_________________ ____________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ __________
(подпись) (инициалы,
Специалиста по работе с семьей фамилия)
00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Для работы специалистом по работе с семьей принимается лицо:
1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки;
2) не имеющее ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.2. Специалист по работе с семьей должен знать:
1) законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка;
2) основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации;
3) государственные стандарты оказания социальных услуг;
4) национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций;
5) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды;
6) типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
7) методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации;
8) теорию, методологию и технологию социальной работы применительно к семьям групп социального риска;
9) конфликтологию, возрастную психологию, дефектологию для определения проблем взаимоотношений;
10) социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия;
11) социальную психологию (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.);
12) социальную психологию личности;
13) социальную педагогику, социологию;
14) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
15) основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации;
16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными;
17) инфраструктуру социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства;
18) государственные стандарты оказания социальных услуг;
19) семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей;
20) социологию, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии;
21) технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения;
22) технологии социальной работы и особенности их применения;
23) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией;
24) принципы работы банка данных учета семей;
25) стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
26) российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми;
27) основы профилактики нарушений социализации семей и детей;
28) социальную психологию, проблемы социализации;
29) методы социальной работы, инструментарий для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей;
30) основы возрастной психологии и психологии личности;
31) психологию кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
32) проведение тренингов командообразования, сотрудничества;
33) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми;
34) типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации;
35) основы самообразования специалистов по работе с семьей;
36) основы социальной реабилитации;
37) психологию семьи, психологию малых групп;
38) _________________ _______________________ ________________.
1.3. Специалист по работе с семьей должен уметь:
1) устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением;
2) оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми;
3) проводить разные виды социального консультирования;
4) обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
5) повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции;
6) проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека;
7) находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми;
8) поддерживать социальные контакты с семьей и детьми;
9) осуществлять социальное консультирование;
10) проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей;
11) вести деловое общение, общаться с разными категориями семей;
12) общаться с детьми разного возраста;
13) проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей;
14) составлять социальный паспорт семей с детьми;
15) обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления;
16) повышать свою профессиональную компетенцию;
17) составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их;
18) разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей;
19) применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции;
20) осуществлять разные виды социального консультирования;
21) работать в команде, организовывать деятельность специалистов;
22) проводить оценку качества работы;
23) консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики;
24) составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком;
25) разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми;
26) проводить мониторинговые исследования;
27) сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов;
28) разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований;
29) вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями;
30) владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);
31) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.4. Специалист по работе с семьей в своей деятельности
руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.5. Специалист по работе с семьей подчиняется непосредственно
_________________ ___________________.
(наименование должности руководителя)
1.6. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи:
2.1.1. Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
2.1.2. Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей.
2.1.3. Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист по работе с семьей исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) производит подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей;
2) планирует и проводит обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих);
3) изучает особенности социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (замещающих семей);
4) выявляет причины неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
5) устанавливает контакт с родителями, лицами, их замещающими;
6) выполняет диагностику отклонений в функционировании различных типов семей с детьми;
7) изучает особенности личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства;
8) определяет направления работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения;
9) проводит оценку рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе;
10) проводит систематизацию и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей;
11) определяет возможность проведения социально-психологической реабилитации детей и семей;
12) осуществляет подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка;
13) проводит комплексное изучение ребенка в социуме;
14) привлекает экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития;
15) выявляет причины особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов;
16) выявляет фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите;
17) определяет направления работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации;
18) ведет документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления;
19) осуществляет разработку рекомендаций по сопровождению различных типов семей.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) производит сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме;
2) проверяет первичные документы и информацию;
3) организует приход специалистов в различные типы семей с ребенком;
4) проводит анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком;
5) проводит развернутое интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации;
6) составляет необходимую документацию (акт, протокол, характеристику, сведения и т.д.);
7) осуществляет анализ первичных документов и собранной информации;
8) консультирует семьи с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
9) осуществляет подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи;
10) подготавливает и организует запрос необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях;
11) ведет учет разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии);
12) проводит систематизацию различных типов семей с детьми;
13) осуществляет разработку плана помощи детям из различных типов семей;
14) передает сведения в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми;
15) ведет служебную документацию и переписку;
16) проводит анализ государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих;
2) выполняет диагностику социальных условий жизни детей в разных семьях;
3) выявляет отклонения в функционировании семей;
4) проводит оценку рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей;
5) определяет возможности активизации потенциала семей;
6) организует и проводит социально-психологическую реабилитацию семей с детьми;
7) обобщает результаты эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми;
8) проводит оценку эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации;
9) организует встречи специалистов с родителями;
10) проводит с родителями консультирование по вопросам воспитания детей;
11) осуществляет разработку программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей;
12) выносит объективную оценку условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих;
13) предоставляет рекомендации или предложения по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам;
14) организует работу с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей;
15) осуществляет разработку программ оказания помощи семьям с детьми;
16) создает команду специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста;
17) проводит оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей;
18) обосновывает и осуществляет закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми;
19) осуществляет передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми;
20) составляет план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком;
21) проводит профилактику негативных явлений в детской среде.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по работе с семьей:
1) несет ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми;
2) проявляет готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы;
3) проявляет аналитические способности;
4) соблюдает этические нормы и правила, профессиональную этику;
5) исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Специалист по работе с семьей имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Специалист по работе с семьей привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Специалист по работе с семьей", утвержденного Приказом Минтруда
России от 18.11.2013 N 683н, с учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.