Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
§ 4. Двусторонние международные договоры как основа
региональной правовой интеграции

Следует отметить, что двусторонние международные договоры России о трудовой миграции можно подразделить на три вида: 1) с теми странами, которые входят в те же региональные международные организации, что и РФ (например, страны ШОС - Шанхайской организации сотрудничества), 2) с государствами-наблюдателями в международных организациях (например, Монголия); 3) с государствами, которые имеют общую границу с Россией (например, Корейская Народно-Демократическая Республика).
В Соглашении "О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации" <1> (в ред. Протокола от 29 октября 2013 г.) указывается, что действие данного Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Республики Таджикистан, постоянно проживающих соответственно на территории Российской Федерации или Республики Таджикистан (далее именуется - государство постоянного проживания), которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой Стороны. Указанные лица осуществляют временную трудовую деятельность в соответствии с:
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2006. N 6. С. 39 - 45.

а) договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическими или физическими лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работник находится в трудовых отношениях;
б) гражданско-правовыми договорами на выполнение работ (оказание услуг), заключенными ими с заказчиками работ (услуг) принимающего государства;
в) трудовыми договорами, заключенными ими с работодателями принимающего государства.
Стороны не несут ответственности по обязательствам, вытекающим из договоров, заключенных в рамках Соглашения.
Кроме того, привлечение работников к временной трудовой деятельности и использование их труда осуществляются в соответствии с законодательством принимающего государства, если иное не установлено Соглашением.
2. Работники осуществляют временную трудовую деятельность в принимающем государстве при наличии соответствующего документа, выдаваемого в соответствии с законодательством принимающего государства не более чем на один год. По мотивированной просьбе работодателя или заказчика работ (услуг), получившего в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, срок разрешения на работу может быть продлен, но не более чем на один год.
В свою очередь, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации (заключено в г. Ташкенте 4 июля 2007 г.) <1> отмечается, что трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность на территории принимающего государства на основании: а) трудовых договоров, заключенных с работодателями принимающего государства; б) гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), заключенных с заказчиками работ (услуг) принимающего государства. Стороны не несут ответственности по обязательствам, вытекающим из трудовых и гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Соглашения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5422.

Отметим и то обстоятельство, что действие данного Соглашения не применяется в отношении следующих лиц:
а) граждан государств Сторон, направленных для работы или нанятых на работу в штаб-квартиры и представительства международных организаций, а также в официальные представительства государства одной Стороны на территории государства другой Стороны;
б) граждан государств Сторон, направленных для работы или нанятых на работу государством одной Стороны или от его имени вне его территории, для участия в осуществлении программ развития или других программ сотрудничества, статус которых регулируется отдельным соглашением с принимающим государством и которые в соответствии с настоящим Соглашением не являются трудящимися-мигрантами;
в) беженцев и лиц без гражданства, если такое применение не предусмотрено в законодательстве принимающего государства или международных документах, действующих в отношении государств Сторон;
г) обучающихся;
д) моряков, а также трудящихся, занятых на стационарной прибрежной установке, которым не было выдано разрешение на проживание и трудовую деятельность в принимающем государстве;
е) граждан государства одной Стороны, выполняющих на территории принимающего государства служебные поручения организации, имеющей филиалы и представительства на территории принимающего государства;
ж) граждан государства постоянного проживания, занимающихся на территории принимающего государства предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством принимающего государства и (или) двусторонними (многосторонними) международными договорами, действующими в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан;
з) граждан государства постоянного проживания, аккредитованных на территории принимающего государства в качестве сотрудников зарубежных средств массовой информации.
В Соглашении между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. <1> указывается, что действие данного Соглашения распространяется на граждан РФ и граждан КНР, постоянно проживающих на территории РФ и КНР, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государства:
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2001. N 7. С. 43 - 48.

а) в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами принимающего государства, и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях;
б) в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами принимающего государства.
Вместе с тем здесь можно выделить одну проблему.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. <1> ввел главу 50.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства", а также внес существенные изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СЗ РФ. 2014. N 49 (ч. VI). Ст. 6918.

Это обстоятельство в настоящий момент поставило важную проблему обеспечения схожести подходов к проблемам миграции в международных двусторонних соглашениях и национальном законодательстве.
Сущность этой проблемы состоит в следующем: в ряде случаев двусторонние международные соглашения и нормативные правовые акты России о миграции противоречат друг другу <1>.
--------------------------------
<1> Мы имеем в виду прежде всего несогласованность терминологии и сферы применения.

Отметим, что правовое регулирование миграции осуществляется на двух уровнях: международном и национальном. Исходя из принципа гармоничности и логичности правовой системы необходимо сделать все, чтобы эти уровни не противоречили друг другу. Это позволит усилить эффект воздействия на миграционные отношения.
Рассмотрим в качестве примера противоречия между гл. 50.1 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства", Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с одной стороны, и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 2000 г., с другой стороны.
Они состоят в следующем:
1) в Соглашении используется термин "контракт" (ст. ст. 1 и 6), чего нет в гл. 50.1 ТК РФ и Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", где закрепляется понятие "трудовой договор";
2) в Соглашении допускается применение гражданских правовых договоров к трудовым отношениям: "Действие настоящего Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Китайской Народной Республики (далее именуются - работники), постоянно проживающих на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики (далее именуется - государство постоянного проживания), которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории другого государства (далее именуется - принимающее государство): а) в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг (далее именуются - договоры), заключенными между юридическими или физическими лицами принимающего государства (далее именуются - заказчики), и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми работники находятся в трудовых отношениях" (ст. 1). Ничего подобного нет в российском законодательстве, где трудовые отношения с иностранными гражданами регулируются трудовыми договорами;
3) по Соглашению в качестве работодателя выступает исключительно только юридическое лицо; в национальном же законодательстве работодателем может быть юридическое и физическое лицо.
Отметим и то обстоятельство, что "привлечение и использование работников осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон и положениями настоящего Соглашения" (ст. 3 Соглашения).
Это означает, что нормы Соглашения оказывают прямое воздействие на регулирование труда иностранных граждан. Руководствуясь Конституцией РФ, можно заключить, что все то, что противоречит Соглашению, будет являться недействительным.
При сравнении положений Соглашения с нормами российского законодательства обращает на себя внимание и то обстоятельство, что есть в них одно важное совпадение (общее положение) - они регулируют только трудовые отношения с иностранными гражданами. Однако все это противоречит ст. 1 ТК РФ, где, помимо трудовых отношений, закрепляются и иные непосредственно связанные с ними отношения (всего вместе с трудовыми их десять).
В последнее время наметилась позитивная тенденция усиления интеграционных связей между Российской Федерацией и Монголией. Ввиду этого обстоятельства требуется совершенствование международных актов наших государств, среди которых важное место, несомненно, занимает Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 17 февраля 2012 г. <1>, которое также поднимает ряд вопросов.
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2014. N 11. С. 25 - 28.

Модернизация этого международного акта должна осуществляться в форме устранения положений о применении норм гражданского права к трудовым отношениям, так как это может привести к негативной практике нарушения трудовых прав работников некоторыми недобросовестными работодателями, которые будут сознательно заключать с работниками гражданские договоры вместо трудовых.
Что касается этого направления, то хотелось бы, прежде всего, оценить содержание ст. 2 Соглашения с точки зрения российского и монгольского трудового законодательства.
Так, в этой статье отмечается: "Действие настоящего Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Монголии (далее - работники), которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность соответственно на территории Монголии и на территории Российской Федерации (далее - принимающее государство): а) в соответствии с договорами о выполнении работ или оказании услуг (далее - договоры о выполнении работ), заключенными с юридическими или физическими лицами принимающего государства; б) в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем принимающего государства".
Анализ этого положения позволяет заключить, что к трудовым отношениям при желании можно применить нормы гражданского права, так как с таким субъектом трудового права, как работник, допускается заключение гражданского договора, что противоречит и российскому, и монгольскому законодательству.
Действительно, в ст. 15 ТК РФ указывается: "Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается".
Кроме того, согласно ст. 56 ТК РФ "трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник".
В свою очередь, в Законе о труде Монголии от 14 мая 1999 г. <1> содержатся следующие положения: "работодатель" - лицо, нанимающее работника на основе трудового договора; "работник" - гражданин, работающий на работодателя на основе трудового договора; "трудовой договор" - взаимные обязательства, по которым, с одной стороны, работник выполняет определенную работу, согласно внутреннему трудовому распорядку, установленному работодателем в соответствии с законом, с другой стороны, работодатель выплачивает работнику заработную плату, соответствующую результатам его труда, и обеспечивает его условиями труда, предусмотренными в законодательстве, коллективном договоре и соглашении" (ст. 3).
--------------------------------
<1> http://mongolnow.com/law6.html

Таким образом, совершенствование Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 17 февраля 2012 года должно осуществляться с более точным учетом особенностей национального трудового законодательства России и Монголии.
Усиление интеграционных связей между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой определяет необходимость совершенствования международной правовой базы. Это относится также и к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 2007 г. <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2010. N 5. С. 49 - 53.

Пути оптимизации этого акта состоят в следующем.
Желательно было бы определиться относительно того, нормами какого права (трудового или гражданского) регулируется в этом Соглашении труд иностранных работников. Или вообще речь там идет о конструкции так называемого заемного труда, который в России запрещен.
В Российской Федерации трудовые права иностранных граждан в целом закрепляются в трудовом законодательстве. Нормы гражданского права на трудовые отношения с иностранными работниками не распространяются.
Вместе с тем в ст. 1 Соглашения отмечается: "Действие настоящего Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Корейской Народно-Демократической Республики (далее - работники), постоянно проживающих соответственно в Российской Федерации и в Корейской Народно-Демократической Республике (далее - государства постоянного проживания), которые на законном основании въехали на территорию государства другой Стороны (далее - принимающее государство) с целью осуществления временной трудовой деятельности в соответствии с договорами о выполнении работ или об оказании услуг (далее - договоры), заключенными между физическими или юридическими лицами принимающего государства (далее - заказчики) и юридическими лицами государства постоянного проживания, далее именуемыми исполнителями работ (подрядчиками), в порядке, установленном законодательством государства постоянного проживания".
Анализ этой нормы показывает, что к трудовым отношениям иностранных граждан могут применяться нормы гражданского права (договоры о выполнении работ или об оказании услуг). Это запрещается Трудовым кодексом РФ: "Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается" (ст. 15).
По смыслу данной статьи получается, что иностранные работники не заключают трудовые договоры с работодателями принимающей страны, так как все вопросы решают между собой физические или юридические лица принимающего государства (заказчики) и юридические лица государства постоянного проживания.
Налицо ситуация с заемным трудом, который запрещен Трудовым кодексом РФ.
Подобный подход находит свою реализацию и в других положениях Соглашения.
Так, в ст. 6 указывается, что оплата и другие условия труда работников регулируются договорами, заключаемыми этими работниками и исполнителями работ (подрядчиками). Условия труда работников не должны быть менее благоприятными, чем те, которые предусмотрены для граждан принимающего государства, выполняющих аналогичную работу у того же заказчика.
В ст. же 7 содержится следующая норма: "Работники имеют право на освобождение от работы в дни официальных праздников государства постоянного проживания. Положения, регулирующие вопросы освобождения от работы в эти дни, должны содержаться в договоре, заключаемом заказчиком и исполнителем работ (подрядчиком)".
Все эти положения находятся в противоречии со ст. 4 Соглашения: "Трудовая деятельность работника осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства", так как заемный труд в Российской Федерации запрещен.
Таким образом, региональная правовая интеграция представляет собой объективный процесс, представляющий собой сближение систем национального трудового права прежде всего в рамках ЕАЭС, СНГ и БРИКС.

правое меню

Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!