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лушников А.М., Лушникова М.В. Указ. соч. С. 204.

Юридической основой для построения, развития и совершенствования системы источников трудового права является Конституция РФ, содержащая важнейшие права и свободы человека в сфере труда. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод личности, незыблемы.
Статья 5 ТК РФ предусматривает систему источников трудового права. Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются на две группы: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Система источников российского трудового права имеет следующие особенности:
1) наличие в структуре российского трудового права международно-правовых актов, наибольший удельный вес среди которых занимают конвенции и рекомендации Международной организации труда;
2) отнесение трудового законодательства к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ);
3) значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
4) наличие особой группы подзаконных нормативных актов, исходящих от специализированного органа управления, занимающегося вопросами регулирования отношений в области труда и социального развития (Министерство труда и социальной защиты РФ);
5) дифференциация источников трудового права на общие и специальные.
5.3. Конституция РФ как источник трудового права. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является основным источником трудового права. Выделяются следующие ее статьи, составляющие фундамент трудового законодательства: ст. ст. 2, 6, 7, 15, 17 - 20, 30, 32, 45, 46, 55, 62, 72, 76 и др. Особое значение для отрасли трудового права имеет ст. 37 Конституции РФ, содержащая исходные положения, составляющие основу правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
В системе источников трудового права Конституция РФ имеет верховенство и прямое действие на всей территории России. Это означает, что все иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, принимаются в соответствии с Конституцией РФ, не должны противоречить ей, в противном случае указанные акты признаются недействующими и непосредственно применяются нормы Конституции РФ. Подтверждением этому служат решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высших судов субъектов РФ.
Между тем действующее трудовое законодательство содержит нормы, противоречащие Конституции РФ. Так, ст. 248 ТК РФ предусматривает взыскание материального ущерба с работника в пределах его среднего месячного заработка на основании распоряжения работодателя без согласия работника. Однако указанный порядок прямо противоречит Конституции РФ, согласно ст. 35 которой никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда.
Высшая юридическая сила Конституции РФ по отношению ко всем действующим на территории РФ нормативным актам безусловна. Однако составной частью правовой системы РФ признаются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В этой связи встает проблема соотношения Конституции РФ и указанных международных актов. Многие ученые полагают, что международные акты находятся на втором после Конституции РФ месте, поскольку последняя является исходным правоустанавливающим актом внутри страны, который обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, действующим на ее территории <1>. Подробнее о взаимодействии международных и национальных источников см. в § 2 гл. 18 далее.
--------------------------------
<1> См.: Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. N 8 - 9. С. 72; Миронов В.И. Законодательство о труде: теория и практика. М., 2000. С. 102.

5.4. Общие и специальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и формы их выражения. Наличие общих и специальных нормативных правовых актов в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - прямое следствие действия такого способа правового регулирования труда, как единство и дифференциация.
Единство отражается в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нормах для всех работников на территории РФ.
Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в нормах права для отдельных категорий работников, т.е. в специальных нормативных правовых актах и специальных нормах в актах общего характера.
Выделяются виды специальных норм в трудовом праве <1>:
--------------------------------
<1> См.: Каринский С.С. Дифференциация и унификация трудового законодательства // Правоведение. 1966. N 3. С. 52; Советское трудовое право / Под ред. Н.Г. Александрова. М., 1972. С. 15-151; Советское трудовое право / Под ред. В.С. Андреева. М., 1976. С. 44 - 45; Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2005. С. 49 - 50; и др.

а) нормы, устанавливающие некоторые изъятия из общих норм (например, в соответствии со ст. 296 ТК РФ работник, занятый на сезонных работах, обязан в письменной форме предупредить работодателя о досрочном расторжении трудового договора за три календарных дня). Наличие специальных норм, устанавливающих некоторые изъятия из общих норм, обусловливается не самой природой трудовых отношений, а прежде всего характером трудовой связи работника с работодателем;
б) нормы, конкретизирующие общие нормы, применительно к особенностям условий труда данной категории работников. К примеру, такие нормы содержатся в гл. 51 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников транспорта" относительно порядка приема на работу, которая непосредственно связана с движением транспортных средств, рабочего времени и времени отдыха этой категории работников, их дисциплине;
в) нормы, предоставляющие дополнительные льготы для определенной категории работников (например, ежегодные удлиненные отпуска, дополнительные отпуска и т.д.). Путем установления специальных норм-льгот законодатель проводит в целом дифференциацию по тяжести и вредности условий труда, учитывая в том числе природно-климатические условия места выполнения работ. Особое значение в настоящее время эти нормы приобретают для работников, занятых на подземных работах, работах с тяжелыми и вредными условиями труда;
г) нормы, предусматривающие повышенную ответственность для соответствующих категорий работников. К ним следует отнести, к примеру, нормы, определяющие основания прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (п. п. 7, 8, 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
5.6. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В настоящее время законодательный и договорный уровни регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений соотносятся таким образом, что все больше расширяется договорное регулирование в трудовом праве. В то же время договорное регулирование трудовых отношений должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, исходные положения, фиксирующие минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников, устанавливаются законодательством, а их конкретизация применительно к регионам, отраслям, территориям, отдельным работодателям, конкретным работникам устанавливается в договорном порядке. Когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем.
Согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, социально-партнерские соглашения и трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, социально-партнерское соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В связи с этим существует проблема: в трудовом законодательстве отсутствует механизм признания недействительными различных договоров о труде: коллективных договоров, социально-партнерских соглашений, трудовых договоров, иных соглашений индивидуального характера.
5.7. Локальные нормативные акты как источники трудового права. Локальные нормативные акты занимают особое место в системе источников трудового права. Обоснованность их существования вытекает из правовой природы хозяйской власти работодателя, о чем писал еще Л.С. Таль.
В науке отечественного трудового права теория локального нормативного регулирования разрабатывалась достаточно активно <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кондратьев Р.И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов, 1973; Он же. Локальное правовое регулирование трудовых отношений в СССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1979; Хныкин Г.В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

С учетом положений ст. 8 ТК РФ можно предложить следующее понятие: локальные нормативные акты в трудовом праве - это документы, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Выделяются следующие признаки локальных нормативных актов:
- пространственные пределы их действия ограничены: действуют лишь в конкретной организации или у индивидуального предпринимателя;
- субъектом локального нормотворчества является работодатель;
- указанные акты носят подзаконный характер и не могут противоречить трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективному договору, соглашениям, снижать установленный ими уровень гарантий трудовых прав работников;
- они отражают специфику производства, характер и профиль деятельности работодателя и учитывают его экономические возможности;
- локальные нормы отличает оперативность реагирования на изменения в организации труда, которые диктуются рынком.
Необходимо обратить внимание на одну серьезную проблему, касающуюся теории и практики применения локальных актов в трудовом праве. Анализ норм Трудового кодекса РФ позволяет утверждать, что по общему правилу работодатель вправе, а не обязан принимать локальные нормативные акты, исключение из этого правила составляют инструкции по охране труда. Однако разработать и ввести в действие такие локальные нормативные акты работодателя заставит сама хозяйственная деятельность. Чтобы в полной мере использовать потенциал Трудового кодекса РФ, полномочия, предоставленные работодателю законом, необходимо принятие того или иного локального нормативного акта, поскольку значительное число статей ТК РФ отсылает к локальным нормативным актам. Иным образом невозможно применение на практике указанных статей. Например, при увольнении работника вследствие недостаточной квалификации работодатель обязан подтвердить данное несоответствие результатами аттестации. Аттестация проводится на основании соответствующего Положения об аттестации.
Представляется целесообразным предусмотреть в Трудовом кодексе РФ перечень локальных нормативных актов, которые обязан принимать каждый работодатель (организация или индивидуальный предприниматель). В указанный перечень должны войти такие важные акты, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и др.
Существуют следующие способы принятия локальных нормативных актов:
а) работодателем в одностороннем порядке в пределах его компетенции (в таком порядке принимается большинство локальных нормативных актов);
б) работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями (например, график отпусков, график сменности, правила внутреннего трудового распорядка);
в) работодателем по согласованию с представительным органом работников (в случаях, предусмотренных коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями).

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!