Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 1. Определение и международно-правовая регламентация
социального диалога в сфере труда

1.1. Определение понятия и значение социального диалога в сфере труда. Осуществление социального диалога непосредственно связано с реализацией основополагающего принципа, имеющего первостепенное значение среди фундаментальных международно-правовых принципов в сфере труда, - свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров <1>. Социальный диалог в сфере труда признан Международной организацией труда (МОТ) одной из стратегических задач и одновременно основным средством решения всех ее стратегических задач по продвижению к социальной справедливости и справедливой глобализации в XXI веке <2>.
--------------------------------
<1> Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 18 июня 1998 г.) // РГ. 1998. 16 дек.
<2> Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации 2008 г. // Сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/fair_globalization.pdf.

Структура руководящих органов МОТ также основана на социальном диалоге. Например, принятие конвенций, рекомендаций, резолюций и других актов Международной конференцией труда осуществляется посредством голосования представителей трех сторон диалога - национальных правительств, работников и работодателей.
В широком смысле социальный диалог включает все типы переговоров, консультаций или обмена информацией между представителями правительств, работодателей и работников по вопросам, представляющим общий интерес и касающимся экономической и социальной политики. Эта дефиниция была впервые использована в 1999 году и повторяется в более поздних документах МОТ. Такое широкое определение отражает обширный спектр процедур, распространенных во всем мире.
Социальный диалог в сфере труда - это урегулированная нормами международного и внутригосударственного трудового права, проявляющаяся на различных уровнях система обмена информацией, консультаций и переговоров между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления в лице их представителей и иными заинтересованными участниками по определению и сближению позиций, принятию согласованных и приемлемых для всех сторон решений социально-трудовых вопросов, а также по исполнению и контролю за исполнением принятых решений.
Социальный диалог в сфере труда представляет собой многоаспектное явление. Будучи правовым явлением, социальный диалог в сфере труда может выступать в качестве системы отношений, как часть предмета трудового права, как существенная характеристика его метода, как новая функция трудового права, как принцип, а также как одна из задач трудового права либо как совокупность норм, составляющих отдельный правовой институт.
В учебной и научной литературе по трудовому праву социальный диалог в сфере труда представляется как часть предмета трудового права и существенная характеристика его метода, как новая функция трудового права, как принцип, а также как одна из задач трудового права. Значение социального диалога как функции трудового права состоит в возможности сглаживания социальной напряженности между работниками и работодателями <1>.
--------------------------------
<1> Трудовое право: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2013. С. 55 (автор гл. 2 "Функции трудового права" - Э.Г. Тучкова).

В российском законодательстве и правовых актах зарубежных стран используются различные понятия, схожие по смыслу и содержанию с социальным диалогом. Например, Трудовые кодексы Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы, законодательство некоторых стран постсоветского пространства используют термин "социальное партнерство".
В документах МОТ социальное партнерство рассматривается как самостоятельная категория, имеющая отличное от социального диалога содержание. Термин "социальное партнерство" употребляется, когда речь идет об отношениях на национальном и международном уровнях, тогда как социальный диалог охватывает все уровни <1>.
--------------------------------
<1> Следует отметить, что ни в одной из конвенций и рекомендаций МОТ не встречается категория "социальное партнерство", а сочетание "социальный диалог" использовано в одной Конвенции (N 181) и двух Рекомендациях (N 195 и 198).

В текстах Конституций Анголы, Колумбии, Мексики, Польши, Таиланда, Филиппин, Черногории упомянуты такие категории, как социальный диалог, трипартизм, трехсторонние органы. В некоторых странах приняты отдельные нормативные правовые акты о социальном диалоге в сфере труда <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Закон Украины от 23 декабря 2010 г. N 2862-VI "О социальном диалоге в Украине" // Голос Украины. 2011. N 8.

Российское законодательство устанавливает такие правовые условия для существования взаимоотношений работников и работодателей, которые позволяют говорить о них как о социально-партнерских. В связи с этим в ТК РФ использован термин "социальное партнерство" <1>.
--------------------------------
<1> Заметим, что в науке трудового права высказывались сомнения относительно характеристики взаимоотношений между представителями работников и работодателей как партнерских: она не всегда соответствует некоторым формам взаимодействия сторон трудовых отношений по согласованию их интересов. См.: Скобелкин В.Н. Принципы в Трудовом кодексе Российской Федерации // Четвертый Трудовой кодекс России. Омск, 2002. С. 98, 99.

В основу двух явлений - социального диалога и социального партнерства - положены различные понятия: диалог и партнерство. Партнерство следует считать более широким, так как оно, помимо диалога (как естественной формы общения), включает совместные действия партнеров, их участие в какой-либо общей деятельности. Поэтому социальное партнерство - это качественно более высокое и содержательно более широкое по сравнению с социальным диалогом явление.
Определенный как стратегическая задача в Декларации МОТ 1998 года об основополагающих принципах и правах в сфере труда, социальный диалог является средством решения трех других стратегических задач. Так, содействие основополагающим принципам и правам в сфере труда осуществляется путем разработки МОТ совместно с Международной организацией работодателей (МОР) и Международной конфедерацией профсоюзов (МКП) ряда мер по их реализации, в том числе учебных пособий <1> и проведения среди социальных партнеров учебных мероприятий по укреплению их потенциала. Связь стратегической задачи обеспечения социальной защиты с социальным диалогом указана в Рекомендации МОТ 2012 года о минимальных уровнях социальной защиты (N 202) - развитие системы пособий по социальной защите должно опираться на стабильные формы социального диалога. В свою очередь, на примере Конвенции МОТ 1966 года о политике в области занятости (N 122) представлена связь социального диалога со стратегической задачей обеспечения занятости. Национальная политика в области занятости формируется с применением процедур социального диалога на каждом этапе: от анализа текущей ситуации, который позволяет осуществить выбор политики, до ее утверждения и оценки.
--------------------------------
<1> См., например: ITUC Guide - How to Combat Forced Labour and Trafficking: A Manual for Trade Unions. URL: http://www.ituc-csi.org/ituc-guide-how-to-combat-forced; Employers' Handbook On Child Labour: A Guide for Taking Action. URL: http://www.ioe-emp.org/fileadmin/ioe_documents/publications/Policy%20Areas/child_labour/EN/(2001)%20Child%20Labour%20Employers%20Handbook.pdf и др.

Цель социального диалога раскрывается через условия его надлежащей организации и проведения. Таким образом, реализация данной цели будет заключаться в укреплении социальных партнеров и органов регулирования вопросов труда, в достижении консенсуса и взаимопонимания между социальными партнерами и государством, в участии работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в определении и реализации политики в сфере труда и нормативном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, реализации механизмов обмена информацией, консультаций и переговоров на всех уровнях взаимодействия сторон диалога.
1.2. Международные акты в системе правовых источников регулирования социального диалога в сфере труда. Система правовых источников регулирования социального диалога в сфере труда представляет собой многоуровневую совокупность взаимосвязанных нормативных актов. Она согласуется с уровнями системы социального диалога, так как разработка и принятие многих регуляторов социального диалога происходит либо трехсторонним решением (конвенции и рекомендации МОТ, трехсторонние социально-партнерские соглашения в Российской Федерации) или двусторонним решением (отраслевые соглашения, коллективные договоры), либо как минимум сопровождается соответствующими трех- и двусторонними консультациями (например, внутригосударственные нормативные правовые акты, корпоративные и локальные нормативные акты).
Можно выделить три основных уровня регулирования социального диалога - международный, внутригосударственный и локальный. В свою очередь, на каждом уровне существуют акты с разным территориальным охватом (кругом участников). На международном уровне существуют акты глобального (универсального) и регионального масштаба, а также многосторонние и двусторонние акты, заключаемые между государствами. Глобальный (универсальный) международный уровень составляют прежде всего акты ООН, МОТ. Международный региональный уровень представлен документами, принятыми в рамках Совета Европы, Европейского союза и других организациях, действующих, как правило, в пределах одного региона. Существуют двусторонние договоры, заключаемые между государствами, регулирующие вопросы трудовой миграции, включая социальный диалог с участием иностранных работников.
На внутригосударственном уровне действуют акты, охватывающие всю территорию государства либо ее часть. В зависимости от этого можно назвать общенациональные и региональные правовые акты. Классификацию можно расширить за счет деления второй группы актов на межрегиональные (в пределах двух и более субъектов федеративных государств), региональные и местные.
Кроме того, на двусторонней основе между коллективом работников и работодателем в форме коллективных договоров (соглашений) принимаются акты на локальном уровне. Локальный уровень может выходить далеко за пределы одного населенного пункта или даже государства. Например, Генеральный коллективный договор ОАО "Газпром" и его дочерних обществ <1> распространяет свое действие на дочерние организации ОАО "Газпром", расположенные в 24 субъектах Российской Федерации. В современных условиях существует трансгранично-корпоративный уровень социального диалога. Международные рамочные соглашения содержат обязательства многонациональных корпораций, которые осуществляют свою деятельность на территории одного (например, европейские рамочные соглашения) или нескольких регионов мира.
--------------------------------
<1> О Генеральном коллективном договоре // МПО Газпром Профсоюз; http://mpogazprom.ru/node/46.

Среди источников следует выделить прежде всего акты общемирового значения, которые содержат универсальные нормы. Это документы, принятые в рамках ООН, МОТ и других международных организаций. К ним относятся уставы международных организаций, декларации, пакты, конвенции и протоколы к ним, рекомендации, резолюции, решения и заключения комитетов и т.п.
Преамбула Устава МОТ <1> гласит, что социальная справедливость может быть достигнута на основе обеспечения благоприятных условий труда во всех странах и непредоставление работникам таких условий труда в одной стране является препятствием для других народов, желающих улучшить положение работников в своих странах. Поэтому особое внимание в нормотворческой деятельности МОТ было уделено возрастающему влиянию на экономику государств со стороны многонациональных корпораций (МНК). В связи с этим были сформулированы и раскрыты принципы, которыми должны руководствоваться социальные партнеры, правительства и МНК в целях экономического и социального благосостояния. Результатом деятельности МОТ по разработке таких принципов стала Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики <2>, принятая 16 ноября 1977 г. <3>. Декларация ориентирует государства, работников, работодателей, их представительные организации, а также сами МНК на активное участие в социальном диалоге, включая коллективные переговоры, консультации, рассмотрение жалоб и разрешение трудовых конфликтов. Причем механизмы диалога должны быть налажены как в стране базирования МНК (иными словами, в той стране, где МНК зарегистрирована в качестве юридического лица), так и в принимающих странах (то есть по фактическому расположению производства, рабочих мест).
--------------------------------
<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. Вып. XVI. С. 351 - 370.
<2> Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Женева: МБТ, 2001. С. 1 - 21.
<3> Актуальный текст Декларации содержит поправки, принятые в 2000 году.

Декларация 2008 года "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" развивает положения концепции достойного труда, ориентируя государства-члены на социальный диалог как стратегическую задачу и одновременно инструмент реализации всех четырех стратегических задач.
Нормы, касающиеся социального диалога, затрагивают практически все конвенции и рекомендации МОТ <1>. Большинство конвенций содержит положения о необходимости решения вопросов труда с помощью процедур социального диалога. Две фундаментальные конвенции <2> закрепляют основополагающий принцип свободы объединения и действенного признания права на ведение коллективных переговоров, без соблюдения которого невозможен основанный на представительности и равноправии сторон социальный диалог на демократической основе.
--------------------------------
<1> В общей сложности 113 конвенций, 4 протокола и 102 рекомендации содержат в тексте упоминание одной или нескольких процедур социального диалога.
<2> N 87 и 98.

Ряд конвенций принят по вопросам, непосредственно касающимся регулирования взаимодействия субъектов социального диалога. В соответствии с современной классификацией МОТ норм с учетом их статуса, к ним относятся Конвенции: 1938 года о статистике заработной платы и рабочего времени (N 63); 1947 года об инспекции труда (N 81) и протокол к ней 1995 года; 1947 года об инспекции труда на территориях вне метрополии (N 85); 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129); 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (N 144); 1978 года о регулировании вопросов труда (N 150); 1985 года о статистике труда (N 160) <1>.
--------------------------------
<1> Классификация предложена в 2011 году Административным советом с целью более эффективного представления государствам - членам МОТ наиболее целесообразных путей реализации этих актов. Административный совет признал, что количество норм даже по отдельной стратегической задаче достигло такой критической массы, что они не могут быть охвачены представляемым на МКТ Общим обзором Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Поэтому предложено выделение актов по стратегическим задачам для сохранения актуальности свода норм МОТ и определения норм, требующих пересмотра. См.: GB.310/LILS/3/1. Административный совет, 310-я сессия, Совершенствование деятельности МОТ, связанной с нормами // Политика МОТ в области норм: принципы создания надежного и эффективного международного трудового кодекса. Женева, 2011.

Рекомендации МОТ усиливают обязательность положений конвенций, дополняя, расширяя и уточняя их содержание. Стратегической задаче содействия социальному диалогу в соответствии с вышеупомянутой классификацией посвящены 13 Рекомендаций: 1923 года об инспекции труда (N 20); 1947 года об инспекции труда (N 81); 1947 года об инспекции труда на горнопромышленных и транспортных предприятиях (N 82); 1951 года о коллективных договорах (N 91); 1951 года о добровольном примирении и арбитраже (N 92); 1952 года о сотрудничестве на уровне предприятия (N 94); 1960 года о сотрудничестве в отраслевом и в национальном масштабе (N 113); 1967 года о связях на предприятии (N 129); 1967 года о рассмотрении жалоб (N 130); 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 133); 1976 года о трехсторонних консультациях (N 152); 1978 года о регулировании вопросов труда (N 158); 1985 года о статистике труда (N 170) <1>.
--------------------------------
<1> См.: GB.310/LILS/3/1. Административный совет, 310-я сессия, Совершенствование деятельности МОТ, связанной с нормами // Политика МОТ в области норм: принципы создания надежного и эффективного международного трудового кодекса. Женева, 2011.

Отдельным видам социального диалога в сфере труда посвящены различные группы норм, установленные в перечисленных выше актах МОТ. Например, трехсторонним консультациям по вопросам деятельности МОТ посвящены Конвенция N 144 и Рекомендация N 152. Нормы о внутригосударственном социальном диалоге по регулированию труда выделены в отдельную Конвенцию N 150, Рекомендацию N 113 и другие акты. Наконец, международные трудовые стандарты социального диалога на локальном уровне, закрепленные в том числе в Рекомендациях N 94 и 129, регулируют определенные особенности, специфику сотрудничества, связей, жалоб и примирения в трудовых отношениях.
По отдельным проблемам, связанным с международными трудовыми стандартами, МКТ принимает резолюции. Резолюция о независимости профсоюзного движения 1952 г. <1> содержит принципы, которые имеют существенное значение для защиты свободы и независимости профсоюзного движения и его фундаментальной задачи по улучшению социального и экономического благосостояния трудящихся. В Резолюции о правах профсоюзов и их взаимосвязи с гражданскими свободами 1970 г. <2> признано, что права организаций работников и работодателей должны быть основаны на уважении гражданских свобод и что отсутствие этих гражданских свобод лишает любого смысла концепцию прав профсоюзов. Резолюция 2002 г. <3> нацелена на укрепление роли трипартизма и социального диалога на национальном уровне и в рамках МОТ, как инструмента решения одной из четырех стратегических задач и для обеспечения реализации всех стратегических задач и межсекторальных проблем гендерного равенства и развития. В Резолюции 2013 г. <4> определены рамки действий по содействию и укреплению социального диалога.
--------------------------------
<1> Основные права человека в сфере труда и их защита // Библиотечка "Российской газеты". М., 1999. Вып. 22 - 23. С. 105.
<2> Там же. С. 106.
<3> Резолюция о трипартизме и социальном диалоге: принята 18 июня 2002 г. на 90-й сессии МКТ // МБТ: Резолюция о трипартизме и социальном диалоге. Международная конференция труда, 90-я сессия. Женева, 2002.
<4> Резолюция о периодическом обсуждении проблем социального диалога: принята 19 июня 2013 г. на 102-й сессии МКТ // Резолюции, принятые на 102-й сессии Международной конференции труда. Женева, 2013. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetmgdocument/wcms_223860.pdf.

МНК вызывает появление участников и учреждений трансграничного социального диалога. В связи с этим большое распространение получили международные рамочные соглашения, корпоративные кодексы поведения, стандарт социальной ответственности (КО 26000) и другие акты, появление которых связано с транснациональными компаниями и их сотрудничеством с профсоюзами и другими организациями гражданского общества.
Основополагающие принципы и права, установленные в актах универсального международного уровня, конкретизируются в региональных международных документах. Существование нескольких уровней международных актов позволяет учесть различия правовых систем разных государств мира. Некоторый объем норм о социальном диалоге содержится и в двусторонних соглашениях между государствами.
Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 года <1> (ЕСХ) закрепляет права, способствующие ведению социального диалога в сфере труда на демократической основе: свобода объединения, коллективные переговоры, получение информации и консультации на предприятии, участие работников в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии. ЕСХ конкретизирует перечисленные права, содержит положения об их обеспечении, а также устанавливает контрольный механизм их соблюдения.
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2010. N 4. С. 17 - 67.

Основа нормативного регулирования социального диалога в Европейском союзе заложена в ст. ст. 118 и 118 "b" Договора 1957 года об учреждении Европейского экономического сообщества <1>. Регулирование социального диалога осуществляется на наднациональном уровне с помощью директив.
--------------------------------
<1> Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. С. 95 - 288.

Директива ЕС 2002/14/ЕС устанавливает рамочные положения об информировании и проведении консультаций с работниками, перед тем как работодателем будет принято затрагивающее их решение. Директива ЕС 2009/38/ЕС преследует цель повысить права на информацию и консультации сотрудников предприятий и групп предприятий, действующих в масштабе ЕС. Для этого предусматривается учреждение и функционирование европейских производственных советов в каждом предприятии или группе предприятий, подпадающих под критерии, указанные в Директиве. Нормы о взаимоотношениях социальных партнеров также содержатся в Директивах 2001/86/ЕС об участии работников в управлении европейскими компаниями <1> и 2003/72/ЕС об участии работников в управлении европейскими кооперативами <2>.
--------------------------------
<1> Council Directive 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company with regard to the involvement of employees // EU Official Journal L 294. 10.11.2001. P. 22 - 32.
<2> Council Directive 2003/72/EC of 22 July 2003 supplementing the Statute for a European Cooperative Society with regard to the involvement of employees // EU Official Journal L 207. 18.8.2003. P. 25 - 36.

Нормы международных актов о социальном диалоге получили отражение в институте социального партнерства, закрепленного в ТК РФ, других нормативных правовых актах, в том числе региональных, в правовых актах социального партнерства, принятых на различных его уровнях.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Rambler's Top100
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!